Как ни крути, а Дмитрий Медведев – один из самых знаменитых фотографов России. Политик появлялся с камерой в руках на важнейших мероприятиях, а его снимки продавались на аукционах за миллионы рублей. Однако после отставки правительства с личного сайта экс-премьера почему-то исчезла вкладка с красивым названием «Личные фотоработы».
Снимает то, что недоступно другим
В конце нулевых, наряду с айфоном, фондом «Сколково» и словом «модернизация» в каждом интервью, одной из главных фишек нового президента стало увлечение фотографией.
В своем блоге Медведев признавался, что начал снимать еще в пионерские годы на «Смену», а серьезно стал увлекаться фотографией в 35 лет, когда появилась возможность приобретать современную технику. Судя по всему, Дмитрий Медведев имел в виду 1990 год – тогда он стал кандидатом юридических наук. Когда эти возможности расширились еще сильнее, его можно было заметить в компании «кэнонов», «никонов» и премиальной «лейки», а сам чиновник добавлял, что иногда еще и «балуется пленкой».
О своих способностях Дмитрий Медведев отзывается с долей скромности: «Конечно, по-разному получается, как и у любого человека, который щелкает». Профессиональное сообщество фотографов с оценкой «по-разному», мягко говоря, согласно.
В 2015 году интернет-портал BirdInFlight.com, специализирующийся на фотоиндустрии, провел опрос шести профи, которых попросили оценить снимки Медведева, но не называли имя автора. В целом реакция оказалась прохладной. У фотографов возникли вопросы к цветокоррекции и выбранной композиции кадров, а один из них решил, что ему показывают работы старшеклассника.
– Документальная фотография – это не только композиция, цвета и свет, но еще и документ, – объяснил ценность фото Медведева Дмитрий Костюков, сотрудничающий с The New York Times, Liberation, GEO и т.д. – Большинство фотографий выглядит так, будто их снимал обычный турист в обычном групповом туре, но есть исключения, например фото Кремля – с вертолета, морской пирс с кораблем береговой охраны на горизонте. Вокруг нет людей. В этом плане Дмитрий Анатольевич в отличной ситуации – он может снимать то, что недоступно другим.
«Смысл фотографии как искусства заключается в особой печали о той частичке времени, которая уже никогда не вернется».
Фото на выставку отбирал сам
За последние десять лет чиновник представлял свои работы на выставках в Москве, Китае и Таиланде, однако вначале он только присматривался. В 2009 году на мероприятие «Лучшая фотография России» Дмитрий Медведев пришел как посетитель, но с 2016-го стал одним из регулярных участников фотопроекта «Первозданная Россия», главная тема которого – кадры дикой природы.
По словам одного из организаторов выставки – Дмитрия Мосейкина, участие Медведева оказалось для проекта полезным, но инициатива исходила не от него самого:
– Здорово, когда у нас появляются узнаваемые авторы, это вызывает дополнительный интерес. Как Дмитрий Анатольевич стал участником выставки? Наверное, это связано с тем, что инициатором проекта является Совет Федерации, а идейным вдохновителем – бывший сенатор, заместитель губернатора Курганской области и, кроме того, увлеченный фотограф дикой природы Олег Пантелеев (скончался в 2016 году. – Ред.). Он много кого знал, приглашал, переманивал с охоты на фотоохоту. Кроме Дмитрия Анатольевича, у нас выставлялся Евгений Касперский, кто-то из московских управленцев, участвовали Валентина Матвиенко, Сергей Иванов. Мы получали письма с поддержкой и от Владимира Владимировича. Нам очень нравится, что состав участников фестиваля, частью которого является фотовыставка, самый разный – от школьников и пенсионеров до бизнесменов и политиков.
Фотографии бывшего президента России на выставке подписаны без титулов – просто «Автор: Дмитрий Медведев».
По словам организатора, авторы сами выбирают снимки, которые будут показаны публике:
– Стараемся ничего не цензурировать, не отбирать, просто смотрим, чтобы работы совпадали с концепцией проекта. Зрителя не обманешь – если ему неинтересен снимок, он просто пройдет мимо и даже не узнает, кто его сделал. Бывает и такое: кому-то из гостей настолько нравится фотография, что появляется желание ее приобрести. Мы в этом не участвуем – отправляем напрямую к автору.
Снимок Кремля продал за 51 миллион
Вершиной карьеры Дмитрия Медведева как фотографа стал благотворительный аукцион «Рождественская ярмарка». В 2010 году работа под названием «Тобольский кремль» ушла с молотка за 51 миллион рублей, став четвертой в рейтинге самых дорогих фотографий мира.
Покупателем оказался член совета директоров компании «ИЛИМ-Групп» Михаил Зингаревич, который сказал, что повесит снимок у себя в офисе.
– Дмитрий Медведев больше всего снимает пейзажи. Это самый распространенный жанр, таких работ у нас – процентов 60. Фото церквей и храмов присылают тоже довольно часто, хотя мы просим делать акцент на дикой природе, – рассказывает Дмитрий Мосейкин. – Но, честно говоря, лично мне кажутся более интересными работы с животными. Такие съемки, особенно с близкого расстояния – это особое искусство, где надо уметь не только фотографировать, но и вызывать доверие у животных, общаться с ними.
По словам самого Дмитрия Медведева, его всегда тянуло совсем к другому жанру – портретному.
«Конечно, мне нравится снимать людей. Но людей мне снимать очень непросто. В силу моей работы будет странно выглядеть, если я в какой-то момент выбегу с фотоаппаратом и начну кого-то фотографировать», – рассказал политик в своем личном блоге.
Съемки окончены?
Сейчас сайт www.da-medvedev.ru фактически заброшен. После перевода экс-премьера на должность заместителя председателя Совета безопасности с его сайта пропали все вкладки, включая фотоальбом, разделы «Поездки», «Блог», «Мультимедиа».
В инстаграме экс-главы государства в этом году прибавилось всего пять художественных снимков. Последний из них – подмосковный Иосифо-Волоцкий монастырь, снятый с высоты птичьего (вернее, вертолетного) полета. Эта обитель известна как место заточения еретиков и людей благородного звания. В XVII веке туда был сослан бывший царь Василий Шуйский.
Камерная жизнь Дмитрия Медведева
Какие жанры фотографии успел освоить бывший премьер-министр РФ.