Амбициозный проект «Газпрома» в ЯНАО – «Новоуренгойский газохимический комплекс» («НГХК»), который монополия не может возвести уже 25 лет, несмотря на сотни миллиардов выделенных средств, – погряз в крупных судебных разбирательствах и проверках. Бывшему генподрядчику проекта – ПФ «ВИС» бизнесмена Игоря Снегурова – удалось доказать многомиллиардные долги «дочки» «Газпрома» за выполненные работы и закупленное оборудование. Параллельно крупные требования к «НГХК» предъявил и подрядчик работ по газохимическому комплексу. Впрочем, подчиненные Алексея Миллера сразу долги не признают и заявляют о задолженности и неосновательном обогащении бывших партнеров на миллиарды рублей. Так или иначе, пока суды складываются не в пользу менеджмента актива «Газпрома», интерес к деятельности которого, судя по всему, уже начали проявлять в ФНС и МВД. Для защиты управляющая компания, возглавляемая Дмитрием Доевым, готова направлять миллионы рублей «Газпрома» на услуги сторонних юристов, при этом «НГХК» продолжает проигрывать споры даже собственной аффилированной структуре. «Газпром инвестпроект» уже добился взыскания с новоуренгойской компании более 76 миллионов за «консультационные и организационно-управленческие услуги». Впрочем, эти сделки, допускают инсайдеры, «вполне могли быть формой узаконивания вывода средств» и отдельным направлением для интереса силовиков.
Самый скандально известный долгострой ПАО «Газпром» – «Новоуренгойский газохимический комплекс» в ЯНАО – столкнулся с новыми крупномасштабными проблемами. Строители уже доказали в суде многомиллиардные долги «дочки» госмонополии, а оперативники местного ОВМД пришли к менеджменту компании с вопросами о возможно незаконном возмещении НДС из федерального бюджета. Управленцы ООО «НГХК» умудрились спровоцировать конфликт даже с аффилированной структурой, проиграв при этом суд на десятки миллионов рублей.
Наиболее крупные судебные разбирательства у ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс» развернулись с бывшим генподрядчиком проекта – ООО «Производственная фирма «ВИС» (ПФ «ВИС» является головной компанией строительного субхолдинга группы).
По данным системы «Контур.Фокус», 93,5% в ПФ принадлежит УК «ВИС», основным владельцем которой считается бизнесмен Игорь Снегуров, еще 6,5% – Евгению Скрябину, ранее возглавлявшему Пуровский район ЯНАО, которого источники называют близким экс-губернатору ЯНАО, главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину. По данным источников, именно «через Скрябина госчиновник может контролировать денежные потоки и являться бенефициаром деятельности «ВИСа».
Итогом же судов на текущий момент стало два выигранных «ВИСом» у ООО «НГХК» разбирательства на общую сумму более 8,2 млрд рублей. Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ноябре принял решение о взыскании с «дочки» «Газпрома» в пользу ПФ «ВИС» более 4,6 млрд рублей задолженности и затрат на приобретение ТМЦ и оборудование.
Уточним, «ВИС» зашла на стройку «Газпрома» еще в 2009 году. Как подробно сообщала «Правда УрФО», для возведения проблемного объекта материнская компания стабильно выделяла «НГХК» многомиллиардные кредиты, за обслуживание которых зачастую выплачивались мизерные, малозаметные суммы. В целом стоимость работ по проекту сторонами в 2015 году дополнительным соглашением была определена в 259,6 млрд рублей. Завершить их планировалось до декабря 2017 года.
Однако в сентябре 2017 ПФ «ВИС», не завершив стройку, отказалась от проекта, заявив об отсутствии финансирования и неисполнении заказчиком ключевых условий договора. После этого и развернулись многочисленные суды. Как детально сообщала «Правда УрФО», ООО «НГХК» в тот же месяц вышло в арбитраж с многомиллионными претензиями к бывшему генподрядчику, сославшись в том числе на задолженность за поставленное топливо и электроэнергию. Впрочем, структура Снегурова тут же в ответ выставила заказчику требования на сумму порядка 6 миллиардов.
После длительных разбирательств и проведения судебной строительно-технической экспертизы суд частично удовлетворил требования обеих сторон: с ПФ «ВИС» арбитраж решил взыскать 36,1 млн рублей, а с «НГХК» – 4,639 млрд рублей, проведя при этом зачет требований. Таким образом, строители смогли доказать многомиллиардные долги, несмотря на то, что юристы «дочки» «Газпрома» в ходе разбирательств, например, заявляли о замечаниях, «делающих невозможным принятие результатов работ».
Отметим, в самом «Газпроме» при этом считают, что значительно переплатили генподрядчику. Так, параллельно развивались другие судебные разбирательства, в рамках которых ООО «НГХК» требовало взыскать с «ПФ «ВИС» 3,6 млрд рублей неосновательного обогащения. Юристы газохимического комплекса настаивали на том, что разница между реальной стоимостью выполненных генподрядом работ и суммой, уплаченной фирме, составляет 3,3 млрд.
