По данным следствия, вместе с экс-министром Открытого правительства в хищении четырех миллиардов рублей ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети» участвовали Николай Степанов, Максим Русаков, Галина Фрайденберг, Александр Пелипасов и Сергей Ильичев. Все пятеро не столь публичные персоны, как Михаил Абызов, но и в их биографиях есть интересные элементы.
Николай Степанов
Николай Степанов — один из соратников Михаила Абызова по компании RU-COM. Он занимал в ней пост генерального директора с 2009-го по 2012 год. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», вместе с экс-министром Николай Степанов работал в шести различных проектах, включая деятельность в составе совете директоров близкого к Ротенбергам «Мостотреста».
По информации «Коммерсанта», Николай Степанов перебрался работать в Москву с поста топ-менеджера ОАО «Читаэнерго», на котором он, будучи 25-летним выпускником Иркутской государственной экономической академии, «наводил порядок в электросетях Читинской области».
«Я никогда не боялся брать на себя ответственность, — заявил Степанов в интервью корреспонденту издания, — и считал нужным, чтобы население знало, с кем оно имеет дело и кто именно их будет отключать».
В Москву Степанова пригласил именно Абызов (он занимал пост председателя совета директоров «Российских коммунальных систем»). Произошло это в июле 2003 года, причем Степанову ради переезда пришлось сменить сферу деятельности: в РКС он занимался уже не энергетикой, а ЖКХ.
Именно со сферой ЖКХ и были связаны все последние новости о Николае Степанове до информации о возбуждении уголовного дела. Сибирские СМИ в 2018 году писали, что связанная с ним фирма «МКС-Новосибирск» стала участником передела рынка услуг управляющих компаний Новосибирска (Степанов, помимо прочего, является президентом Новосибирской региональной федерации самбо).
А в 2017-м все в том же Новосибирске Степанова вспоминали в связи с банкротством крупного местного застройщика — ЗАО «Строитель» (до 2012 года компания принадлежала «СИБЭКО», упомянутой в уголовном деле в отношении Абызова).
Максим Русаков
Максим Русаков, как и Николай Степанов, работал вместе с Абызовым в RU-COM и «СИБЭКО». Однако больше он известен по деятельности в другой организации. До 2017 года он входил в состав «Совета рынка».
Это важнейшая организация, регулятор энергорынков России, объединяющая оптовых продавцов и оптовых покупателей электроэнергии. Максим Русаков занимал в ней пост главы управления развития конкурентного ценообразования. Он приступил к работе в «Совете рынка» еще в 2006 году, но скандалы его начали преследовать в последние годы службы.
Сначала в 2016 году блогеры обнаружили у Максима Русакова элитную недвижимость на миллионы долларов в Москве и Болгарии. Затем в декабре того же года была опубликована переписка Максима Русакова с директором по работе с органами власти En+ Дмитрием Пономаревым о предоставлении РУСАЛу в 2013 году преференций по договорам поставки электроэнергии.
В это же время в «Совете рынка» сотрудники МВД и ФСБ проводили обыски в связи с мнимым трудоустройством туда жены бывшего заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егора Гринкевича Оксаны. Сайты, специализирующиеся на компроматах, связывали этот факт с деятельностью Русакова.
Однако до настоящего момента ни одно обвинение в адрес Максима Русакова не находило подтверждения в виде уголовного дела.
Галина Фрайденберг
О ней известно меньше всего. Самый высокий пост, который она занимала, — заместитель директора по экономике и финансам Новосибирской ГЭС. Самый значимый для уголовного дела — председатель ликвидационной комиссии «СИБЭКО». Фотографий Фрайденберг в Сети почти нет, самая известная — та, где женщина держит в руках грамоту от «Русгидро» за участие в благотворительной акции «Сирень Победы».
Александр Пелипасов
Александр Пелипасов — до 2015 года руководил компанией «СИБЭКО». Пелипасов окончил Новосибирский коммерческий институт, после чего начал поступательно делать карьеру в «Новосибирскэнерго» (было переименовано в «СИБЭКО»), пока не занял должность генерального директора.
В 2008-м и 2010-м дал два интервью изданию «Континент Сибирь», но серьезных программных заявлений или рассказов о чем-то личном в них не было, лишь сухая информация о деятельности компании. Первое из них было озаглавлено: «Мы видим явный тренд роста энергопотребления», а второе — «Реализация тепла теперь наша задача».
Пелипасов ушел из «СИБЭКО» в 2015-м тоже очень тихо, не афишируя ни мотивы, ни обстоятельства. В 2018-м, по сообщениям СМИ, он занял пост председателя совета директоров Первого строительного фонда.
Сергей Ильичев
Сергей Ильичев — единственный из подозреваемых, имеющий непосредственное отношение ко второй компании, упомянутой СКР, — «Региональные электрические сети» (она является дочерней по отношению к «СИБЭКО»). Ильичев на протяжении 10 лет был ее генеральным директором, пока в январе 2019 года не появились сообщения о том, что он готов покинуть свой пост.
СМИ связывали отставку с возможной сменой собственника: якобы RU-COM собирался продать «Региональные электрические сети».
Биография Ильичева напоминает путь Пелипасова. Родился в Новосибирской области, получил образование в местных вузах (Новосибирском электротехническом институте и Новосибирском государственном университете экономики и управления), а затем начал работать в «Новосибирскэнерго», где и сделал карьеру. С прессой Ильичев также обсуждал в основном технические вопросы.
Как Николай Степанов и Сергей Ильичев стали сообщниками Абызова
Николай Степанов, Максим Русаков, Галина Фрайденберг, Александр Пелипасов и Сергей Ильичев оказались бандой.