Бывший топ-менеджер компании «Интер РАО» Карина Цуркан категорически отказалась признать свою вину в шпионаже — передаче молдавской разведке российских энергосекретов — на первом заседании по уголовному делу в Мосгорсуде. Защита настаивает, что все обвинение ФСБ строится на сомнительных доказательствах, которые невозможно проверить.
Как сообщил “Ъ” один из адвокатов Карины Цуркан, глава правозащитного объединения «Команда 29» Иван Павлов, первое слушание по существу, проходившее из-за режима секретности в закрытом режиме, заняло несколько часов. По сложившейся практике представители прокуратуры огласили обвинительное заключение, после чего подсудимой предложили высказать свое отношение к нему. «Карина Валерьевна категорически заявила, что не совершала инкриминируемого ей преступления»,— сообщил господин Павлов, отметив, что она пояснила — обвинение ей непонятно, так как никогда с иностранной разведкой не сотрудничала, по закрытым каналам связи не общалась и денег от нее не получала. Более того, даже не имела доступа к гостайне, а сама готова сообщить суду о фальсификациях по ее делу. Вслед за своей подзащитной с короткой речью выступил сам Иван Павлов. По его словам, он еще раз сообщил — вся версия обвинения строится исключительно на двух вещественных доказательствах — анкете якобы ранее завербованного молдавской Службой информации и безопасности (СИБ) агента и трех перехваченных российскими спецслужбами сообщениях этого самого агента, поступивших в интеграционный центр НАТО. Между тем, как сообщал “Ъ”, речь идет о копиях весьма плохого качества, выполненных на молдавском языке странным и похожим на подростковый почерком, причем с грамматическими и фактическими ошибками.
Подтвердить тождественность агента, получившего у СИБ псевдоним Карла, с личностью Карины Цуркан, по версии защиты, не представляется возможным.
«За три года оперативной разработки Карины Валерьевны и полтора года следствия других улик ее виновности собрано не было»,— сообщил Иван Павлов, назвав все остальные материалы дела, уместившиеся в 11 томах, «процессуальным шлаком». Адвокат особо подчеркнул, что ФСБ не проверила три предложенные ее следователям версии появления этих улик. По первой из них, документы были специально подброшены российским спецслужбам, чтобы отвлечь внимание от настоящего агента, работающего в энергетической отрасли.
По второй — таким образом молдавский разведцентр намеренно создал в свое время анкету на совершенно постороннее лицо, чтобы исключить раскрытие другого агента. Защита отмечает, что это активно использовалось российскими спецслужбами для защиты своих источников информации во время боевых действий в Чечне. И в-третьих, как считают адвокаты, не исключено, что документы были специально сфабрикованы, чтобы дискредитировать Карину Цуркан для смещения ее с должности из корыстных интересов. «Ни одна из них изучена не была, следствие выбрало самую простую версию, которая, правда, является и самой противоречивой»,— убеждены защитники Карины Цуркан. При этом они снова назвали это громкое уголовное дело уникальным. Причем не только потому, что в нем адвокаты расходятся со своими «процессуальными оппонентами» в правовой оценке лежащих в основе дела фактов, но и самой их достоверности. Они не исключают, что, представляя доказательства столь низкого качества, сторона обвинения проверяет новый подход к уголовным делам, который может в последующем распространиться и на другие расследования. «Это может поставить под угрозу фундаментальные гарантии прав обвиняемых»,— убеждены Иван Павлов и его коллеги. Кроме того, уникальность «дела Цуркан», по их мнению, состоит и в простоте позиции защиты, настаивающей на недопустимости доказательств обвинения, источники которых невозможно проверить из-за их недосягаемости.
«Мы будем доказывать, что обвинение в адрес человека, несправедливо проведшего в строжайшей изоляции более двух лет, основано на недостоверных данных и доказательствах»,— заключили представители защиты Карины Цуркан. Они также предположили, что само рассмотрение дела в суде вряд ли займет много времени, учитывая его объем, и, скорее всего, завершится еще до нового года.
Особо адвокаты отметили, что в условиях секретности и закрытости процесса их подзащитная выбрала, в отличие от ФСБ, «путь полнейшей открытости», заявив о готовности давать показания в любой момент.
Это она, по словам защитников, наглядно продемонстрировала на первом заседании, подробно ответив на ряд вопросов тройки судей и гособвинителя о своей личности, приезде из Молдавии и проч.
Напомним, что Карина Цуркан была задержана ФСБ в июле 2018 года. По версии следствия, завербованная еще в 2004 году СИБ «агент Карла» передала за границу сведения о поставках российской электроэнергии в Донбасс в 2015 году. Эти данные не имевшая доступа к гостайне топ-менеджер «Интер РАО» получила в ходе общения с тогдашним замминистра энергетики Вячеславом Кравченко и «неустановленными лицами» из числа сотрудников ведомства. Причем для самих чиновников шпионский скандал никаких серьезных последствий фактически не имел.
Карина Цуркан не колется
Слушается дело о шпионаже в пользу молдавской разведки.