В статье «Вопреки закону и здравому смыслу», опубликованной 5 апреля 2021 года, «Версия» писала об уголовном преследовании Ашота Оганяна – инвестора, вложившего деньги в сельхозпредприятие в Орловской области. Дело против него появилось не без участия бывшего партнёра Артура Джалалова. Эту историю невозможно рассказать без упоминания знакомств последнего с силовиками региона. События прошедшего месяца лишь добавили вопросов к действиям людей в погонах.
Напомним коротко суть происходящего. Бизнесмен Ашот Оганян стал фигурантом уголовного дела после того, как потребовал от своего бывшего партнёра Артура Джалалова вернуть долг. Оганян живёт в Москве, Джалалов – в Петербурге. Гражданский иск о взыскании долга также был подан в северной столице.
Сразу после этого Джалалов написал на бывшего компаньона заявление о мошенничестве ровно на ту же сумму. Причём дело возбудили не в Петербурге или Москве, а в Орловской области. Поскольку местные правоохранители явно нарушили территориальную подследственность, «Версия» направила в УМВД по Орловской области и прокуратуру региона запросы с просьбой прокомментировать ситуацию. Ведомства ограничились формальными ответами, на фоне которых нестыковок в деле стало больше.
Проверка или имитация?
В ответе на наш запрос руководство УМВД по Орловской области сообщило о невозможности предоставить подробную информацию, сославшись на тайну следствия. При том что следственные действия в отношении Оганяна уже должны были завершиться.
В ответе прокуратуры региона от 12 апреля 2021 года за подписью и. о. начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Н.Н. Петрухиной говорится, что ведомством «организована проверка, которая в настоящее время не окончена».
А за три дня до этого, 9 апреля 2021 года (хронология в этой истории весьма важна), Ашот Оганян получил ответ на свою жалобу от старшего прокурора отдела управления по надзору за следствием в МВД РФ Генеральной прокуратуры РФ А.В. Нерозника. Насколько можно судить, господин Нерозник сообщил, что прокурору Орловской области «поручено организовать проверку приведенных в жалобе доводов и уведомить заявителя», сама жалоба поставлена на контроль. До этого момента всё сходится.
Но на следующий день, 10 апреля (хотя это был нерабочий день), Оганян вместе с адвокатом прибыл к следователю для ознакомления с материалами дела. Далее они встретились с замначальника СЧ СУ УМВД по Орловской области Афиногеновым, который якобы устно попросил бизнесмена и его адвоката заехать в прокуратуру для встречи с Н.Н. Петрухиной.
В ходе беседы, которая, по словам Петрухиной, состоялась по указанию прокурора области, она сообщила, примерно то, что прокуратурой были затребованы материалы уголовного дела в отношении Оганяна, далее 9 апреля 2021 года в адрес СУ УМВД было направлено требование устранить нарушения уголовно-процессуального законодательства. Насколько можно понять, речь шла как раз о нарушении территориальной подследственности и о недостаточности доказательств в деле Оганяна.
Кроме того, прокурор попросила предпринимателя и его адвоката написать новое обращение на имя главы областной прокуратуры с повторным изложением доводов защиты. Такое обращение было составлено 10 апреля 2021 года. Через неделю, 16 апреля, Ашот Оганян прибыл к следователю Шляховой для подписания протокола об ознакомлении с материалами уголовного дела. Адвокат Бунтина поинтересовалась у неё судьбой требования прокуратуры, о котором стало известно от прокурора Петрухиной. В ответ бизнесмен и его защитник ничего вразумительного не услышали, т.к. Шляховой, похоже, ничего не было известно ни о каком прокурорском требовании. А дальше началось самое интересное.
Все дороги ведут в прокуратуру
22 апреля 2021 года в ответ на повторную жалобу адвоката Бунтиной первый заместитель прокурора Орловской области Тимошин, постановил отказать в удовлетворении жалобы. В постановлении он также ссылается на требование прокуратуры от 09.04.2021 года в адрес СУ УМВД об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных в ходе расследования уголовного дела.
Таким образом, складывается странная картина. 12 апреля в ответе на запрос «Версии» прокурор Н.Н. Петрухина пишет о неоконченной проверке. А 10 апреля в беседе с адвокатом и обвиняемым, по их словам, она же говорит о том, что прокуратура уже выявила нарушения в ходе следствия и направила в СУ МВД требование об их устранении. На эти же действия ссылается первый заместитель областного прокурора Тимошин. Поначалу ситуация действительно выглядела так, что первые лица Орловской областной прокуратуры согласились с доводами Оганяна и его защитника, и наконец повернулись лицом к Закону. Прокурорские работники не могли не увидеть, как Закон явно попирается следователем, который занимается питерским делом вопреки отсутствию на то разрешения и поручения вышестоящего руководителя, и наконец-то занялись тем, чем обязаны заниматься – надзором за исполнением законодательства. И потому вы спросите, что здесь странного, если всё происходит так, как и должно происходить.
