Можете представить себе оборонное предприятие, которое работает с радиоактивными материалами, и при этом его территория почти не огорожена? Примерно так выглядит площадка АО «10-й Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» в городе Полярный Мурманской области. Настоящая мечта шпиона и диверсанта! Впрочем, куда более серьёзная опасность исходит от старого плавучего дока, пришвартованного к одному из заводских причалов. В руководстве АО «ОСК» вряд ли могут об этом не знать.
Заходи кто хочешь, бери что хочешь?
Судоремонтный завод в Полярном был создан в 1935 году, сегодня он подконтролен «Объединённой судостроительной корпорации» (АО «ОСК», на 100% принадлежит государству). Ограждения там, по всей видимости, не меняли со сталинских времён. Ржавые палки, торчащие из земли – всё, что от них осталось. При всём при этом на 10-м СРЗ ремонтируют боевые корабли Северного Флота и перерабатывают опасные отходы, оставшиеся после утилизации атомных подводных лодок. На предприятии хранятся секретные документы и работают специалисты с высоким уровнем доступа к гостайне.
С формальной точки зрения какой-то забор там, конечно же, есть. В 2014 году прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах установила, что земельный участок судоремонтного завода огорожен на 20%. Ведомство через суд обязало руководство объекта устранить нарушение. А дальше начались самые настоящие чудеса.
Контракт с подрядчиком 10-й СРЗ заключил лишь весной 2019 года. Некое ООО «Стройкомсервис» со среднесписочной численностью сотрудников 2 человека получило почти 30 млн рублей, взяв на себя обязательства убрать старые ограждения и закупить материалы для строительства новых. Других желающих, по-видимому, не нашлось – заказчик поставил невыполнимое условие: начать работы в апреле, когда качественное строительство в условиях Заполярья вряд ли возможно.
Справилось ли с этой задачей ООО «Стройкомсервис»? В апреле 2019 года компания, видимо, даже не приступила к работе. При этом она избежала каких-либо штрафных санкций со стороны 10-го СРЗ. Гендиректор завода Евгений Зудин просто заключил с её гендиректором Артёмом Муратовым дополнительное соглашение о переносе сроков демонтажа ограждений на конец августа того же года. Удивительная лояльность, которую чиновники и менеджеры госкомпаний, как правило, проявляют лишь к аффилированным структурам.
К сентябрю 2019 года руины старого забора оставались на месте, что не помешало Евгению Зудину заключить с Артёмом Муратовым ещё один договор – на строительство нового ограждения. По этому контракту ООО «Стройкомсервис» должно было получить ещё порядка 30 млн рублей. Что-то толковое и явно похожее на забор вокруг судоремонтного завода так и не появилось, хотя акты о приёмке ряда работ были подписаны обеими сторонами. Мог ли гендиректор оборонного завода в Полярном провернуть всё это без помощи покровителей на самых верхних этажах АО «ОСК»? Злые языки говорят, что он может пользоваться особым расположением со стороны советника президента этой госкорпорации Марины Ялымовой.
Куда были направлены деньги со счетов «Стройкомсервиса», и какое отношение ко всей этой истории мог иметь «авторитетный» человек из Мурманска Пётр Алексеев, мы пока не знаем. По слухам, Евгений Зудин встречался ним незадолго до выбора подрядчика для демонтажа ограждений вокруг завода. Впрочем, 60 млн рублей выглядят мелочью по сравнению со «схемой» на миллиард, которую, по данным СМИ, подготовил Зудин при участии руководителя мурманской компании «Продмонтаж Профи» Ольги Кондаковой и её мужа Сергея Кондакова.
Подлатать и продать
Возле причала, принадлежащего 10-му судоремонтному заводу, замечен плавучий док СПД-76. Эта огромная махина высотой с пятиэтажный дом и длиной 118 метров была построена в 1982 году и предназначалась для ремонта подлодок, а также малых ракетных и противолодочных кораблей. В 2012 году командующий Северным Флотом адмирал Владимир Королёв списал док «в связи с утратой тактико-технических характеристик, нецелесообразностью его восстановления и невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению». Предполагалось, что сооружение продадут на металлолом. Продать-продали, но после этого ржавая груда металла как будто начала новую жизнь
По информации Петра Иваненко из «Агентства политических новостей», в апреле 2019 года СПД-76 купила у флотских компания «Транс-лом» за 5,3 млн рублей. Однако спустя короткое время док оказался в собственности мурманской фирмы «Продмонтаж-Профи» и был доставлен к плавучему причалу судоремонтного завода, которым руководит Евгений Зудин. Автор АПН отмечает, что новый собственник не имеет лицензии на заготовку, хранение и переработку лома цветных и чёрных металлов. Судя по информации в базе данных Rusprofile, единственным учредителем, руководителем и сотрудником ООО «Продмонтаж-Профи» является Ольга Олеговна Кондакова.
В публикации АПН сказано, что она приходится женой некому Сергею Кондакову, который, в свою очередь, состоит в дружеских отношениях с Евгением Зудиным. Исходя из этого Пётр Иваненко предполагает, что реальным владельцем СПД-76 может быть гендиректор судоремонтного завода в Полярном. «Это нужно Зудину, который, вполне возможно, с самого начала знал, что док можно восстановить и провернул многоходовую схему, приобретя махину стратегического назначения по цене лома через аффилированные компании. Напомним, цена на этот объект в качестве лома составляла 5 миллионов рублей. Следующий шаг, как очевидно, – покупка дока уже как изделия миллионов за 50, а то и за 100 миллионов. И купит его 10-СРЗ в лице Евгения Зудина, конечно, за государственные деньги и якобы на важные государственные цели. Продавец – Кондаков, друг и соратник Зудина. А дальше государство потратит еще 1 миллиард с лишним на ремонт этой махины», – пишет Иваненко.
Если дела обстоят именно так, как предполагает автор, то возникает следующий вопрос: может ли Зудин провернуть такую масштабную операцию без явного покровительства в руководстве «Объединённой судостроительной корпорации»? И ещё один: сколько человек погибнет, если ржавый СПД-76 вернут в строй исключительно по причине коррупции? Мы помним, какой трагедией обернулась в 2018 году авария с участием плавучего дока ПД-50 и авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» – один рабочий пропал без вести, другой умер в больнице после тяжёлой травмы.
Бесконтрольность порождает вседозволенность
Кто-то считает, что закрытые города остались оазисами порядка в его советском понимании, но на самом деле коррупции в таких местах больше, чем в мегаполисах. Особенно, если городок находится в ведении какой-нибудь госкорпорации, топ-менеджеры которой получают свои бонусы вне зависимости от результатов работы. Руководители градообразующих предприятий в ЗАТО чувствуют себя чуть ли не богами – вся жизнь таких городов находится целиком в их руках, а закрытость таких территорий от общественного контроля рождает слишком много соблазнов.
Если довериться информации из открытых источников, то в июне сотрудники ФСБ провели на предприятии обыск. По всей видимости, их интересовала запутанная история со строительством забора по периметру стратегического предприятия. Однако, вполне возможно, что чекисты обратят внимание и на ситуацию вокруг списанного дока СПД-76. При таком раскладе нельзя исключать, что они посетят и материнскую структуру 10-го СРЗ, «Объединённую судостроительную корпорацию». Слишком уж крупной выглядит эта «схема» для руководителя завода и небольшого северного городка.
К Зудину пришла ФСБ
Зачем гендиректору 10-го судоремонтного завода Евгению Зудину списанный док СПД-76 за миллиард рублей.