Загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» нанесло ущерб всей российской нефтяной промышленности, обрушился во вторник с критикой глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на годовом собрании акционеров. Из-за форс-мажора «Роснефть» была вынуждена снизить поставки, а европейские контрагенты их заместили за счет продукции конкурентов, сетовал он. Авария нанесла не только материальный, но и репутационный ущерб, отметил Сечин. И добавил, что рассчитывает на компенсацию со стороны «Транснефти».
К вечеру на эти слова ответила «Транснефть». И тоже публично. Загрязнение нефти в нефтепроводе «Дружба» не вызвало снижения экспорта российской нефти, настаивала «Транснефть» в официальном заявлении. По данным монополии, за первые пять месяцев 2019 года он наоборот вырос на 3,1 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, заявление о вытеснении и замещении российской нефти не соответствует действительности, сообщила пресс-служба «Транснефти» и призвала «оперировать цифрами, а не эмоциями».
Проблем с недопоставками нет, следует из заявления «Транснефти»: трубная российская нефть просто доставляется морским путем через экспортные терминалы. А у «Роснефти» и вовсе переизбыток нефти в системе, говорится в заявлении трубопроводной монополии. В январе 2019 года «Роснефть» сдала в трубу «Транснефти» 570 000 тонн нефти, не оформленной маршрутными поручениями. В апреле количество нераспределенной нефти «Роснефти» превысило миллион тонн, утверждает «Транснефть».
Как следствие, трубопроводная система «распухает от избытка нефти», пояснил Forbes представитель «Транснефти» Игорь Демин. По его словам, это тормозит прокачку и ограничивает прием нефти от других поставщиков. Невостребованная нефть «Роснефти» поступает в резервуарные парки, жалуется Демин: «Это (резервуарные парки. — Forbes) часть нашей технологии. Это не система хранения».
«Мы им про Фому, а они нам – про Ерему!» — возмущался сотрудник «Роснефти» после публикации заявления «Транснефти». По его словам, перед «Транснефтью» стоят две задачи – восстановить доставку нефти по «Дружбе» и имиджевые потери, которые понесла Россия.
А вскоре «Роснефть» опубликовала и официальный ответ: «Проблему надо решать [с восстановлением прокачки по «Дружбе»], а не устраивать дискуссию по этому вопросу в публичном пространстве». В «Роснефти» призвали «Транснефть» «исполнять условия договора на транспортировку и доставить нефть надлежащего качества нашим потребителям, а не рефлексировать по поводу законных вопросов».
Это не первое публичное пикетирование на тему загрязнения «Дружбы». В конце мая Демин и первый вице-премьер Антон Силуанов заочно поспорили о виновниках аварии. Силуанов выступил против снижения дивидендов «Транснефти» из-за покрытия ущерба, указав на «косяки» монополии. Демин отреагировал молниеносно, сообщив, что «Транснефть» и не собиралась просить о снижении размера дивидендов, а версию о «косяках» назвал упрощенной. «Транснефть» нервничает и срывается», — считает сотрудник «Роснефти».
О загрязнении «Дружбы» стало известно 19 апреля. В результате были приостановлены поставки нефти по этой ветке в Белоруссию, на Украину, в Германию, Польшу и еще ряд европейских стран. Ущерб от загрязнения нефтепровода может составить по разным оценкам от $100 до $400 млн. По данным «Транснефти», на сегодня восстановлены поставки в Венгрию, Словакию, Чехию и Белоруссию. До 10 июня 2019 года возобновятся поставки в Польшу и Германию.
Игорь Сечин ждет от Токарева компенсации
Госкомпании «Роснефть» и «Транснефть» обменялись взаимными упреками после заявления главы «Роснефти» Игоря Сечина об ущербе от загрязнения нефти