Но не господин ли Тимошин 26 апреля подписывает обвинительное заключение по делу Оганяна? Где же прокурорское требование? Где устранение выявленных нарушений? Следователь направляет дело прокурору в том виде, в каком оно и было до 9 апреля. Новых доказательств, как видят юристы, не появляется. И всё это не помешало господину Тимошину 29 апреля направить материалы в суд.
Если всё обстояло именно так, то уместно предположить, что силы, по всей видимости заинтересованные в осуждении Ашота Оганяна, весьма влиятельны в Орловской области, а может быть и далеко за пределами региона. О чём ещё могут говорить подобные метаморфозы в стенах правоохранительных органов?
В Орле всё схвачено?
Есть и другие обстоятельства, которые позволяют подозревать наличие в деле против Ашота Оганяна коррупционных связей. Так, от лица пострадавшего ООО «АПК «Кумир» выступает представителем некто Курашин И.И., который осенью 2018 года получил в компании должность заместителя гендиректора по экономической безопасности. Не трудно догадаться, что господин Курашин, судя по всему, был интересен бенефициару ООО «АПК «Кумир» Джалалову только как бывший оперуполномоченный УМВД по Орловской области с определенными возможностями. Так, со ссылкой на данные, «полученные от представителя потерпевшего Курашина И.И.», в поручении следователя от 02.12.2019 года в адрес транспортной полиции г. Санкт-Петербурга фигурируют точные указания времени и способа прибытия 03.12.2019 года в город Ашота Оганяна. Кроме того, «потерпевший» Джалалов, по его словам, предоставил распечатку с зарубежными перелетами Оганяна за 2018-19 годы следователю 5 декабря 2019 года. Получить данную информацию можно только из закрытой базы МВД, судя по форме документа. Однако следователя всё это как будто не заинтересовало.
После истории с распечатками Оганян подал в следственный отдел по Советскому району СУ СКР по Орловской области заявление о возбуждении уголовного дела о вмешательстве в частную жизнь (ст. 137 УК РФ). Однако в ходе проверки его заявления люди в погонах проявили чудеса доверчивости. Артур Джалалов объяснил появление у него информации из закрытой базы МВД примерно так: сам Оганян, будучи у Джалалова в офисе, забыл папку с документами и там была распечатка его авиаперелетов. Курашин сослался на свою прозорливость. И похоже, что орловские следователи охотно верят в подобные небылицы. Может им просто кто-то настоятельно рекомендовал отказать в возбуждении уголовного дела по заявлению Оганяна?
Мы пока не знаем ответов на эти вопросы. Однако главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину явно стоит обратить внимание на действия своих подчинённых в 57-м регионе.
Операция «Провокация»
Весьма показателен также эпизод с арестом Ашота Оганяна. Ситуация развивалась примерно так: 26 ноября 2019 года его адвокат прибыл к следователю МВД Шляховой и предъявил ордер и жалобу на возбужденное уголовное дело. На следующий день следователь поручила своим коллегам в Петербурге вручить Оганяну 03.12.2019 года повестку на допрос, поскольку тот якобы скрывается.
То же самое следователь Шляхова сделала и 2 декабря 2019 года, хотя контакты Оганяна были известны ей через адвоката. Шла явная подготовка к аресту по надуманным основаниям. Ключевой день – 3 декабря 2019 года, когда в Петербурге состоялось заседание суда по иску Оганяна к Джалалову. Не добившись приостановки гражданского дела, Артур Джалалов мог и решиться на радикальные меры.
4 декабря 2019 года с некоего телефонного номера с кодом Петербурга на номера Джалалова и его доверенной помощницы Пантилеевой пришли СМС с угрозами и требованием отозвать заявление в Орле, «а то вами занимается мой друг полицейский Алиев». Эти сообщения, якобы написанные Оганяном или по его указанию, оказались весомым аргументом для заключения бизнесмена под стражу. Надо ли говорить, что никаких подтверждений о том, что именно Оганян отправлял эти сообщения не нашлось до сих пор?
