В начале марта глава «Газпрома» Алексей Миллер в разговоре с Владимиром Путиным пообещал «в течение 10 лет максимум» решить вопрос газификации страны. Однако есть большие сомнения в том, что обещание будет выполнено. Ведь в прошлом подобные заявления звучали уже не раз, однако по сей день тысячи россиян вынуждены отапливать свои дома дровами. Почему же «национальное достояние» в лице «Газпрома» не спешит газифицировать Россию?
Согласно официальным данным, по итогам прошлого года уровень газификации РФ составил 68,6%. Это цифра почти не отличается от показателей 2017-го и, похоже, не сильно прибавит в течение 2019-го. По крайней мере Миллер откровенно заявил в Кремле, что она только «на один процент, Владимир Владимирович, увеличится». Конечно, можно поймать первое лицо «Газпрома» на слове. Ведь если газ распространяется по стране столь неспешными темпами, то как госкорпорация собирается всего за десятилетие «выйти на такой уровень газификации, который бы позволил сказать, что этот вопрос в Российской Федерации полностью решён»?
Впрочем, спорить здесь по большому счёту не о чем. Власти не в первый раз бросаются громкими обещаниями, говоря о доступе людей к такому нехитрому благу цивилизации, как магистральный газ. Ещё 10 лет назад тогдашний президент Дмитрий Медведев зачем-то пообещал к 2015-му полностью обеспечить газом российское село. Прошли все сроки, однако уровень газификации селян не достиг и 60%. И вот теперь нам сулят покорение очередного рубежа. Хотя сегодняшние «обещалкины» формулируют умнее и оговариваются, что полностью газифицировать Россию всё равно не получится. «Трубный сетевой газ в 100% населённых пунктов у нас в стране не придёт», – отмечает Миллер.
Что ж, вероятно, тянуть трубу к какой-нибудь сибирской заимке, где живут полсотни человек, и правда нет смысла. Однако лукавство газовщиков заключается в другом. Говоря об успехах в газификации территорий, они, как правило, имеют в виду прокладку трубы до границ поселений, что вовсе не означает появление газа в домах местных жителей. Потому как теперь гражданам потребуется заключить отдельный договор на проектирование и строительство газопровода по территории своего участка и внутри дома. И всё это за отдельную плату.
Хождения по мукам
А она может быть самой разной, вплоть до различия в несколько порядков. И тарифы на газификацию часто имеют больше общего с генератором случайных чисел, чем с понятным алгоритмом.
Если брать в целом, то в Московской области подключение дома к газопроводу стоит 400–700 тыс. рублей, хотя глава регионального министерства энергетики Леонид Неганов утверждает, что «средняя сумма, которую необходимо заплатить жителям за подключение к газовой сети, составляет 220 тыс. рублей». Схожие суммы озвучиваются в других регионах: в Ленинградской области – около 300 тыс., в Нижегородской – 150–200 тысяч. За Уралом ситуация хуже: к примеру, в Новосибирской области не уложиться и в 200 тыс., а на Дальнем Востоке – даже в 250 тысяч.
Однако названные цифры настолько общие, что зачастую в состоянии служить лишь ориентиром типа «средней температуры по больнице», а в реальности граждане вынуждены мириться с совершенно другими тарифами. Откуда же они берутся?
Как считает гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский, не надо огульно обвинять облгазы в том, что они злоупотребляют тарифообразованием. «Технология техприсоединения описана постановлением правительства, региональный регулятор отвечает за тарифообразование, а Федеральная антимонопольная служба должна всех проверять», – объясняет он. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков добавляет: следить за расценками на газификацию следует чиновникам. «ФАС и прокуратура, следственные органы должны разбираться, обоснованный тариф или нет», – подчёркивает аналитик. Однако государство пока что хранит на сей счёт молчание. Что, очевидно, позволяет газовикам самим решать, насколько обоснованны их финансовые притязания.
Пожалуй, одна из наиболее ярких историй последнего времени – случай в Ишимском районе Тюменской области. Житель села Пахомова Антон Шестаков задумал провести газ к своему дому, обратился в «Газпром газораспределение Север» и получил оттуда счёт на… 28 млн рублей. «Газ проходит по границе участка, село газифицировано, у всех соседей есть газ! За 28 млн рублей можно купить газифицированный подъезд в пятиэтажке в городе!» – сразу возмутился он в соцсети. Но у газовщиков нашлись свои объяснения. Региональный директор компании Борис Хачатуров отметил, что пахомовский газопровод работает на пределе, а потому к Антону нужно тянуть отдельную ветку протяжённостью аж 41 километр. Отсюда и астрономический счёт.
