«Кировградский завод твердых сплавов» готовится начать добычу вольфрама в Челябинской области. Предприятие приобрело долю в 51% в СК «Оникс», владеющем лицензией на добычу ценного тугоплавкого металла на Северо-Пороховском месторождении. Однако на этапе разведки КЗТС столкнулся с резким противодействием собственников иных долей общества – Ильи Бухтатого, Светланы Геновой и Ольги Сергеевой. По их мнению, доля была продана «под влиянием насилия или угрозы», а действия руководителя «Оникса» Ирины Ануфриевой якобы были направлены на вывод активов и привели к негативному финансовому положению общества. В свою очередь завод, для которого собственная добыча вольфрама решает проблему обеспечения дефицитным сырьем, попытался снизить влияние этих лиц с увеличением уставного капитала, а затем и вовсе потребовал исключить Генову и Сергееву из состава общества. Параллельно КЗТС продолжал вложения в доразведку месторождения, обещающего не менее 3 тыс. тонн вольфрама, цена на который на рынке доходит до 31-41 тыс. долларов за тонну. Аналитики отмечают рост цен на вольфрам на мировых рынках и увеличение потребности в нем предприятий, что увеличивает интерес к его добыче.
АО «Кировградский завод твердых сплавов» отстаивает в суде права на долю в 51% в уставном капитале ООО СК «Оникс», владеющем лицензией на право разведки и добычи вольфрама на Северо-Пороховском участке Каслинского района Челябинской области.
Как следует из документов арбитражного суда, единоличный владелец созданной в августе 2018 года компании Илья Бухтатый через год принял решение о разделе уставного капитала между рядом лиц: Светланой Геновой (9,75%), Ольгой Сергеевой (9,75%), Ириной Ануфриевой (10%), Раисой Бухариной (9,75%), Александром Смирновым (9,75%). За собой учредитель сохранил 51%. На тот момент основным активом «Оникса» была лицензия на разведку и добычу вольфрама на Северо-Пороховском участке Каслинского района Челябинской области. Закончить работы по доразведке планировалось к началу 2022 года, а вложения в эту деятельность оценивались в 98 млн рублей. Сам Бухтатый и иные владельцы долей с учетом закрепленных за ними активов таких средств не демонстрировали.
С необходимостью привлечения средств, по данным материалов арбитража, участники общества связывали выход из него уже в октябре 2019 года Смирнова, Бухариной и Бухтатого. Как следует из данных системы «Контур.Фокус», до февраля 2020 года 70,5% уставного капитала принадлежало самой компании, а затем 51% был передан ООО «Российские объединенные капиталы», в июле того же года возвращен обществу. В сентябре участниками общества было принято решение о продаже доли в 70,5% в уставном капитале по номинальной стоимости в 16,6 тыс. рублей. Покупателем 51% стало АО «Кировградский завод твердых сплавов», по 5% было оформлено на связанных с ним Александра и Антона Пельцев, Ануфриева увеличила свою долю с 10 до 19,5%.
Впрочем, менее чем через год собственники долей пересмотрели свои взгляды на сделку. Илья Бухтатый потребовал отменить решение собрания участников общества о его выходе из совладельцев и восстановить права на долю в 51%, «поскольку указанное действие было совершено последним под влиянием насилия или угрозы». Впрочем, суд оснований для этого не усмотрел, да и сам истец не являлся на заседания, что в итоге привело к оставлению его заявления без рассмотрения.
Собственники других долей Светлана Генова и Ольга Сергеева в рамках отдельных исков добиваются отмены решения о продаже долей «Оникса», указывая, что рыночная их стоимость была намного выше номинальной. Впрочем, в подсчетах их представители расходятся. Так, представители Геновой указывают на стоимость доли в 70,5% в 142 млн рублей, стоимость лицензии на добычу вольфрама при этом оценивают более чем в 200 млн рублей. Представители Сергеевой долю в 51% оценивают в 66 млн рублей. Вместе с тем собственницы долей солидарны во мнении о выводе ликвидного актива СК «Оникс», совершенного путем последовательных согласованных действий КЗТС, «руководителя и участника общества Ануфриевой И.И., а также технического директора и сожителя Ануфриевой И.И. Сапегина А.В.» однако доказательств этой позиции в материалах арбитража не приводится.