Кроме того, по мнению юрслужбы, 366,3 млн рублей были излишне перечислены «ПФ «ВИС» по объектам строительства «Газотурбинная электростанция». В частности, в «НГХК» ссылались на решение сметной комиссии ПАО «Газпром», которая определила стоимость работ в полном объеме по договору в 226,4 млрд рублей, а стоимость пусконаладочных работ «под нагрузкой» – в сумме 2,8 млрд.
Впрочем, суд в разбирательствах встал на сторону «ПФ «ВИС» и отказал «НГХК» во взыскании средств. «Дочка» «Газпрома» уже подала апелляционную жалобу на это решение, которая накануне была принята арбитражем к производству. Отметим, это не единственные крупные финансовые претензии к «Новоуренгойскому газохимическому комплексу» от строителей. Так, в Арбитражном суде ЯНАО на данный момент рассматривается иск о взыскании 1,3 млрд рублей с «НГХК», поданный банкротящейся сейчас компанией ООО «Стройнефтегаз Альянс».
Как сообщала «Правда УрФО», с подрядчиком у руководства «дочки» «Газпрома» также возникли существенные финансовые разногласия. Так, ранее «НГХК» удалось включить в реестр требований кредиторов «Стройнефтегаз Альянса» претензии на сумму более миллиарда рублей.
Отметим, «НГХК» активно участвовал в банкротном деле своих бывших партнеров. Подчиненные Миллера даже расторговали специальную закупку на оказание «услуг по правовому сопровождению, защите и представлению интересов ООО «НГХК» в процессе банкротства «Стройнефтегаз Альянса»». Стоимость сделки составила 6,92 млн рублей.
Впрочем, защита интересов менеджменту ООО «НГХК» потребовалась не только в споре со строителями. В октябре на сайте госзакупок появился примечательный запрос от «дочки» «Газпрома» – на «оказание юридической помощи работникам при проведении доследственной проверки в ОМВД России по городу Новый Уренгой в отношении должностных лиц ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс»».
Согласно размещенным на сайте документам, «НГХК» в лице генерального директора управляющей организации – ООО «Газпром центрремонт» Дмитрия Доева – поручал адвокату оказать юридическую помощь при проведении проверки по факту незаконного возмещения НДС из бюджета. В частности, юрист, по соглашению, должен лично присутствовать на опросах работников в ОМВД России по Новому Уренгою и в иных территориальных подразделениях МВД, а также органах ФНС. Стоимость услуг адвоката была определена в 5 тыс. рублей в час, но не более 500 тыс. рублей.
Добавим, при таком количестве конфликтов и проблемных споров ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс», к прочему, стабильно направляло миллионы рублей на «оказание информационно-аналитических, консультационных, организационно-управленческих услуг». Причем средства получала 100% дочка «Газпрома» – ООО «Газпром инвестпроект». Впрочем, даже взаимодействие с аффилированной структурой вылилось для управленцев «НГХК» в судебные разбирательства. Арбитражный суд Ямала в ноябре принял решение взыскать с новоуренгойской структуры 76,7 млн рублей. В декабре представители «НГХК» вынуждены были обратиться в апелляцию.
Однако собеседники издания, знакомые с работой структур газовой монополии, высказывают сомнения, что «НГХК» удастся, или необходимо оспорить финансовые претензии. «Не возьмусь говорить однозначно об этой истории, но в похожих сценариях сделки с аффилированными компаниями использовались для вывода средств. За консультационные услуги можно выдать что угодно. Это очень размытая статья, которая кроет в себе возможности для злоупотреблений. В целом операции выглядят достаточно неоднозначно, и если предположить какую-то согласованность действий, вряд ли «НГХК» оспорит претензии», – делится личным мнением собеседник издания.
«Новоуренгойский газохимический комплекс» не могут возвести уже порядка 25 лет. Решение о его создании было принято еще в 1993 году: все необходимое оборудование было завезено, однако достаточно быстро из-за недостатка финансирования работы были прекращены.
Новый этап начался в 2009 году, когда «Газпром» привлек группу «ВИС». Напомним, «успехи «ВИСа» в части получения многомиллиардных контрактов» от структур «Газпрома» участники рынка связывали с Дмитрием Доевым, генеральным директором «Газпром центрремонт». Председатель совета директоров и один из основных владельцев «ВИСа» Игорь Снегуров в интервью РБК не отрицал, что в свое время они с Доевым «были акционерами одного банка («Севзапинвестпромбанк». – Прим. ред.).». Но несмотря на резкий рост заказов у «ВИСа» после перехода Доева в «Газпром», Снегуров уверял, что «аффилированности между Дмитрием Доевым и заказами у «ВИСа» нет».
К прочему, в марте 2018 года Снегуров утверждал, что в текущий момент «доля заказов «Газпрома» в портфеле «ВИС» равняется нулю». При этом перспективы ввода «Новоуренгойского газохимического комплекса» все еще остаются весьма размытыми. По последним данным, озвученным СМИ, запуск проекта был перенесен на 2021 год.
Игорь Снегуров стребует с Миллера 8,2 миллиарда рублей
"Новоуренгойский газохимический комплекс" тратит миллионы госсредств на защиту от строителей и МВД. Подчиненные Миллера вскрыли информацию о доследственной проверке ОМВД по Новому Уренгою.