Акционеры компании «РуссНефть» одобрили реструктуризацию полученного от ВТБ кредита на общую сумму на 2,35 млрд долларов. Из этих денег нефтяная компания смогла вовремя вернуть банку только миллиард долларов. Срок погашения остатка долга будет перенесен на три года. Судя по тому, что «РуссНефти» вслед за выходом на IPO, в результате которого якобы было привлечено 500 млн долларов, понадобилась реструктуризацию долга, финансовые дела компании плохи. Тем не менее, основной владелец нефтяного актива Михаил Гуцериев, что ни день, делает дорогие покупки, деньги на которые находятся в закромах коммерсанта как по волшебству.
В январе этого года стало известно, что Гуцериев прикупил 75% группы музыкальных каналов Bridge Media. В группу входят ООО «Шансонг», ООО «Русонг», ООО «Он-Медиа» и ООО «Дэнж ТВ», владельцы лицензий на телеканалы Bridge TV, Bridge TV Classic, Rusong TV, Bridge TV Dance и Bridge HD. Стоимость сделки не называется, но для сравнения, в позапрошлом году бизнесмен приобрел «Радио Шансон», следку оценивали в 50–60 млн долларов.
В декабре прошлого года коммерсант закрыл сделку по приобретению сети гипермаркетов техники и электроники «Эльдорадо». В учетом долговой нагрузки эксперты оценивали стоимость покупки (которая опять-таки, официально не разглашалась) в сумму более 26 млрд рублей. В том же месяце ФГ «Сафмар» семьи Михаила Гуцериева и бизнесмена Микаила Шишханова объявила о приобретении 100% акций инвестиционной компании, в собственности которой находятся 57,68% акций сети магазинов электроники «М.Видео». За удовольствие владельцы «Сафмара» заплатят 726 млн долларов. Однако это еще не все: Гуцериев и Шишханов планируют также выкупить у миноритариев оставшиеся акции «М.Видео». с учетом этого общие затраты бизнесменов на покупку могут составить более 1,26 млрд долларов.
Вот только непонятно, откуда у господина Гуцериева деньги, если его основной актив - «РуссНефть» - весь в долгах как в шелках? А ведь если суммировать все последние покупки бизнесмена, можно сделать вывод, что он бы не разорился, если бы даже разом вернул долги нефтяной компании.
Жизнь не по средствам
По итогам 2015 года «РуссНефть» впервые за три предыдущих года получила чистую прибыль. В 2014 году убыток компании превысил 21 млрд рублей, следующий год нефтяная компания завершила с убытком в размере 101 млрд рублей. И только в 2015 году «РуссНефть» официально получила 75 млрд рублей чистой прибыли. Но долги-то накапливаются. Несмотря на то, что итогам 2015 года долгосрочные обязательства «РуссНефти» снизились 167,79 млрд рублей, выросла краткосрочная задолженность, причем сразу на 34,5% - до 63,77 млрд рублей.
В конце ноября компания вышла на IPO, для реализации задуманного Михаилу гуцериеву потребовалось целых десять лет. Не то, чтобы задумка провалилась, но продать бизнесмену удалось всего 20% обыкновенных акций, выручив 32 млрд рублей. С этих денег капитал «РуссНефти» пополнился всего на 161 млрд рублей, то есть в полтора раза меньше, чем рассчитывал владелец актива.
А, между тем, экспертов рынка снедало подозрение, что акции в ходе IPO выкупил сам же Гуцериев - точнее, связанные с ним структуры. Как можно было убедиться из сообщений о последних покупках Гуцериева, деньги у бизнесмена водятся. Поэтому «полумифическая» распродажа акций компании могла понадобиться еще и затем, чтобы просто вывести деньги из тонущей в долговой нагрузке «РуссНефти».
