Как передает корреспондент The Moscow Post в Башкирии, глава региона Радий Хабиров в ходе своей недавней встречи с руководителями региональных СМИ в Уфе подтвердил информацию о том, что "Башкирская содовая компания" (БСК) в скором времени будет передана новому владельцу, который является частным лицом.
Отвечая на вопрос журналистов, Хабиров уточнил, что интерес к предприятию проявляют несколько инвесторов, но выбор сделан в пользу частного лица. Это не всем понравилось, особенно тем, кто в августе 2019 года фактически отстоял шихан Куштау, не позволив начать его разработку в качестве источника сырья для БСК. Судя по всему, для руководства Башкирии мнение простых людей по этому вопросу не так уж и важно.
Ранее в СМИ уже сообщалось о том, что новым собственником БСК может стать некое АО "Русский водород", которым, к слову, руководит действующий директор БСК Давыдов. И никто не видит никаких противоречий, никакого конфликта интересов?
Похоже, что эта история была всего лишь "уткой, которая должна была отвлечь внимание журналистов от истинных претендентов на владение компанией.
"У нас появится партнер"
Глава Башкирии, отвечая на вопрос про будущее БСК в ходе общения с главредами 26 апреля, выразился весьма определенно. По его словам. В ближайшее время вполне может состояться продажа 47% акций "Башкирской содовой компании", находящихся в собственности Росимущества. По словам главы республики, после продажи пакета акций Росимущества контрольный пакет акций БСК останется в управлении Башкирии.
Называть будущего партнера региона глава Башкирии пока не стал, но при этом подчеркнул, что " экологическая программа предприятия, направленная, в том числе, на модернизацию производства, продолжится, а сырьевой вопрос БСК будет решен в течение пяти лет".
Отметим, что данное уточнение Хабирова прозвучало весьма двусмысленно, поскольку как раз экологическая политика БСК в последние годы уже не раз становилась объектом сильной критики.
К сожалению, никто не может дать гарантий, что будущий частный владелец БСК займется решением этой дорогостоящей и очень важной проблемы. А получить под эти нужды финансирование из госбюджета, как показал опыт, невероятно сложно. Напомним, уже больше 30 лет не может решиться вопрос с консервацией бывших корпусов комбината "Химпром", каждый квадратный метр земли на котором пропитан фенолом и прочими токсичными веществами. Об этой проблеме тоже много писали СМИ.
Интересно, что, судя по откровениям некоторых действующих и бывших политиков Башкирии, передача акций БСК в частные руки на самом деле обсуждалась уже давно – как минимум, до нашумевших событий вокруг шихана Куштау. Об этом недавно в своем интервью Youtube-каналу "Аспекты" заявил бывший соратник Хабирова Ростислав Мурзагулов, который после разлада с ним уехал из страны.
Мурзагулов однозначно заявил, что вопрос с передачей большой доли БСК уже решен, а тех экозащитников, кто в августе 2019 года участвовал в "обороне" Куштау, просто использовали "втемную", чтобы "отобрать завод у одних олигархов и отдать другим". The Moscow Post ранее готовил большой материал на эту тему.
"Это классический пример того, как отжали ресурс у одних людей в пользу третьих людей. Всё! С помощью вот этого вот "фейкового протеста". С помощью "фейковой" организации и вот этого вот уникального объекта. <…> Я сам лично знаю людей, которые поехали в 2019 году на Куштау по зову души, потому что они уже почувствовали единение с природой, единение с народом… Раскачано все было изумительно. Я думаю, что здесь действовали отличные специалисты", - пояснил в интервью Мурзагулов и добавил также, что, по его данным, после передачи ЮСК новому инвестору приток средств в региональный и федеральный бюджет станет существенно меньше.
Пока на сказанные им слова не было никакого опровержения либо иной официальной реакции. Разве что сам Радий Хабиров на той же встрече с главредами высказался коротко, что Мурзагулова "понесло".
Кто станет новым "содовым королем"?
Напомним, что глава Башкирии при общении с главредами СМИ обмолвился, что предложения поступали от нескольких партнеров, но не назвал ни одного из них.
Впрочем, в начале апреля название одного из вероятных претендентов просочилось в СМИ. Хотя вернее будет сказать, что публикации об этом больше были похожи на санкционированный "слив", поскольку они появились сразу в нескольких СМИ, включая агентство "Башинформ" и другие издания, аффилированные с руководством Башкирии.
Главным объектом критики тогда стал генеральный директор БСК Эдуард Давыдов, которого подозревали в намерении передать имущество предприятия из госуправления в частные руки под видом "доверительного управления".
По данным "Коммерсанта", генеральный директор "Башкирской содовой компании" Эдуард Давыдов предложил передать акции предприятия в доверительное управление частной компании "Русский водород".
По словам информированных собеседников издания, господин Давыдов подготовил письмо на имя президента России Владимира Путина, в котором предложил передать в доверительное управление АО "Русский водород" 57,3% акций предприятия, которые находятся в федеральной собственности, либо 45,7% акций, находящихся на балансе Росимущества. Передача акций, по мнению господина Давыдова, отмечают собеседники, знакомые с письмом, позволит "завершить процесс создания вертикально интегрированного химического комплекса".