Конечно, можно считать приведённый пример из ряда вон выходящим, однако для большинства жителей России не так уж важно, сколько с них попросят за газ – 28 млн или несколько сотен тысяч рублей. В любом случае сумма оказывается неподъёмной. Вот что рассказывает житель одного из райцентров Ленинградской области о попытках газифицировать собственное жильё: «Главный инженер горгаза посмотрел, сказал делать геодезию – это как минимум 1 млн рублей, потом только начнут рисовать проект. Ещё нужны бумага из БТИ, топосъёмка, котлы, техусловия для их установки».
В итоге гражданин решил вообще отказаться от газа – «решил, что не стоит моё время этих хождений по мукам».
С похожей проблемой столкнулись обитатели деревни Неёлово-2, что в паре километров от Пскова. Региональная структура «Газпрома» собралась проложить до них трубу всего за 520 тыс. рублей с семьи, отметив, что это «по регулируемым тарифам». И не важно, что жители полунищей Псковской области в принципе не в состоянии потянуть подобные выплаты. Хотите газ? Ищите деньги!
Впрочем, они не одиноки в своей беде. «Труба в 30 метрах, 1,3 млн рублей за работу, 635 тыс. рублей за проектную документацию! Подключение одного моего жилого дома! Я в шоке и не понимаю – что это?!» – эмоционально реагирует на выставленный ценник житель села Бессоновка Пензенской области.
Газификация «прекрасна» не только разнобоем тарифов, но и общей непродуманностью газового хозяйства. «Живу в посёлке Старая Александровка города Уфы. У нас нет сетевого газа, но трубы проходят через посёлок. Отапливаемся дровами, просто позор», – рассказывает Екатерина Савичева. «У нас дом в Болтино, 8 километров от МКАД. Рядом через дорогу стройка, там газ подведён, но нам, чтобы подключиться, сначала назвали цену 115 тыс. рублей. А когда мы сделали проект, выложив 100 тыс., заявили, что надо ещё 1 млн рублей», – возмущается Елена Иванова. «Сейчас в [Московской] области довести до дома трубу метров в 50 будет стоить 1–2 миллиона! Большая часть из которых уходит фирмам-посредникам. Кажется, газовый гигант – это коррупция и воровство на всех этапах», – поясняет житель посёлка Катуар Дмитровского района.
Как видно из всех этих историй, в России в принципе отсутствует единый алгоритм, по которому человек смог бы спокойно, быстро и за разумную плату подключиться к магистральному газу. Даже «Газпром», отчитывающийся об успехах в высоких кабинетах, подчас не способен прийти с населением к копромиссу. Что уж говорить о многочисленных «горгазах» и «райгазах», похоже, очень уютно чувствующих себя в мутных водах всероссийской газификации.
Газ счёт любит
Но потратиться на приобщение к магистральному газу – это ещё полдела. Далее возникают другие проблемы.
Одна из них – счётчики. С ними ситуация столь же мутная, как и с газификацией, если не хуже. Сообщения о том, что граждане попадают на удочку недобросовестных фирм или вовсе мошенников, появляются регулярно. То в Ростове ловят мошенников, убеждавших людей поменять счётчики за 7500 рублей, то в Твери некое ООО кошмарит пенсионеров, вынуждая их приобретать оборудование в десятки раз дороже их реальной стоимости, а затем устанавливая его с нарушением всех требований. Тем временем в правительстве размышляют над тем, как бы обязать население ставить «умные» газовые счётчики. Если такое решение будет принято, оно крепко ударит по карманам россиян. Если обычные газовые счётчики обходятся потребителю в 2–5 тыс. рублей, то стоимость «интеллектуального» оборудования начинается от 11 тыс. рублей. Впрочем, попробуй ещё найди его по минимальной цене. «Газовый счётчик с функцией дистанционной передачи данных стоит 15 тыс. рублей с установкой», – отмечает эксперт Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин. Причём уже через четыре года «умный» счётчик надо будет поверять – естественно, за деньги. В итоге, как подсчитали эксперты, после перехода на «умные» счётчики стоимость газа для населения ощутимо повысится. Глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов оценивает данный рост в 5–10%, а гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин полагает, что цена увеличится ещё больше. «Сами приборы стоят дорого, сопоставимо со стоимостью потребляемого газа в течение года», – поясняет он. По мнению директора некоммерческого партнёрства «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, установка в квартирах «умных» приборов учёта на газ не выгодна для населения.
И тем не менее государство, похоже, решило нас заставить перейти на них.
Почему? Похоже, что ответ прост. «Умные» счётчики умеют не только передавать показания дистанционно, но и при необходимости перекрывать подачу газа должникам. По слухам, это можно делать, например, даже из проезжающего мимо автомобиля. Таким образом граждан заставляют за свой счёт надеть на себя наручники, которые в один момент могут захлопнуться. Хотя, казалось бы, очевидно: подсчитывать точные объёмы потребления газа выгодно прежде всего самим газовикам. Ну так и ставьте счётчики за свои деньги!
