Игорь Ким может продать латвийский Expobank, об этом в четверг заявил сам банкир. По его словам, продажа возможна, если будет хорошее коммерческое предложение. «Банк в Латвии всегда был прибыльным, имеет достаточно устойчивые позиции, по-прежнему стабильно работает», – рассказал банкир.
Альтернативный вариант – объединение банка в Латвии с чешским Expobank на базе последнего. Решение еще не принято, подчеркнул Ким. «Единое экономическое пространство и регулирование в ЕС создает оптимальные условия для объединения европейского бизнеса», – говорит Ким, объясняя, что это позволяет усилить управление операционными и кредитными рисками. Бизнес в Европе банкир планирует развивать на платформе чешского банка, в правление которого после согласования регулятором войдет Игорь Штрель. Он ранее возглавлял «ВТБ Австрия» и входил в правление Sberbank Europe.
Банковские активы Кима приросли банком в Сербии – 28 февраля Экспобанк закрыл сделку по приобретению Marfin Bank Beograd у Cyprus Popular Bank. Цену покупки он сообщить отказался. У группы сохраняется интерес и к российским банкам, следует из слов Кима – команда планирует закрыть одну-две сделки, но деталей не раскрыл.
Банком в Латвии Ким владеет с 2012 г., когда выкупил у «МДМ банка» латвийский LTB, тогда он был 15-м в стране по величине активов. В 2014 г. российский Экспобанк приобрел чешский LBBW Bank, позже был переименован в Expobank.
Выйти с рынка Латвии хотят и другие игроки. В Латвии немало банков с российскими владельцами, хотя, после того как в Прибалтике потерпели крах два банка российского бизнесмена Владимира Антонова – литовский Snoras и латвийский Latvijas krajbanka, отношение к российскому банковскому капиталу стало настороженным. Помимо Кима в Латвии есть банк у Андрея Вдовина – совладельца «Азбуки вкуса» и Азиатско-Тихоокеанского банка – ему принадлежит Latvijas Biznesa banka. С Вдовиным связаться не удалось. А один из основателей группы ИСТ – Игорь Цыплаков – создал в Латвии Rigensis bank. Причем в 2015 г. акционеры Rigensis bank намеревались получить лицензию в Чехии, рассказывал «Ведомостям» топ-менеджер одного из банков, а также писал чешский портал Е15. Вице-президент группы ИСТ Константин Янаков говорит, что группа рассматривает варианты географической диверсификации банковского бизнеса в ответ на увеличивающиеся комплаенс-риски в банковском секторе Латвии. Из слов Кима следовало, что решение относительно латвийского рынка с регулированием не связано.
«Банки, имеющие корреспондентские отношения с банками, находящимися в Латвии, стали проводить более жесткий комплаенс-контроль. Доходит до отказа в проведении платежей», – рассказывают два собеседника «Ведомостей». Эта юрисдикция для всего мира считается своеобразной низшей кастой, но большее значение имело русскоязычное общество и интегрированность в Европу, вспоминает он.
В последние несколько лет европейский регулятор взялся за такие юрисдикции, как Кипр и Латвия, рассказывает топ-менеджер крупного российского банка: ужесточились требования к комплаенсу и контролю, к тому же регулятор очень внимательно стал смотреть на происхождение российских денег. Ряд операций был очень востребован российскими клиентами, теперь же этот бизнес умирает, поэтому и потребности держать лицензию, штат сотрудников нет, заключает собеседник «Ведомостей».
Игорь Ким может продать банк в Латвии
Выход с рынка Латвии рассматривают и другие игроки с российским капиталом.