Стройка на землях Минобороны в подмосковной Немчиновке с 2005 года велась с нарушением законодательства и сопровождалась многочисленными скандалами. Однако, военное ведомство много лет не замечало ни обмана напрямую аффилированного с ним инвестора в части обещанных социальных объектов, ни резкого увеличения плотности застройки, ни продаж предназначенных государству квартир. Прозрение подчиненных Сергея Шойгу наступило только в этом году, но наказать они решили не подведомственную компанию, обогатившуюся на 2 млрд рублей, а законных приобретателей оказавшихся вдруг спорными квартир.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился адвокат Александр Приезжий. Он представляет интересы владельцев квартир в подмосковном ЖК “Микрорайон Немчиновка”. Его доверители, абсолютно законно купившие жилье и зачастую до сих пор выплачивающие ипотеку, могут в одночасье лишиться собственности. Главная причина в том, что дома построены на находящейся в пользовании министерства обороны земле компанией, на четверть принадлежащей военному ведомству. Об истории давней дружбы и внезапной вражды заказчика и застройщика, которая может закончиться выселением на улицу свыше двухсот семей — в материале ПАСМИ.
Контракт по-свойски
Инвестиционный контракт на постройку многоэтажных жилых домов в поселке Немчиновка Одинцовского района Подмосковья на землях, находящихся в пользовании Минобороны, был подписан в ноябре 2005 года, когда военное ведомство возглавлял Сергей Иванов.
Инвестором стало ОАО «494 Управление начальника работ», весьма близкая к заказчику организация. Ранее это был ГУП «494 УНР» Главного военно-строительного управления Министерства обороны, но в 90-х годах госпредприятие обанкротилось и было приватизировано. Сейчас, согласно отчетным документам ОАО, 23% его акций принадлежит гендиректору Алексею Киму, а 25,5% — Минобороны РФ. Представлено военное ведомство и в совете директоров ОАО — его независимым членом является Елена Шенина, которая, по данным открытых источников, с 2020 года занимала различные посты в Минобороны. Последняя ее должность, согласно информации о награждении сотрудников в честь Дня строителя 6 августа текущего года, — заместитель руководителя Департамента строительства.
Согласно контракту, “494 УНР” обязалось финансировать застройку 13 гектаров на участке 18,9 гектаров жилыми домами и социальными объектами. После завершения строительства инвестор должен был передать Министерству обороны квартиры площадью 20% от общей жилой площади объектов (не менее 21,5 тыс. кв. метров). Остальные 80% переходили в собственность “494 УНР” для последующей продажи. Дома планировалось сдать в эксплуатацию в 3 квартале 2011.
Реализация контракта не обошлась без скандалов. В 2010 году, уже при министре Анатолии Сердюкове, в СМИ обратились офицеры воинской части ВКС, которая находилась на земле, отданной под застройку. Их выселяли из служебных квартир, предлагая взамен мизерную компенсацию за поднаем жилья. А в 2015, когда пост главы Минобороны занимал Сергей Шойгу, новоселы ЖК “Немчиновка” выяснили, что ОАО “494 УНР” не собирается строить обещанную школу. Вместо детского учреждения начали возводиться три новых многоэтажки.
Число строящихся домов и, соответственно, жилых площадей увеличивалось не раз, о чем прекрасно были осведомлены в Министерстве обороны. С 2011 по 2016 было подписано 18 дополнительных соглашений к инвестконтракту, со стороны военного ведомства их визировали весьма высокопоставленные сотрудники — руководители Департамента имущественных отношений. Среди них — осужденная в 2015 году за мошенничество Евгения Васильева и арестованный в 2020 за миллиардные махинации с лесом Дмитрий Куракин.
Кстати, на коррупции попался и один из руководителей стороны заказчика — ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны. Подполковник Андрей Нежигай в декабре 2019 был приговорен к девяти годам колонии по делу о вымогательстве взятки в 15 млн рублей за заключение контракта.
Не могли не знать в Минобороны и о том, что один из пунктов инвестконтракта с “494 УНР”, а именно заключение договора аренды на землю под строительство, был в принципе не выполним. Как пояснил ПАСМИ адвокат Александр Приезжий, военное ведомство не имело права распоряжаться выделенными под застройку землями, так как они были предоставлены ему в бессрочное пользование, а собственником являлась Российская Федерация.
“Передавать такие участки в аренду на момент заключения контракта прямо запрещали нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а сейчас этот запрет прописан в Гражданском кодексе РФ”, — заметил юрист.
Судебный разворот
Когда начали сдаваться первые дома, застройщик стал активно продавать всем желающим квартиры, за исключением доли Минобороны, прописанной в инвестконтракте. И военное ведомство опять-таки было в курсе этого и не усматривало никаких нарушений своих прав. Дело в том, что из-за вышеуказанной неурегулированности земельно-правовых отношений покупатели квартир в Немчиновке вынуждены были оформлять их в собственность исключительно через суд. И никаких проблем в первое время не возникало: судьи вставали на сторону приобретателей жилья, а структуры военного ведомства, извещенные о рассмотрении исков, с 2012 по конец 2020 года в судебное заседание не являлись и никаких возражений не представляли.
Однако в конце 2020 года позиция заказчика — ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ — изменилась: организация начала участвовать в судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, и просить суд отказать покупателям в праве собственности. Основание — невыполнение “494 УНР” обязательства по передаче указанной в инвестконтракте жилой площади государству. Одинцовский городской суд с такой позицией не согласился, решение в пользу приобретателя было обжаловано в апелляции, и Мособлсуд уже встал на сторону представителей военного ведомства.