Другая проблема – стоимость газа для населения. Она складывается не только из затрат на счётчики или газификацию. Также имеет значение цена собственно газа, а ещё – желание его поставщиков усесться на трубу, которую гражданин протянул в свой дом за свои же средства.
С декабря 2016 года все пользователи газа обязаны заключать договоры на техническое обслуживание инфраструктуры под угрозой солидных штрафов. Доходит до абсурда: людям, столкнувшимся с аварийной ситуацией, газовики отказывают в помощи за отсутствием соответствующего соглашения. Не так давно подобный инцидент произошёл под Коломной: «Минувшей зимой у нас вышло из строя АОГВ. Дом остался без отопления. В «Мособлгазе» отказались помочь на основании того, что мы не заключили с ними договор на техобслуживание», – рассказал газете «Коломенская правда» местный житель Роман.
В итоге люди соглашаются на дополнительные расходы, чтобы иметь счастье пользоваться газом, даже невзирая на постоянный рост тарифов. В частности, с этого года граждане России в среднем платят за голубое топливо на 1,7% больше, чем раньше. И то ли ещё будет.
Не секрет, что «Газпрому» интересно увеличить доходы на внутреннем рынке, тем более что на внешнем дела у него обстоят не блестяще. Разговоры о повышении тарифов возникают постоянно, и в декабре прошлого года правительство сделало первый решительный шаг, чтобы мечты «национального достояния» сбылись. Кабинет разрешил госкорпорации продавать сжиженный газ российским потребителям по свободной цене. И хотя чиновники
утверждают, что это касается только «потребителей, не относящихся к населению», то бишь юрлиц, можно предположить, что компании постараются возложить часть увеличившихся расходов на простых граждан.
По прогнозам наблюдателей, увеличение тарифов затронет владельцев домов и участков, пользующихся сжиженным газом, а ещё жителей тех регионов, где его используют ввиду невозможности подключиться к магистральным сетям. Таким образом, выходит, что медленный ход газификации страны даже выгоден «Газпрому»: зачем тратиться на строительство трубопроводов, если можно получать прибыль с продажи сжиженного газа?
Системная ошибка
В этой связи понятно, почему монополия предпочитает продавать сырьё за рубеж, а заодно радовать прикормленных подрядчиков жирными контрактами на прокладку всевозможных «потоков». По мнению партнёра консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, госкорпорация «очень плохо ведёт газификацию» и «даже там, где проходят газопроводы, и рядом можно было бы газифицировать, деньги идут на что-то другое». А всё потому, что ей «интересно просто гнать грубо, тупо по трубе газ за границу». Ведь даже внушительный, казалось бы, миллиард долларов, выделяемый монополистом на газификацию наших регионов, в отношении всего бюджета «Газпрома» выглядит мизером.
Слова эксперта подтверждаются фактами. Так, газификация Ленинградской области, по которой проходят «Северные потоки», составляет менее 69%. Хотя это как раз то место, где, согласно Крутихину, «рядом можно было бы газифицировать». В Восточной Сибири также разрабатываются мощные Чаяндинское и Ковыктинское месторождения, но территория продолжает оставаться белым пятном на карте газификации.
Тем временем дела «Газпрома» всё крепче оказываются связаны с откровенным криминалом. Достаточно вспомнить резонансное дело сенатора Арашукова, причастного к похищению газа на 30 млрд рублей. «Наивно полагать, что проблемы «Газпрома» связаны только с одним регионом – вероятно, речь идёт о системе масштабных хищений по всей отрасли», – полагает аналитик Анатолий Несмиян. В итоге пока «Газпром» и чиновники продолжают строить планы о тотальной газификации России, 40% домов в сельской местности отапливается печами.
КОНКРЕТНО
Россия располагает четвертью мировых запасов газа, но эти богатства нас совершенно не греют. Даже в Ямало-Ненецком автономном округе, на территории, где находятся крупнейшие месторождения, в частности Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, уровень газификации не достигает и 50%, что значительно меньше среднего по стране показателя.
В то же время Иран, второй на планете по запасам газа, уже довёл уровень газификации сельской местности до 78%, а в городах – до 96%. А Туркмения добилась практически 100-процентной газификации ещё в конце прошлого века. При этом долгое время население среднеазиатской республики получало «голубое золото» бесплатно.
Однако даже не самые значительные резервы энергоносителя не мешают различным государствам успешно снабжать им граждан. Так, в Узбекистане уровень газификации составляет 85%, хотя в недрах страны скрывается не более 0,8% мировых запасов. А Азербайджан со своими 0,6% добился показателя в 92%.
Сгазили
Власти упорно создают миф о «газификации» России.