Каждую минуту российская экономика теряет свыше полумиллиона долларов. Инвесторы выводят свои деньги за границу – по данным Центра развития НИУ ВШЭ, только в марте отток капитала составил 34 млрд долларов. Это больше половины того, сколько Россия потеряла за весь прошлый год. В больших масштабах капитал «убегал» из России лишь в октябре и декабре 2008 года – в самый разгар финансового кризиса. Всё это может привести в итоге к тому, что правительству придётся сократить социальные программы, работодателям – начать увольнения, а россиянам – затянуть пояса.
Всего, по данным ВШЭ, по итогам первого квартала чистый отток капитала составил 70 млрд долларов. «Сколько ещё уйдёт до конца года – спрогнозировать трудно, – говорит эксперт Центра развития Сергей Пухов. – С одной стороны, нормализация ситуации на валютном рынке говорит о том, что выводить средства за рубеж вряд ли будут также интенсивно и дальше. С другой стороны, если не произойдёт значимого сокращения импорта, то с апреля-мая сальдо счёта текущих операций может стать отрицательным – грубо говоря, денег от экспорта в страну придёт меньше, чем уйдёт в оплату импорта. В результате российские компании и банки столкнутся с затруднениями в рефинансировании своих внешних долгов, – считает Пухов. – И всё это будет подталкивать курс рубля к очередному снижению. Что, в свою очередь, только подстегнёт отток капитала».
Что будет, если запасы истощатся? Прежде всего то, что правительство не сможет обеспечить выполнение своих социальных обязательств. Также придётся сокращать госпрограммы…
Ослабление нацвалюты надувает доходы
А ведь ещё совсем недавно эксперты полагали, что ослабление рубля пойдёт на пользу бюджету. Ведь это поможет казне «заткнуть дыры», образовавшиеся из-за несоответствия заявленных расходов и реальных доходов. Как известно, основные доходы Россия получает от экспорта энергоносителей – соответственно в случае девальвации валютная выручка волшебным образом увеличивается. Например, первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко прямо говорила, что на ослаблении рубля бюджет может дополнительно получить 360 млрд рублей. А замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач называл ещё бóльшие суммы – 800–900 миллиардов.
Однако уже ясно, что ослабление рубля не привело к ожидаемому эффекту. Федеральный бюджет за первый квартал с трудом удалось исполнить с профицитом, и то лишь потому, что в январе зачислили не использованные за прошлый год деньги, а расходы в январе оказались меньше ожидавшихся. Более того, по мнению Экономической экспертной группы, ослабление нацвалюты надувает доходы, но одновременно обесценивает расходы. «Удорожание доллара на 1 рубль приносит бюджету дополнительные 316 млрд рублей. Но в то же время ослабление рубля ускоряет инфляцию, а она сокращает дополнительные доходы почти вдвое – до 170 млрд рублей», – говорится в исследовании экспертов. А если ещё учесть снижение и без того низкой деловой инвестактивности, получается, что в краткосрочном периоде реальный выигрыш бюджета от девальвации вдвое меньше, а в долгосрочном он и вовсе проигрывает.
«Ослабление рубля позволяет в текущем бюджетном году решить проблему сбалансированности бюджета, но в последующие годы потребует пересмотра расходов и довольно быстро приведёт ситуацию с финансовой точки зрения к исходному состоянию, только уже при возросших негативных эффектах в виде роста цен. Скажем, в нынешней ситуации рубль ослабили на 10–15%, а цены на многие продовольственные товары выросли на 20–30%. Отсюда социальная напряжённость», – отмечает независимый эксперт Дмитрий Адамидов.
