“Ъ” стала известна причина, по которой криминальный авторитет Аслан Гагиев (Джако), обвиняемый в организации 60 убийств, несмотря на положительные решения Высшего земельного суда Вены и главы Минюста Австрии по запросу Генпрокуратуры РФ, так и не был выдан России. Как выяснилось, адвокаты российского киллера №1 буквально сняли его с трапа самолета, заявив, что их клиент страдает аэрофобией в тяжелой форме. Пока правоохранители проверяли эти данные, защитники подали очередную жалобу в суд.
Решение вопроса об экстрадиции Аслана Гагиева, заочно обвиняемого главным следственным управлением СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу в организации преступного сообщества, совершившего беспрецедентную для современной России серию убийств, похоже, затянулось на неопределенный срок. Криминальный авторитет по наводке из России был задержан в Вене еще в январе 2015 года, затем выпущен под залог в €100 тыс. и едва не оказался в Болгарии, которая обвинила его в использовании фальшивого паспорта этой страны и запросила его выдачу. Когда болгарский запрос был отклонен, а требование Генпрокуратуры России, напротив, было поддержано решениями Земельного и Высшего земельного судов Вены, а потом и одобрено главой Минюста Австрии, казалось, что криминальный авторитет к концу этой осени окажется в Москве.
Однако, как стало известно “Ъ”, уже перед отправкой Аслана Гагиева в аэропорт Вены его адвокаты представили участникам экстрадиционного мероприятия справку о том, что у криминального авторитета за время пребывания в австрийской тюрьме развилась редкая форма аэрофобии, при которой обвиняемый просто может не пережить перелета в Россию. Пока сотрудники Минюста и Интерпола разбирались с документом, защитники «авторитета» снова обратились с жалобой в Высший земельный суд Вены, в которой потребовали отменить все ранее принятые по выдаче Аслана Гагиева решения. В частности, они указали, что, несмотря на все гарантии, предоставленные Генпрокуратурой РФ, ФСИН России не сможет обеспечить нахождение «авторитета» в СИЗО в условиях, соответствующих принятым в Европе. Не обеспечат, по версии защиты, правоохранители и безопасность киллера №1 в тюрьме.
Более того, в случае если Высший земельный суд снова займет сторону российского надзорного органа, адвокаты намерены обжаловать действия австрийских властей в Европейском суде по правам человека, а до рассмотрения жалобы по существу добиться от ЕСПЧ приостановления решения вопроса об экстрадиции Аслана Гагиева в РФ. В свое время, отметим, подобная тактика позволила уроженцу Чечни Адаму Осмаеву, обвиняемому в подготовке покушений на президента РФ Владимира Путина и главу Чечни Рамзана Кадырова, избежать отправки с Украины в Россию. В результате Осмаев был осужден на минимальный срок на Украине, а впоследствии стал одним из командиров отряда, воевавшего на юго-востоке этой страны против ополченцев.
Участники расследования дела криминального авторитета полагают, что тот с помощью своих адвокатов буквально цепляется за каждую соломинку, лишь бы избежать выдачи в Россию или хотя бы отсрочить этот момент. По словам одного из собеседников “Ъ”, в СКР надеются, что в конце декабря — начале января следующего года Аслан Гагиев все-таки окажется в СИЗО «Лефортово». «Здесь дело не в аэрофобии! Просто Джако прекрасно понимает, что в России его ждет пожизненный срок!» — отметил источник “Ъ”.
Сотрудники ГСУ СКР по СКФО полагают, что участники ОПС Аслана Гагиева, в которое помимо обычных боевиков входили сотрудники спецподразделений МВД, совершили такие громкие преступления, как убийство хозяина Содбизнесбанка и банка «Кредиттраст» Александра Слесарева (его расстреляли вместе с членами семьи), владельца банка «Национальный капитал» Дмитрия Плытника, председателя правления банка «Кутузовский» Олега Новосельского и замдиректора ОАО «Финансовая лизинговая компания» Андрея Бурлакова. Часть исполнителей этих преступлений уже осуждена, остальные находятся под следствием. При этом заказчики убийств не установлены, так как они, по версии следствия, предпочитали напрямую иметь дело с Джако.
Киллер подхватил аэрофобию
Экстрадиция Джако сорвалась в последний момент.