Платежи со стороны Индии по большинству оружейных контрактов с Россией не поступают с апреля 2018 г., сообщили «Ведомостям» менеджер предприятия оборонной промышленности и человек, близкий к «Рособоронэкспорту». Это связано с введенными в соответствии с американским законом CAATSA санкциями против «Рособоронэкспорта», которые угрожают так называемыми вторичными санкциями его контрагентам, поясняет собеседник, близкий к «Рособоронэкспорту». О том, что платежи Индии за военные поставки из России прекратились в апреле, сообщала в июне индийская газета The Economic Times.
Наличие вызванных санкциями проблем с платежами по оружейным контрактам признавалось российскими официальными лицами еще в 2014 г., при введении Западом первых антироссийских санкций. В минувший вторник гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил на форуме «Армия» в подмосковной Кубинке, что из-за санкций США госпосредник начал использовать альтернативные валюты в расчетах со своими клиентами. «Мы рассматриваем возможность расчетов в национальных валютах – это индийские рупии, китайские юани, дирхамы (валюта в ряде арабских стран, включая ОАЭ. – «Ведомости»), а также рубли», – сказал Михеев (цитата по «Интерфаксу»). «Наши партнеры с пониманием относятся к этой ситуации, поскольку санкции направлены не только против российских организаций, включая «Рособоронэкспорт», но и против наших партнеров», – добавил он.
По словам человека, близкого к российскому правительству, в апреле действительно начались задержки платежей со стороны индийских контрагентов в адрес попавших под санкции российских компаний. Это произошло из-за того, что индийские банки опасались угодить под вторичные санкции США. Однако сейчас, по данным индийской прессы, ведется разработка новых вариантов – клиринговых расчетов и расчетов через валюты других стран, – которые формально выведут индийские банки из-под удара. Правда, эти схемы могут не понадобиться, поскольку в одобренном недавно законе о военном бюджете США на 2019 г. содержится положение, позволяющее президенту страны временно вывести Индию из-под действия закона CAATSA. Скорее всего, этот вопрос будет обсуждаться на встрече министров обороны и иностранных дел США и Индии, намеченной на сентябрь.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, с 2012 г. крупных пакетов контрактов с Индией не заключалось, а в январе 2017 г. представители «Рособоронэкспорта» говорили, что текущий портфель контрактов с Дели составляет около $4 млрд, т. е. менее 10% общего портфеля заказов. С этого момента крупных контрактов также не было, поэтому сейчас эта сумма наверняка заметно ниже. В то же время нельзя исключать, что до конца года – возможно, в ходе ожидаемого визита Владимира Путина в Индию (факт его подготовки в июле подтвердил журналистам помощник президента Юрий Ушаков) – могут быть заключены крупные контракты на зенитно-ракетные системы С-400, фрегаты проекта 11356 и вертолеты Ми-17. В 2000-е гг. Индия была одним из самых крупных, а в 2007–2015 гг. – самым крупным импортером российских вооружений, говорит Макиенко.
Проблема российско-индийских платежей в сфере военно-технического сотрудничества активно обсуждается на разных уровнях и должна быть решена к визиту Путина, без этого подписание новых контрактов не имеет смысла, говорит менеджер предприятия оборонной промышленности. По его словам, похожие проблемы есть и с рядом других стран, но, например, Китай в их число не входит.
Индия с апреля перестала платить ‟Рособоронэкспорту‟
Индия не может платить за российское оружие в американских долларах из-за санкций. Чиновники прорабатывают варианты клиринговых платежей в рупиях.