Весной 2021 ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ идет дальше: в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, управление просит суд признать сделку между ОАО “494 УНР” и приобретателем квартиры ничтожной и обязать продавца и покупателя возвратить соответственно деньги и жилье. Одинцовский суд требование удовлетворил, отказавшись признать, что, заключая предварительный договор купли-продажи, покупатель действовал осмотрительно и добросовестно.
По мнению адвоката Александра Приезжего, позиция как Минобороны, так и судов различных инстанций не соответствует требованиям закона и противоречит ранее озвученным позициям Конституционного и Верховного судов.
“С одной стороны, рядовой обыватель, приобретая квартиры в новостройке, зачастую не может разобраться в хитросплетениях взаимоотношений участников инвестконтракта. Соответственно, он априори является добросовестным приобретателем. С другой стороны, общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное, в принципе не могут распространяться на добросовестного приобретателя”, — пояснил юрист.
Между тем, в августе на рассмотрение все того же Одинцовского суда поступили 19 исков уже непосредственно от ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ. Требования все те же: сделку купли-продажи квартиры признать ничтожной, деньги верность приобретателю, а метры — “494 УНР”. Правда, есть один нюанс: теперь речь идет о жилье, которое уже было оформлено в собственность по решению суда.
Арбитражные битвы
В декабре 2020, одновременно с проблемами покупателей квартир в судах общей юрисдикции, тяжбы начались в Арбитражном суде Московской области. Там сейчас рассматривают два исковых заявления.
“494 УНР” считает, что «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны задолжало ему 2 гектара земли. В своем иске акционерное общество требует передать ему эти площади, а также заключить договор аренды на данный участок и на тот, что уже был использован под застройку. Напомним, такое требование соответствует инвестконтракту, но не выполнимо с точки зрения закона.
ФГКУ ЦТУИО, в свою очередь, хочет получить от застройщика в пользу Российской Федерации (в лице военного ведомства) еще 14,6 тыс. кв. метров. Их инвестор якобы задолжал, так как площадь возводимого жилья увеличилась со 101 тыс. до 181 тыс. кв. метров, а на доле государства это никак не отразилось.
При этом в иске указаны конкретные номера квартир, на которые претендует структура военного ведомства. Этих квартир 299, но в свободном распоряжении “494 УНР” находятся только 83, остальные уже проданы, в них живут гражданские лица. 3 августа подмосковный арбитраж удовлетворил ходатайство истца о наложении ареста на данные квартиры в качестве обеспечительной меры.
Они должны быть в курсе:
— министр обороны Сергей Шойгу,
— замминистра обороны Тимур Иванов,
— генпрокурор Игорь Краснов,
— главный военный прокурор Валерий Петров,
— председатель СКР Александр Бастрыкин,
— губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Оказавшись в ситуации, которая уже сейчас не дает возможности распоряжаться законно приобретенным имуществом, а в будущем грозит его потерей, владельцы квартир обратились в арбитраж с ходатайствами о вступлении в делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, суд эти требования удовлетворил.
Президентское невмешательство
Наряду с защитой своих прав в судебном порядке, жители ЖК “Немчиновка” направили коллективное обращение президенту России Владимиру Путину, министру обороны Сергею Шойгу, генпрокурору Игорю Краснову, главному военному прокурору Валерию Петрову, председателю СКР Александру Бастрыкину, спикеру нижней палаты парламента Вячеславу Володину и руководителям думских фракций.
В обращении они указали на нарушение своих конституционных прав и недопустимость решения спора хозяйствующих субъектов за счет интересов добросовестных покупателей жилья. “Не оставляйте нас без вашей поддержки в борьбе с несправедливостью и беззаконием”, — говорится в письме, которое подписали порядка 250 граждан.
Но результата это обращение не принесло. Так, Администрация президента в своем ответе сослалась на независимость судебной системы: “Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации”. Аналогично отреагировали и другие ведомства.
С учетом этой реакции жители микрорайона Немчиновка 23 августа направили еще одно обращение Сергею Шойгу — уже с конкретными вопросами непосредственно главе оборонного ведомства. Эти вопросы касались причин слепоты Минобороны на протяжении многих лет, в течение которых связанная с ним компания продавала (как теперь выяснилось, незаконно) принадлежащее государству жилье.
В частности, их интересовало, как сотрудники “государственного органа, обладающего лучшими в мире специалистами и техникой”, на протяжении пяти лет не смогли заметить на сайте подконтрольной ему организации информации о реализации квартир и поступлении денежных средств по договорам купли-продажи на общую сумму свыше 2 млрд рублей.
Также жители ЖК “Немчиновка” задались вопросом, кто именно из руководителей Минобороны принял в этой ситуации решение об изъятии зачастую последнего жилья граждан, а не имущества застройщика, который обладает недвижимостью в разных районах Москвы и области. Ответа на обращение к Шойгу пока нет. Известно лишь, что оно передано на рассмотрение заместителю министра обороны Тимуру Иванову.
Между тем, Александр Приезжий уверен, что данную ситуацию вполне можно разрешить без нарушения прав владельцев квартир. Он пояснил, что ответственность в случае неисполнения гражданско-правовых обязанностей несет лицо, вызвавшее причинение ущерба.
“Представители Минобороны таким лицом считают ОАО “494 УНР” — крупную строительную компанию с государственным участием в лице все того же министерства обороны, имеющую как финансовые, так и иные активы, например, непроданные объекты в возведенных ими же жилых комплексах Москвы и Подмосковья. Почему же нельзя обратить взыскание на это имущество?” — недоумевает адвокат.
Как Шойгу кинул подмосковных жителей с квартирами
700 гражданских лиц оказались заложниками спора военных хозяйствующих субъектов.