Косвенно в пользу этой версии говорит и июльская новость о том, что для сокращения долга перед Внешторгбанком Гуцериев заложил 33% акцией своей компании. Так, SPV-компании, принадлежащие основному акционеру «Русснефти» - Belyrian Holdings Гуцериева, выпустили облигации на общую сумму в размере полутора миллиардов долларов. Под обеспечение именно этих ценных бумаг Гуцериев и заложил треть нефтяной компании.
Между тем, 1,3 млрд долларов, которые нефтяная компания задолжала Внешторгбанку, обязательства «РуссНефти» не ограничиваются. Даже этот долг Михаил Гуцериев возвращать, согласно первоначальным условиям. Видимо, не планирует - выпросил реструктуризацию.
«Одобрить соглашения о внесении изменений в кредитный договор на сумму до 2 350 000 000 долларов США от 6 мая 2015 года между обществом в качестве заемщика и банком ВТБ (ПАО) в качестве первоначального кредитора на основных условиях, приведенных в приложении 1 к настоящему протоколу», - говорилось в материалах компании. Но и процентная ставка по кредиту тоже выросла - на полпроцентных пункта.
Еще миллиард долларов долга «РуссНефть» накопила перед другими компаниями, которые аффилированы с самим Михаилом Гуцериевым. Вот только в случае банкротства нефтяной компании Гуцериев сможет в одно мгновение превратиться из ответчика по долгам в одного из кредиторов и, в конечном итоге, уйти об обязательств по возмещению долгов. Кстати, у компании есть и обязательства по заключенным ранее контрактам.
В 2013 году «РуссНефть» заключила контракт на поставку попутного нефтяного газа на Вынгапуровский ГПЗ «Сибура». Осенью прошлого года компания Гуцериева пообещала в 1,5 раза увеличить объем поставок. Впрочем, аналитики рынка не исключают, что наращивание объемов добычи нефти и нефтепродуктов компании были необходимы ровно до того момента, когда в ходе IPO найдутся покупатели хотя бы на часть проблемного нефтяного актива.
Опытный «уклонист»
Знакомые с биографией Михаила Сафарбековича не исключают, что у бизнесмена, несмотря на снятые с него уголовные обвинения, большой опыт по части ухода от налогов. Десять лет назад Михаил Гуцериев был заподозрен в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Тогда же в отношении бизнесмена было возбуждено уголовное дело. Выездная проверка 2006 года показала, что Гуцериев «забыл» заплатить в казну налогов на 14,5 млн рублей. Кроме того, еще на 2,6 млрд рублей набежали пени.
Власти подали восемь исков к компаниям, которые официально владели «РуссНефтью». Как считали тогда налоговики и правоохранительные органы, с помощью ряда юрлиц конечные владельцы «РуссНефти» распродавали акции компании по заниженной цене. Делалось это якобы с целью уклонения от уплаты налогов. Московский суд санкционировал арест бизнесмена, который позднее был объявлен в международный розыск. Гуцериев тем временем продал «РуссНефть» за 3 млрд долларов олигарху Олегу Дерипаске и безвылазно сидел в Лондоне.
Однако, как говорят знакомые с ситуацией, впоследствии коммерсант договорился с российскими властями, и дело постепенно стало разваливаться. Осенью 2009 года заочный арест бизнесмену заменили на подписку о невыезде, а полгода спустя обвинения с бизнесмена были официально сняты. В 2010 году Гуцериев вернул себе контроль над «РуссНефтью». Теперь Михаил Гуцериев реструктурирует долг «РуссНефти», хотя вполне способен его вернуть хоть сегодня. Много с потерей нефтяного актива «в случае чего» бизнесмен не потеряет, так как прибыльный бизнес останется при нем. А платить по долгам «РуссНефти» придется кому-то другому.
Михаил Гуцериев погребет «РуссНефть» под долгами
«РуссНефть» Михаила Гуцериева не справляется с накопленными долгами. Но бизнесмен продолжает совершать покупки не по-карману.