Таким образом, можно сказать, что Эдуард Давыдов косвенно подтвердил свое намерение, которое так встревожило жителей республики.
По данным "Руспрофайла", АО "Русский водород" было зарегистрировано в Москве сравнительно недавно - в феврале 2021 года. Его уставной капитал — 500 тыс. руб. Учредителем АО является Станислав Тихонов, а генеральным директором… сам же Эдуард Давыдов, руководитель БСК.
Многие расценили такой поворот событий как новую попытку увести БСК из собственности Башкирии.
Издание "Горобзор" разъяснило суть недовольства населения последними действиями гендиректора БСК Давыдова: в случае положительного рассмотрения обращения правительство Башкирии лишится возможности управлять контрольным пакетом акций.
По информации "Горобзора", ссылающегося на свои источники, под видом развития крымских предприятий Давыдов может запускать процесс новой приватизации БСК.
По сведениям издания, Давыдов отмечал, что такое решение возникло "из-за тесной научно-производственной кооперации компаний "Крымсода" и "Крымский титан" с БСК". Якобы предприятиям требуется решение сырьевых и экологических проблем, накопленных крымскими заводами в предыдущие периоды хозяйственной деятельности.
Примечательно, что до последнего времени генеральный директор БСК считался человеком, "присягнувшим" главе Башкирии. Радий Хабиров поддержал молодого менеджера, когда ему светило увольнение со всех постов в БСК с выдачей "черной метки" во время процесса деприватизации компании после громкой истории с шиханом Куштау, происшедшей в августе 2019 года.
После публикаций этой информации в СМИ шум вокруг "приватизации" БСК Давыдовым и его вероятной "командой" быстро стих.
"Есть две версии относительно этого внезапного шума вокруг Давыдова. Во-первых, он мог действительно планировать подобную "приватизацию", но информация о ней стала известна властям. Однако тот факт, что Давыдова не уволили, дает основания полагать, что это все-таки был именно санкционированный слив информации, а Давыдова сделали временной точкой притяжения интереса СМИ, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных интересантов, кандидатура которых должна скоро выясниться. И она может быть самой неожиданной", - отметил в беседе с корреспондентом TheMoscowPost один из общественников из Башкирии, пожелавший сохранить анонимность.
История рассудит?
Отметим, что все последние десять лет в истории БСК, которая была создана в 2013 году путем слияния АО "Сода", АО "Каустик" и АО "Транснефтехим", были связаны с постоянным соперничеством за право владения компанией. В числе ее интересантов в разное время побывали бывшие вице-премьеры Башкирии Альберт Харисов, Владимир Балабанов и другие заметные фигуры.
Как ранее писал в материале The Moscow Post, в свое время "Сода" была выведена из числа стратегических предприятий, а правительство Башкирии отказалось от "золотой" акции в БСК. Предположительно за этим мог стоять как раз Альберт Харисов, который пересел из кресла вице-премьера правительства Башкирии прямиком в кресло главы БСК.
"Выводилось" предприятие запутанными схемами. Сначала через выкуп ценных бумаг один из первых собственников БСК Сергей Черников приобретал акции "Каустика" посредством "Совлинк" и "ПетроТэк-холдингом", тем самым встав на пути Урала Рахимова, сына экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова, занимавшего на тот момент пост председателя советов директоров Башкирской топливной компании, об этом в свое время подробно писала "Версия".
Позже, видимо, благодаря тесным отношениям с властями, группа партнеров обеспечила себе эксклюзивное право на реализацию всей продукции сначала АО "Каустик", а затем и АО "Сода" через посредника — образованное в 2003 году АО "Единая торговая компания". Таким способом бизнесмены и подсели на полный денежный поток. Имя Альберта Харисова иногда упоминалось в историях со скандальным банкротством ряда организаций.
Вопрос о разработке новых месторождений на месте стерлитамакских гор – шихан ставился уже тогда, поскольку запасы первого из них под названием Шахтау, разработка которого началась еще в 1947 году, скоро будут исчерпаны. Три других соседствующих с ним шихана давно были объектом пристального внимания владельцев БСК, поскольку находились неподалеку от предприятия, а значит, доставка сырья была доступна при помощи канатной дороги и обходилась совсем дешево.
Прежний глава Башкирии Рустэм Хамитов категорически возражал против этого. По слухам, это могло стать одной из причин его отставки. Вскоре нашлись и альтернативные источники сырья для БСК – например, это Худолазское месторождение рядом с Сибаем.
Сейчас экологи и общественники Башкирии, по их признаниям, с волнением ждут, когда будет обнародовано имя нового частного владельца БСК. От этого зависит слишком многое – не только судьба шихан, но и будущее республики, ведь БСК является одним из самых крупных налогоплательщиков Башкирии.
Хабиров разольет частнику ‟Башкирскую содовую‟
Хабиров признал, доля "БСК" должна перейти частному владельцу. Среди вероятных претендентов компания, которой руководит действующий директор БСК. Это никого не смущает.