Аммиачная селитра (нитрат аммония), которая взорвалась при сварочных работах в Бейруте, была конфискована с судна Rhosus в сентябре 2014 года. Об этом сообщил ливанский телеканал LBCI по итогам заседания Высшего совета по обороне Ливана.
Судно, о котором идет речь, принадлежало живущему на Кипре уроженцу Хабаровска Игорю Гречушкину. Об этом в 2014 году рассказывали моряки, которые работали на Rhosus. На борту судна было 2750 т селитры. Планировалось, что Rhosus доставит груз из Батуми в Мозамбик. Однако в сентябре 2013-го судно сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту. Местные власти проверили Rhosus, запретив экипажу выводить его из порта. По данным LBCI, конфискованную с судна селитру хранили на складе на 12-м причале порта Бейрута и собирались утилизировать.
Из-за того, что на судне оказался опасный груз, ливанские власти оставили на Rhosus четырех моряков, которые должны были ждать сменный экипаж, утверждали моряки. По их словам, Гречушкин заявил о банкротстве и «фактически бросил судно». Юристы кредиторов получили три ордера на арест судна, ходившего под молдавским флагом. Исполнительный директор одесского фонда помощи морякам «Ассоль» Наталья Кламм сообщала, что на борту Rhosus было восемь украинских моряков. Вскоре после того, как они обратились за помощью к украинскому консулу, пятеро из них вернулись домой. Оставшиеся на судне трое украинцев и один россиянин смогли покинуть Ливан лишь спустя год.
Вечером 4 августа в порту Бейрута прогремел мощный взрыв, разрушивший фасады офисов и жилых домов. По последним данным, число погибших превысило 100 человек, сообщил телеканал Sky News Arabia со ссылкой на Ливанское общество Красного Креста. Помимо этого, пострадали порядка 4000 жителей ливанской столицы. По версии властей, сотрудники порта заделывали небольшие отверстия на складе, где хранилась конфискованная аммиачная селитра, чтобы ее никто не украл. Во время сварочных работ вещество взорвалось.
После случившегося Верховный совет обороны Ливана провел экстренное заседание, объявив Бейрут зоной бедствия. Совет также рекомендовал правительству ввести режим чрезвычайного положения на две недели.
«За все заплатят»
Ливанский премьер Хасан Диаб в телеобращении заявил, что ответственные за случившееся «за все заплатят». «Я обещаю, что катастрофа не пройдет без ответственности», — подчеркнул он. Он указал, что опасный склад располагался в порту с 2014 года, однако других подробностей не раскрыл, «не желая опережать расследование».
Город разбитых стекол
«Я увидел огонь, и еще не знал, что будет взрыв»,- делится своими впечатлениями с Би-би-си один из очевидцев, Хади Насралла. «Мы сели в машину. Внезапно я потерял слух — видимо, я был слишком близко. И тут — в машине разбилось стекло, повылетали стекла и в машинах вокруг нас, в окнах зданий. В этот момент люди по всему Бейруту звонили друг другу, и у всех было одно и тоже — бьющееся стекло, сотрясающиеся здания, громкий взрыв», — говорит он.
Хабаровская селитра подорвала Бейрут
В порту Бейрута взорвалась аммиачная селитра, которую конфисковали с принадлежавшего россиянину судна. По словам моряков, уроженец Хабаровска обанкротился и «фактически бросил судно» вместе с грузом.