Одного из самых богатых людей России теперь вряд ли можно идентифицировать как российского бизнесмена. Михаил Прохоров, если посмотреть на его состояние, сейчас, скорее, бизнесмен США. В этой стране теперь находятся самые дорогие его активы, плюс кэш, который тоже считается в дензнаках американского казначейства. Это и стало итогом распродажи российской собственности предпринимателя.
Гудбай «Раша»?
Американские журналисты подсчитали состояние Михаила Дмитриевича Прохорова. И выяснили, что его активы в Штатах оцениваются в 2 миллиарда 200 миллионов долларов. Это больше, чем на треть собственности, что у Прохорова осталась в России. В США у него баскетбольный клуб Бруклин Нетс, который ранее оценивали в 1,7 миллиарда долларов. Плюс спортивная арена и контракты с развлекательными клубами. А в России его самый крупный актив на нынешний день – энергетическая компания «Квадра», которую бизнесмен тоже может продать. Равно как и принадлежащий ему медиахолдинг РБК.
Кроме того, у Михаила Прохорова накопилось кэша, то есть «живых» денег, на 5,7 миллиардов долларов. Последнее слово здесь ключевое. Это американская валюта, так что, по сути, в нашей стране у него остались крохи. Забавно, что при этом бизнесмен по-прежнему является гражданином России (по крайней мере, иных новостей на этот счет не было). Более того, когда СМИ активно муссировали тему смены налогового резидентства нашими бизнесменами, фамилия Прохорова в списке не встречалась. Но факт остается фактом: в России этого человека сейчас практически ничего не держит.
Продал российское
На днях «Ведомости» сообщили, что Прохоров продаст один из самых важных своих активов – пакет в компании «Русал». Если быть точным, продаст он его не полностью, у бизнесмена осталось 5%. Но, вполне вероятно, что он вскоре расстанется и с этими акциями. По версии журналистов, актив ушел за 700 миллионов долларов. Покупатель, как и предполагалось ранее – Виктор Вексельберг. Теперь у него блокпакет в производителе алюминия, что, вероятно, не может не раздражать основного владельца «Русала» Олега Дерипаску. У этих двух фигур старая история «любви», которая заслуживает отдельного повествования. Ну, да не они сейчас герои нашего романа.
Чуть раньше Михаил Дмитриевич избавился от своего главного российского актива – акций мирового лидера в производстве калийных удобрений – «Уралкалия». Они достались белорусскому бизнесмену Дмитрию Лобяку, близкому к совладельцу «Уралкалия» и владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину. Там тоже свой клубок интриг, достойный отдельного описания. Кроме того, были публикации, что Прохоров избавляется от инвесткомпании «Ренессанс» и банка МФК. Итого, бизнесмен продал почти все, что у него есть в России, благополучно вышел в кэш и теперь круг его интересов на Родине значительно сузился. И, похоже, что предприниматель заплатил сполна для того, чтобы к нему в родной стране больше не было претензий.
Господин удача
Забавно, что если подсчитать все нынешние активы Прохорова, то получается сумма в 9 с половиной миллиардов долларов. Примерно столько он когда-то получил, провернув блестящую сделку по продаже пакета в ГМК «Норникель». Это было в «лохматом» 2008-м году, когда до кризиса оставались считанные месяцы. Прохоров, как писали СМИ, продал свой пакет за 7 миллиардов долларов, плюс получил акции «Русала», который передал ему покупатель актива Олег Дерипаска. Вскоре произошел мировой финансовый коллапс, металлы резко подешевели и выяснилось, что Прохоров, выйдя в кэш – заработал. А вот Дерипаска, получивший акции «Норникеля» - проиграл. Точнее, он тоже заработал, но в основном головную боль, ввязавшись в длительный корпоративный конфликт с мажоритарным владельцем ГМК Владимиром Потаниным.
