Освобожденный в ходе обмена заключенными журналист Владимир Кара-Мурза (внесен в реестр иноагентов) на пресс-конференции в Германии после обмена заявил, что он и бывший московский муниципальный депутат Илья Яшин (внесен в реестр иноагентов) отказались писать прошения о помиловании на имя Владимира Путина.
«Тем не менее мы сидим здесь, поскольку указы были подписаны», — сказал он.
По его словам, согласия на обмен у осужденных никто не спрашивал.
Яшин сообщил, что за несколько дней до обмена к нему пришли с предложением написать прошение о помиловании.
«Я сказал, что не буду писать прошение о помиловании, потому что не считаю для себя возможным обращаться к президенту Путину, которого считаю тираном», — сказал он. По его словам, тогда он догадался о возможном обмене, но продолжал отказываться писать прошение.
За день до обмена, по словам Яшина, он написал письменное заявление на имя начальника СИЗО «Лефортово», куда его привезли, что он «не дает согласия на высылку» за пределы России. В связи с этим он сказал, что считает обмен «незаконным выдворением» из страны против его воли.
Яшин также рассказал, что у него нет действующих документов, удостоверяющих личность, в аэропорту Германии его идентифицировали «по интернету». Кара-Мурза сказал, что им показали справки об освобождении, которые выдают всем, отбывшим наказание, и обещали отдать их в самолете, но этого не произошло. Кара-Мурза также заявил, что участники обмена въехали в Германию по российским паспортам, загранпаспорта им никто не выдал.
Яшин добавил, что ему «ясно и четко» дали понять, какими будут последствия его возвращения в Россию: это «исключит любые обмены политзаключенных в обозримой перспективе». По его словам, в списке на обмен «до последнего» были экс-депутат муниципального района Красносельский Москвы Алексей Горинов (в этом же районе был мундепом и Яшин) и технический директор YouTube-канала команды Алексея Навального Даниэль Холодный, их «вычеркнули», и теперь Яшин заявил, что «несет ответственность» за их судьбу.
1 августа Путин помиловал 13 осужденных, которых в ходе обмена выдали Западу. Помимо Яшина и Кара-Мурзы это были сооснователь получившего Нобелевскую премию мира правозащитного центра «Мемориал» (организация и Орлов внесены в реестр иноагентов) Олег Орлов, бывший глава «Открытой России» (организация признана нежелательной на территории России и запрещена) Андрей Пивоваров (тоже участвовал в пресс-конференции), экс-координаторы штабов Навального (признаны экстремистскими организациями и запрещены в России) Лилия Чанышева, Ксения Фадеева и Вадим Останин и др.
В Россию вернулись бывший спецназовец ФСБ Вадим Красиков, сын депутата Госдумы от фракции ЛДПР Валерия Селезнева Роман Селезнев, офицеры Службы внешней разведки (по версии словенского следствия) Артем и Анна Дульцевы и др.
Илья Яшин признался, что не хотел покидать российскую тюрьму
Илья Яшин и Владимир Кара-Мурза сообщили, что писали заявления об отказе от участия в обмене и незаконно были выдворены из России.