Минэкономразвития обещает «русское чудо»
«Ослабление рубля вызвано событиями на Украине, рисками санкций и военного конфликта, оттоком капитала из России. Вероятно, украинские риски в итоге уйдут и рубль укрепится. Это, конечно, негатив для бюджета, но, вероятно, правительство надеется на некоторое оживление экономики. Однако на фоне украинского кризиса не факт, что позитивный сценарий сбудется. Ещё в начале года рынок ожидал, что рост экономики составит 2,5–3%. Теперь есть вероятность рецессии», – уверяет директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Минэкономразвития уже снизило свой прогноз прироста ВВП в 2014 году с 2,5 до 0,5%. А ведь год, по сути, ещё только начался. В связи с этим «Уралсиб Кэпитал» прогнозирует в этом году дефицит бюджета в 210 млрд рублей (0,3% ВВП) или даже больше. При этом аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов уверяет, что сама по себе ситуация не рассосётся. К двум уже действующим факторам – прекращению роста ВВП и оттоку капитала – может присоединиться сокращение профицита внешней торговли.
Министр финансов России Антон Силуанов считает, что главной причиной оттока капитала из страны является неопределённость геополитической ситуации. В свою очередь, министр экономического развития Алексей Улюкаев уверен, всему виной неопределённость на валютных и финансовых рынках, а также по-прежнему негативные внутренние факторы.
Правда, что делать с этим «внутренним негативом», пока не сказал никто.
Правительство распечатает Резервный фонд
Между тем эксперты полны плохих предчувствий. Если так пойдёт дело, то придётся использовать средства Резервного фонда, а их хватит года на два, подсчитал Сергей Пухов.
Напомним, что часть средств Резервного фонда (а именно размещённая в Банке России и инвестируемая им в иностранные финансовые активы) относится к валютным резервам РФ. Фонд гарантирует бесперебойность выполнения государством своих обязательств на случай обвала цен на нефть и газ и таким образом снижает нашу зависимость от экспорта углеводородов. Из него правительство черпает средства на досрочное погашение внешнего долга, уменьшая стоимость его обслуживания.
Накануне кризиса 2008 года объём Резервного фонда достигал рекордных 142,6 млрд долларов. Но уже на начало прошлого года в нём находилось всего от 83 до 87 миллиардов. Слишком часто приходилось залезать в кубышку – так, чтобы сбить пламя кризиса 2008 года, понадобилось 200 млрд долларов.
Что будет, если запасы истощатся? Прежде всего то, что правительство не сможет обеспечить выполнение своих социальных обязательств. Также придётся сокращать госпрограммы – и значительно. А в условиях, когда государственный сектор в экономике превалирует, это означает массовые увольнения.
Пока, правда, Минтруд зафиксировал за последний месяц даже снижение численности безработных. Однако эксперты уверены, что на рынке труда активно разворачивается ухудшение, которое прогнозировал осенью прошлого года министр экономического развития Алексей Улюкаев. К примеру, своеобразным индикатором состояния экономики России считается автомобильная промышленность. А в январе АвтоВАЗ анонсировал свой план по увольнению 7,5 тыс. работников. О сокращении 700 человек в начале апреля заявил и всеволожский Ford Sollers. Вслед за автозаводами высвободить 8% своих сотрудников намерен и Тверской вагоностроительный завод.
По словам заместителя заведующего кафедрой труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС Николая Щербакова, такая скрытая безработица напрямую влияет на заработки людей – они будут зарабатывать меньше. «Но лучше в подобной ситуации при отсутствии нового гарантированного места работы с лучшими условиями всё-таки оставаться на текущем месте работы, сохраняя за собой доход и статус работающего человека», – считает он. Тем более что защищённость работников в России оставляет желать лучшего. Размер пособия по безработице составляет от 850 до 4900 рублей, что объясняет низкий процент людей, официально зарегистрированных в органах Службы занятости. В результате, по мнению старшего научного сотрудника Центра экономических исследований Эльмиры Шахмаметовой, российским властям следует пристально присмотреться к разворачивающейся ситуации. «Экономика исчерпала все ресурсы для своего дальнейшего развития. Офшорно-олигархическая модель, которая работала все эти годы, не учитывает интересов населения, не направлена на удовлетворение общенациональных нужд», – полагает она.
Капитальное бегство
С начала года из России за рубеж утекло 70 миллиардов долларов.