Есть и ещё одна интересная деталь. В материалах уголовного дела присутствуют результаты проверки по заявлению Джалалова, которое было подано им в прокуратуру Орловской области и параллельно направлено не только в СУ УМВД по региону, но и в ГУ МВД по г. Москве. Так вот, в материалах проверки из Москвы, вернувшихся в марте 2020 года обратно в СУ УМВД Орловской области и приобщенных следователем Шляховой к материалам уголовного дела, есть рапорт оперуполномоченного уголовного розыска УВД по ЗАО г. Москвы подполковника С.Н. Алиева. Он пишет, что неоднократно пытался созвонится с Джалаловым для выяснения обстоятельств по его заявлению и 03.12.2019 года дозвонился до помощницы Пантилеевой, которая сказала, что Джалалов за границей, а она отказалась что-либо пояснять и приехать для дачи объяснений.
Но получается, что работал-то московский опер по заявлению самого «потерпевшего»? И фамилию этого опера явно знала Пантилеева, т.к. лично с ним общалась (как и, очевидно, Джалалов, со слов его помощницы). А Оганян никак не мог взять в толк, почему ему «шьют» какую-то СМС-угрозу в связке с Алиевым, которого он знать не знал. А Пантилеева с Джалаловым знали! Вопрос всем на засыпку: кто автор смс-угрозы? Можем дать подсказку: телефонный номер, с которого отправлена смс, зарегистрирован в городе проживания потерпевшего Джалалова – Петербурге.
Ни одно из этих обстоятельств никоим образом не заинтересовало следователя Шляхову, которая при каждом продлении меры пресечения ссылалась на якобы имевшие место угрозы Оганяна в адрес Джалалова. Выделенный из уголовного дела материал по признакам статьи 119 УК РФ был направлен в УВД по г. Орлу. Там он и «похоронен», хотя при возникновении вопроса по изменению меры пресечения прокуратура оперативно выносила постановление об отмене отказного постановления. Даже в ходе опроса в рамках проверки по поводу «угроз» гражданин Джалалов, судя по всему, всё же умудрился признаться в деянии по ст. 137 УК РФ, говоря о принадлежности телефонного номера того самого оперуполномоченного Алиева. Ну и, конечно, сотрудникам УВД по г. Орлу, проводящим проверку по данным материалам, никак не удалось опросить «неуловимого» Оганяна, находящегося под арестом в Орле.
Изложенное выше даёт основания полагать, что настоящая цель ареста Ашота Оганяна,связанная с его иском в Петербурге, была достигнута, а установление истины как будто не входит в задачу орловских силовиков. Как это стало возможным? По-видимому, стоит проверять информацию о ряде возможных высокопоставленных покровителей Джалалова, в том числе в законодательных органах власти. В этом материале мы не стали публиковать эти фамилии, чтобы не провоцировать политические скандалы накануне выборов. Мы и без этого привели немало доводов для того, чтобы подчинённые директора ФСБ Александра Бортникова, председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, а также генерального прокурора Игоря Краснова обратили внимание на события в Орловской области, которые слишком похожи на беспредел.
Просим считать данную статью запросом для проведения всесторонней проверки указанных фактов.
Во время подготовки этой статьи А.С. Оганян получил ответ на свою жалобу, поданную в Генеральную прокуратуру. Документ подписан прокурором Орловской области В.А Малкиным, в нём в очередной раз описана хронология возбуждения и расследования уголовного дела. А также присутствует ссылка на требование областной прокуратуры от 9 апреля 2021 года в адрес начальника СУ УМВД по Орловской области об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства в ходе расследования. Однако ни словом, ни полусловом прокурор области не обмолвился в своем ответе на приводимые в жалобе доводы о явно коррупционной составляющей в процессе возбуждения уголовного дела и его расследования. Своими ответами и действиями прокурорские работники, как нам кажется, четко дали понять, что «честь мундира» превыше всего и спихнули дурно пахнущее дело на голову суда.
Редакция «Версии» направила обращение с просьбой предоставить информацию о расследовании уголовного дела в отношении Ашота Оганяна в Генеральную прокуратуру РФ. В ответ прокурор отдела управления по надзору за следствием в Министерстве внутренних дел РФ О.Г. Ястребова сообщила, что наше обращение направлено на рассмотрение в прокуратуру Орловской области. Редакция продолжит следить за развитием событий вокруг уголовного дела в отношении Оганяна.
Инвестиции в уголовное дело и орловские прокуроры
Разглядит ли генпрокурор Игорь Краснов абсурд в орловской прокуратуре?