Сроки по запуску биржевого контракта на нефть сорта Urals спешно пересматриваются. Отечественная нефть станет маркером на сырьевом рынке, а Санкт-Петербург - центром ценобразования на российское «черное золото».
О том, что сроки на запуск российского биржевого контракта на Urals будут пересмотрены, заявил Михаил Темниченко - вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Он пояснил, что компания «Транснефть» уже вовсю готовится к погрузкам в Приморске - порте на Балтийском море, который должен стать центром ценообразования на российскую нефть сорта Urals. Запуск фьючерса планируется на ноябрь 2016 года, а первая физическая поставка - уже в январе 2017 года. Президент биржи Алексей Рыбников еще не уверен, будет ли рынок реальным, или останется финансовым - без осуществления физических поставок, но с выплатой разницы в цене. «Запуская контракт, мы еще до конца не понимаем, во что он разовьется, будет ли он бумажный и финансовый, или же поставочный», — говорит Алексей Рыбников.
Неуверенность г-на Рыбникова можно понять - нынешняя попытка превратить Urals в биржевой товар, а Приморск в Нью-Васюки мировой нефтеторговли - не первая. Далеко не первая. И все они пока завершались громким пшиком.
Битва за Уралс
Первыми войну за право Urals стать эталонной нефтью и торговаться на бирже начали инвесторы из «Альфы» - известные своими решительными намерениями. Сразу после консолидации в своих руках активов Тюменской нефтяной компании, «альфа-нефтяники» обнаружили, что с их нефтью происходят странные и удивительные вещи. Уходящая по трубе нефтепровода «Дружба», она утрачивала какую-либо ценовую связь со своими владельцами и оказывалась исключительно во власти многочисленных брокеров, которые и формировали цену на «черное золото» из Тюмени. Для прояснения ситуации был проведено специальное расследование, которое выполнила консалтинговая фирма Andersen. В результате изумленные «альфовцы» обнаружили, что имеют дело с настоящим картелем - ценовым сговором многочисленных посредников, орудующих на другом конце трубы. А политическая крыша у этих связей уходила в кабинеты ведущих политических партий стран Западной Европы (нефтетрейдинг - любимый инструмент теневого финансирования политических партий Запада).
Но победить гидру было не так-то просто. Зато серьезные проблемы образовались у Andersen и трейдинговой компании Crown Resourses (структура «Альфы», которая заказывала расследование). Первая прекратила свое существование из-за скандала, связанного с аудитом корпорации Enron, а вторая оказалась под ударом из-за крушения в начале 2002 года танкера «Престиж».
Провалилась попытка Crown Resources покупки трейдингового бизнеса американского миллиардера Марка Рича. А предложение продавать всю нефть, идущую в Европу по нефтепроводу «Дружба», через специальную биржу (создать ее предлагалось с участием Crown Resources), не нашло поддержки в правительстве.
Но «Альфу» это не остановило. Алексей Кузьмичев - шеф Crown Resourses - занялся организацией биржевого контракта на русскую нефть в США. И в октябре 2006 года заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов ударил в колокол на Нью-Йоркской торговой бирже (NYMEX). Контракт на поставку Urals из порта Приморск был запущен. Правда сам сорт нефти было решено перепозиционировать и назвать его «Rebco» (Russian Export Blend Crude Oil). «Ребку» вытянуть не удалось: за весь период существования контракта по нему не было совершено ни одной реальной сделки. И в ноябре 2013 года котировки Rebco прекратились.
К этому времени тема несколько утратила свою актуальность. ТНК была продана Роснефти, Роснефть, в свою очередь, прикупила и те самые НПЗ, на которые производилась поставка нефти из России. В итоге удалось решить основную проблему - снять большой дисконт между биржевой котировочной ценой на эталонный сорт нефти Brent и устанавливаемую в результате опросов брокеров цену на Urals. И если в 2005 году этот дисконт составлял, по данным Reuters, 5-6 долларов США в расчете на баррель, то к 2014 году он снизился до 84-99 центов за баррель.
Цель - тотальный контроль
Тема создания собственной эталонной нефти стала вновь актуальной под воздействием двух главных факторов. Прежде всего из-за падения цен. Дисконт в один доллар на отметках 40 долларов за баррель - это совсем не то же самое, что при цене выше сотни. И дело не только в процентном соотношении. В нынешних условиях этот дисконт может означать для конкретного нефтедобытчика разницу между жизнью и смертью. Второй фактор - снятие ограничений на поставки нефти из Ирана - привел к изменению соотношения на рынке сортов поставляемой в Европу нефти. В результате чего дисконт на Urals снова стал исчисляться долларами. Сыграла свою роль и общая осадная идеология - рассчитывать можно лишь на то, что контролируешь сам, и без опоры на внешние силы.
В настоящее время почти половина добываемой в России нефти экспортируется. В свою очередь, почти половина всех бюджетных доходов России обеспечивается за счет поступлений от экспорта нефти. Таким образом, дисконт на баррель стал стратегическим фактором.
30 ноября 2015 года Санкт-Петербургская биржа (СПбМТСБ) начинает тестовые торги поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть.
Пока они проводятся на специальном игровом сервере биржи, а доступ к ним предоставляется всем потенциальным пользователям. Таким образом отлаживаются процедуры, технологии и торговые стратегии. Никаких денежных расчетов не осуществляется.
Главным конкурентом Urals, как ни странно это звучит, может стать не умирающий Brent (добыча нефти в Северном море, к сортам которой привязан этот эталон, сходит на нет), а другой российский бенчмарк - Espo.
Это качественная нефть, поставляемая на дальневосточные рынки, за которыми будущее - как по объемам, так и по темпам роста. В результате уже в ближайшем будущем война за контроль над нефтяными ценами может быть перенесена на внутренний рынок.
А дисконт Urals будет определяться по отношению не к Brent, а к Espo.
Игра в Urals на повышение
Кремль торопится взять под контроль цену на российскую нефть.