Что же касается Прохорова, то он все эти годы был вольным художником. Пытался построить Ё-мобиль, игрался в политику. Но в итоге новые развлечения ему надоели. Автомобильный проект пришлось закрыть. Потому что, если ты занимаешься электромобилями, то надо этому посвящать жизнь, как это сделал создатель «Теслы» Илон Маск. Ну и с политикой тоже пришлось расстаться по той же самой причине. Кстати, у многих вызывает усмешку позиционирование политика Прохорова. Суть его стратегии была примерно такова: «Я удачливый бизнесмен, значит, я смогу поднять экономику страны». Все, конечно, так, если бы не одно но. Удачливость Михаила Прохорова во многом заключается в том, что он в свое время стал партнером Потанина, который получил «Норникель» в ходе залоговых аукционов с помощью банка Прохорова.
Хочешь жить, умей продешевить
Эти времена для Прохорова давно прошли. Политика закончилась похмельем в виде проблем холдинга РБК, который Прохоров в свое время покупал ради будущей политической карьеры. А бизнес закончился сначала резким удешевлением всех активов бизнесмена, а потом и их продажей, которая, как писали СМИ, проходила с дисконтом. Например, пакет в «Уралакалии» он когда-то покупал за 5 миллиардов долларов. Сейчас он мог продать его за 2 миллиарда долларов.
Вины бизнесмена здесь нет. Во время кризиса, как мирового, так и российского, все активы подешевели. Вполне возможно, что когда-нибудь они снова подорожают. Но тем, кто срочно избавляется от них сейчас, приходится за это платить из собственного кармана. 12% акций «Русала» Прохоров вроде как продал за 700 миллионов долларов. И это, конечно, копейки для бумаг одного из мировых лидеров по производству алюминия. Но что делать? Вексельберг и так переплатил за пакет, учитывая рыночную стоимость компании на данный момент. И здесь стоит упомянуть о двух важных обстоятельствах политического плана.
И простили им грехи
И продавец, и покупатель в этом году попали в очень неприятные истории. Прохорову пришлось сменить руководство РБК, что, по одной из версий, стало следствием редакционной политики медиахолдинга. И, вообще, есть мнение, что именно эти проблемы подвигли бизнесмена распродать активы. Над Вексельбергом тоже сгустились тучи, после того, как на его компанию «Т Плюс» президенту нажаловалось новое руководство Коми. Вслед за этим последовали аресты бывшего и нынешнего руководства холдинга бизнесмена «Ренова» и бегство за границу известного российского менеджера Михаила Слободина. Но ощущение, что предпринимателей таки простили. Прохоров, хоть и сдисконтом, но довольно безболезненно расстался со своими активами, а Вексельберг спокойно купил один из них (вряд ли бы любой отечественный бизнесмен, находящийся под опалой, решился бы на новые инвестиции в России). О возможном прощении говорит и тот факт, что недавно энергокомпанию «Квадра» Прохорова решили почти на 3 года освободить от штрафов за срыв строительства новых ТЭЦ. Какие, однако, все добрые.
В итоге, можно сказать, госпожа удача все-таки не оставила Михаила Прохорова. Состояние почти в 10 миллиардов долларов (не приумножил капитал, но и все-таки не потерял). Бизнес в США, где теперь ему, наверное, сподручнее работать, чем в России. Ну, а если душа захочет, можно открыть там какой-нибудь инновационный бизнес. Так и представляется потенциальный рекламный ролик: баскетбольная площадка в бедном квартале Нью-Йорка, чернокожие подростки бегают с мячом, громко звучит рэп. А рядом в респектабельном спорткаре сидит американский бизнесмен Mikhail Prohorov. Камера скользит по авто. И это не просто машина, а новая «гордость» американского автопрома: Йоу-Мобиль.
The modern and detailed catalog of all companies and organizations in all US states: http://all-usa.org/
Хеллоу, Америка
Как Михаил Прохоров стал американским миллиардером, заработав состояние в России.