Как стало известно “Ъ”, Тушинский суд столицы начал рассмотрение по существу материалов уголовного дела о хищении контрольного пакета акций крупной каршеринговой компании BelkaСar и фирмы «Брайнстон». Сумма похищенного оценивается более чем в 360 млн руб. Подсудимые — гендиректор компании Singular С.I.S гражданин ФРГ Ральф Новак и финансист Ильнур Азмуханов вину не признают. Еще двое, по мнению следствия, активных участников преступления — немецкий бизнесмен Фабиан Кройхер и предприниматель Борис Зимин (включен в реестр иноагентов), сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина,— находятся в розыске и арестованы заочно.
В Тушинском суде Москвы на процессе по делу о хищении контрольного пакета акций каршеринговой фирмы BelkaCar и компании «Брайнстон» было зачитано обвинительное заключение. После этого по установленному порядку, отвечая на вопрос судьи об отношении к претензиям правоохранителей, немецкий бизнесмен Ральф Новак и инвестиционный директор швейцарского инвестфонда Winterberg Group Ильнур Азмуханов заявили, что вину не признают. После этого суд приступил к допросам свидетелей обвинения.
Как ранее сообщал “Ъ”, это уголовное дело с 22 сентября 2021 года вел 10-й отдел Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве, который специализируется на расследовании преступлений экономической направленности. Изначально уголовное дело было возбуждено по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) в отношении неустановленных лиц. Однако после того, как 15 февраля 2022 года были задержаны первые фигуранты — гражданин ФРГ Ральф Новак и Ильнур Азмуханов,— квалификация преступления была изменена. Задержанным инкриминировали мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Суд арестовал обоих. Позже мера пресечения была изменена на домашний арест.
Помимо гендиректора Singular С.I.S Новака и финансиста Азмуханова в этом деле фигурируют еще двое обвиняемых — гражданин ФРГ Фабиан Кройхер и бизнесмен Борис Зимин (включен в реестр иноагентов), сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина, которых ГСУ считает активными участниками мошеннической схемы. Оба заочно арестованы и числятся в международном розыске.
Как следует из материалов дела, четверо фигурантов причастны к хищению 35 562 акций (52,47%) одной из крупнейших российских каршеринговых фирм BelkaCar. Также подсудимым инкриминируется хищение 50% долей ООО «Брайнстон». Ценные бумаги и доли принадлежали компаньону подсудимых — немецкому бизнесмену Бенедикту Соботке, который признан потерпевшим по уголовному делу. Компания «Брайнстон» управляла российскими активами господина Соботки, а пакет акций BelkaCar перешел к нему после того, как бизнесмен инвестировал средства в новую компанию на стадии ее запуска.
Ущерб от действий обвиняемых по ходу расследования корректировался и теперь оценивается обвинением в 367 млн руб., 148,4 млн из которых — это стоимость долей «Брайнстон».
Как следует из материалов дела, преступная схема была разработана обвиняемыми в 2017 году, тогда же они приступили к ее реализации. По версии следствия, фигуранты, вступив в сговор с не установленными следствием лицами из числа руководства кипрского офшора Belka Car ltd, обладающими «организационно-распорядительными полномочиями», продали акции компании за спиной их владельца. Покупателем, говорится в деле, стала подконтрольная обвиняемым швейцарская Bryanston Resources АG. Следствие считает, что сделка купли-продажи ценных бумаг была фиктивной, так как реальной оплаты не производилось. Практически параллельно с ней, по версии следствия, под руководством господина Новака были похищены и 50% долей российского «Брайнстон».
Стоит отметить, что в рамках обеспечительных мер Преображенский суд арестовал 100% акций российского АО «Каршеринг» — управляющей компании BelkaCar.
Ранее, после предъявления ему заочного обвинения, Борис Зимин говорил о том, что связывает уголовное дело со своей политической деятельностью. Он, в частности, являлся одним из публичных спонсоров ныне осужденного на длительный срок политика Алексея Навального.
Как немцы BelkaСar угоняли
Перед судом предстали двое из четверых обвиняемых в крупном мошенничестве.