Как стало известно “Ъ”, Химкинский городской суд Московской области отказал защите командира экипажа SuperJet 100 Дениса Евдокимова, обвиняемого в крушении в мае прошлого года в Шереметьево самолета и гибели 41 человека, в предварительном слушании по уголовному делу. В ходе них адвокат рассчитывала, что ей удастся добиться исключения ряда доказательств и возвращения дела в Генпрокуратуру из-за допущенных, по ее версии, следствием нарушений УПК. Заседание по существу назначено судом на 21 мая.
Расследование уголовного дела о крушении в Шереметьево 5 мая прошлого года Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», в результате которого погиб 41 человек, Следственный комитет закончил в начале декабря прошлого года. Виновником трагедии был назван командир экипажа Денис Евдокимов.
После того как обвиняемый и его адвокат ознакомились с двумя десятками томов уголовного дела, они перед направлением материалов в городской суд подмосковных Химок дополнили их своим ходатайством об исключении ряда доказательств, а также настаивали на возвращении итогов расследования в Генпрокуратуру из-за нарушений ряда статей уголовно-процессуального кодекса (УПК).
По словам адвоката господина Евдокимова Натальи Митусовой, в своем ходатайстве они просили суд исключить из доказательств следствия авиационно-техническую экспертизу, проведенную Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации, а также летную и пожарно-техническую экспертизы. Кроме того, по словам адвоката, следствие нарушило право обвиняемого на защиту, о чем в своем ходатайстве они также уведомили суд. «Однако из суда нам во вторник позвонили и сообщили, что в заявленном ходатайстве о предварительном рассмотрении вопроса отказано, а само заседание назначено на 21 мая. Оно начнется в 12 часов»,— пояснила адвокат Митусова. «Почему суд отказал, нам пока неясно, возможно, это станет понятно в ходе первого заседания»,— добавила она.
5 мая прошлого года в направлявшийся в Мурманск SSJ попала молния, что заставило пилотов перейти к управлению самолетом в ручном режиме (Direct mode). Молния к тому же вызвала проблемы со связью. Это, по утверждению командира экипажа Дениса Евдокимова, заставило его обратиться к наземным службам за разрешением вернуться в аэропорт вылета Шереметьево.
По версии следствия, пилот Евдокимов совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей с большим углом атаки, что привело к так называемому козлению — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу.
По данным следствия, господин Евдокимов при этом нарушил инструкцию о том, что после первого удара о землю он должен был подняться в воздух на второй круг. При втором ударе о ВВП у самолета подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, что вызвало пожар, жертвами которого стал 41 человек. Ущерб только от одного уничтоженного самолета, как установило следствие, составил 1,5 млрд руб. В результате в отношении командира экипажа Евдокимова было возбуждено уголовное дело о «нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц» (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
К моменту предъявления пилоту Евдокимову обвинения в окончательной редакции, следствие провело и получило результаты более ста своих экспертиз — медицинских, генетических, летных, психолого-лингвистических и других. Вместе с тем окончательной экспертизы межгосударственного авиационного комитета до сих пор нет. Сам же пилот утверждает, что самолет фактически был неуправляем.
Катастрофу SuperJet повесили на пилота
Суд отказался рассматривать жалобы пилота Дениса Евдокимова.