В конце прошлого года было объявлено о решении Центробанка отозвать лицензию у давно и хорошо известного кредитно-финансового учреждения под названием Гринкомбанк. А в декабре Тверской районный суд Москвы санкционировал заочный арест бывшего генерального директора ООО «РТ-Капитал» Сергея Иванова. Эти события непосредственно касались достаточно значимых в российском финансовом сообществе фигур. По мнению экспертов, оба события оказались взаимосвязанными.
Взлет и падение
«РТ-капитал» - дочерняя компания государственной корпорации «Ростехнологии», занимающаяся ее непрофильными активами.
Гринкомбанк (пока он еще существовал) можно было с полным правом назвать ветераном российских коммерческих банков. Он был одним из первых. Его основали в далеком 1990-м году в Иркутске на базе отделения Агропромбанка СССР, и звался он тогда «Паевой Усольский коммерческий банк «Гринпромбанк», а зарегистрирован был еще Госбанком РСФСР. Через год его акционировали.
Судя по официальной истории Гринкомбанка, первые двадцать с небольшим лет он вполне себе успешно развивался. Появились филиалы в других регионах, в том числе в Москве. Банк стал участником системы страхования вкладов. На его официальном сайте подчеркивалось, что кредитное учреждение придерживается экологического имиджа, поддерживает сельское хозяйство. В 2006 году он стал лауреатом Национальной банковской премии в номинации «Лучший региональный банк».
А затем все словно полетело под откос. Гринкомбанк начали привлекать к административной ответственности за несоблюдение законодательства.
Затем выяснилось, что более половины активов - это непрофильное имущество, в том числе низколиквидные объекты недвижимости. Качество кредитного портфеля резко ухудшилось. Кроме того, на балансе банка учитывался кредитный портфель очень низкого качества, и более 90% ссудной задолженности юридических и физических лиц были признаны безвозвратными потерями. Гринкомбанк был признан ненадежным, ему наложили ограничения на корсчет и вклады. Затем по решению суда пришлось вернуть субординированный банковский вклад, что нанесло жестокий удар по уставному капиталу. И от этого удара Гринкомбанк оправиться уже не смог.
Логичен вопрос: что же случилось с некогда уважаемым коммерческим банком? Почему он, после двадцати лет вполне благополучного существования, вдруг стремительно заскользил вниз, за считанные годы приобрел сначала репутацию ненадежного учреждения, а потом и окончательно рухнул?
Атомный гость
Ответы следует искать в и поныне работающей формуле, выведенной в свое время известным персонажем отечественной истории: «Кадры решают все». Если применить эту формулу к истории взлета и падения Гринкомбанка, нетрудно заметить, что проблемы кредитно-финансового учреждения, начались практически после того, как оно отметило двадцатилетие своей успешной работы в 2010-м году. Вскоре после этого торжества, в 2011-м, в Гринкомбанке сменилось руководство. Сначала его акционерами стали топ-менеджеры КБ «Рублевский». А вскоре контрольный пакет акций банка перешел к ОАО «ЭРКО». Примечательная особенность последней организации состояла в том, что она была основным участником коммерческого банка «Рублевский».
Это кредитное учреждение само по себе сыграло важную роль в судьбе Гринкомбанка. Но об этом чуть позже, поскольку союз с руководством «ЭРКО» стал для Гринкомбанка действительно роковым.
Их пути не расходились до самого финала. Ведь, как обратили внимание СМИ, тот самый Сергей Иванов, чей заочный арест был санкционирован в конце прошлого года, вскоре после лишения Гринкомбанка лицензии являлся, как ни удивительно, руководителем компании «ЭРКО». Также он руководил компанией «РТ-Капитал», где его заместителем служил Мурат Раймкулов, по совместительству ставший в свою очередь председателем совета директоров Гринкомбанка. Кстати, в отличие от босса, которому посчастливилось вовремя отделаться заочным арестом, Раймкулов был арестован очно, и начал активно сотрудничать со следствием.
Бывший глава «РТ-Капитал» Сергей Иванов – личность в определенных кругах известная. В свое время он прославился тем, что, используя свое положение в «Ростехнологиях», смог приватизировать ни много ни мало паровую турбину Балаковской атомной электростанции и сепаратор Калининской АЭС. За что получил уважительную кличку «Ядерный Мавроди».
А в розыск он был объявлен, как сообщал прессе начальник управления Генпрокуратуры России Дмитрий Демешин, по обвинению в хищении у «Ростеха» почти 200 миллионов рублей, совершенных им на посту генерального директора ООО "РТ-Капитал».
Тогда же в СМИ появилась информация о том, Сергей Иванов вывел эти 200 миллионов именно через Гринкомбанк.
Это прачечная?
Но одним лишь участием в процедуре вывода ростеховских денег роль Гринкомбанка при его новых хозяевах не ограничивалась.
Вскоре после отзыва лицензии появились сообщения о том, что Гринкомбанк через фактически поглотивший его банк «Рублевский» активно участвовал в так называемой «молдавской схеме».
Проще говоря – в отмывании денег. Причем Гринкомбанк неоднократно ловили за руку, но дело ограничивалось лишь административными взысканиями.
Три года назад Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и «Новая газета» обнародовали результаты масштабного расследования о выводе из России около $21 млрд.
Поскольку центральную роль в раскрытой схеме играл банк из Молдавии, что и схема получила название «молдавской».
По данным РБК, в схеме, которая действовала с 2011 года (именно тогда, по странному совпадению, сменилась власть в Гринкомбанке) до 2014-го, в той или иной мере участвовали 732 банка из 96 стран. За это время из России, по подсчетам экспертов, было выведено около $21 миллиарда. В числе 18 российских банков, участвовавших в «молдавском ландромате», значится и банк «Рублевский».
Точку в этом вопросе, видимо вскоре выяснит следствие, у которого есть весьма информированный источник – арестованный и «говорящий» экс-председатель совета директоров Гринкомбанка Мурат Раймкулов.
Как структура «Ростеха» отмывала сотни миллионов в Гринкомбанке
Кто довел до ручки Гринкомбанк, один из старейших коммерческих банков России.