Стоит отметить, что названная цена лицензии в 200 млн значительно завышена. В 2015 на торги выставлялась лицензия на право разведки и добычи вольфрама на Северо-Пороховском месторождении сроком на 25 лет. Ресурсы по категории Р1 там оценивались в 1,9 тыс. тонн триоксида вольфрама, Р3 – 4,8 тыс. тонн. Стартовая цена торгов тогда была 325 тыс. рублей, и участники не заявились.
«Малые месторождения вольфрама на Урале были востребованы, в основном, в период Великой Отечественной войны, когда на себестоимость добычи обращалось меньше внимания. Из обозначенных в категории Р1 ресурсов реально подтверждается 80-90%, в Р3 – 30%. До 10% еще теряется при добыче. Спрос на вольфрам есть всегда, но на небольших месторождениях очень сложно реализовать рентабельную добычу. Исключения могут быть в случае привлечения к этой деятельности крупных предприятий», – делится с изданием эксперт в сфере геологоразведки.
На КЗТС планы разработки месторождения подтверждают. Как поделился с изданием директор по технологии предприятия Дмитрий Пельц, завод несколько десятилетий закупает вольфрам для собственного производства, в том числе для выпуска оборудования. Решение о разработке месторождения связано с дефицитом вольфрама на рынке. Предусматриваются крупные инвестиции в создание цепочки обогащения, которая, вероятно, будет создана вблизи месторождения. Однако точный объем разведанного вольфрама Дмитрий Пельц назвать отказался, отнеся эту информацию к коммерческой тайне.
На дефицит собственного вольфрама в России указывают и данные исследования, проведенного аналитиками MetalResearch. «До 4 квартала 2021 года Россия не была заметной в объемах мировых продаж. В 4 квартале 2021 года появилась информация об изменении объема продаж вольфрама Россией на -42,5%. Это не могло не оказать влияние на изменение и место страны по продажам вольфрама среди других игроков мирового рынка. При этом, по данным ФТС, Россия активно закупает вольфрам на мировом рынке. В 2021 году объем импорта превысил объем экспорта. А если учесть, что основным поставщиком на мировом рынке является Китай, то не трудно понять, у кого происходит закуп. При этом цены Китая на вольфрам в 2021 году увеличились на 32,3% с 31 долл./кг до 41 долл./кг. Также стоит отметить, что китайские цены на вольфрам с 2016 по 2020 колебались в диапазоне от 20 до 42 долл./кг», – приводятся данные в исследовании.
Стоит отметить, что и КЗТС со своей стороны предпринял попытку исключения Геновой и Сергеевой из числа участников СК «Оникс». Основанием, по мнению представителей предприятия, стало отсутствие их на собраниях учредителей, без чего не мог быть поднят вопрос об увеличении уставного капитала общества, что якобы крайне необходимо для погашения его долгов. На «Оникс» дважды подавался иск о банкротстве, причем максимальная сумма требований ограничивалась 1,5 млн рублей.
Впрочем, это не мешало КЗТС вкладывать средства в доразведку месторождения. На декабрь 2021 года, по данным представителей предприятия в арбитраже, в эту деятельность было вложено 63 млн рублей. Вкладывались ли иные владельцы долей в разведку месторождения вольфрама, данных не приводится. Изучив доводы сторон, оснований для исключения Геновой и Сергеевой из состава членов общества суд не нашел и отказал КЗТС. Пока решение в силу не вступило и, не исключено, что будет подана апелляция. «Правда УрФО» также обратилась за комментарием о причинах возникших судебных споров к представителям обоих сторон разбирательств, но в течение дня ответа не получила.
Справочно:
АО «Кировградский завод твердых сплавов» создано на базе «Уральского комбината твердых сплавов», который был основан в 1937 году. Акционерное общество зарегистрировано в 1992 году.
Уставный капитал компании, по данным системы «Контур.Фокус» на 2015 год, – 13 673 920 руб., из которых 9,56% подконтрольно гендиректору Александру Пельцу. За 2020 год предприятие получило выручку в 3,2 млрд рублей, чистую прибыль – 145,3 млн. В числе его постоянных клиентов – ФКУ «Амурский патронный завод «Вымпел» имени П.В.Финогенова». Численность сотрудников КЗТС – 1,3 тыс. человек.
Кировоградский завод оттирают от вольфрама
Челябинские и свердловские бизнесмены делят многомиллиардные активы в суде. Свердловский завод готовится создать комплекс по обогащению в соседнем регионе.