Ровно восемь лет назад Владимир Путин выдернул Сергея Шойгу с поста губернатора Подмосковья, чтобы закрыть проблемную вакансию — министр обороны Анатолий Сердюков оказался замешан в громком коррупционном скандале. Проверенный кадр президента коррупционную ситуацию в военном ведомстве, судя по всему, не разрешил, а в чем-то даже продолжил сомнительные традиции предшественника. О провалах кадровой политики, преференциях для отдельных сотрудниц и предпринимательниц и других разоблачениях главы Минобороны — в материале ПАСМИ.
Чрезвычайное назначение
6 ноября 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ о назначении министром обороны Сергея Шойгу. Причиной экстренной переброски Шойгу, который всего полгода назад стал губернатором Московской области, в военное ведомство, стала отставка предыдущего министра Анатолия Сердюкова. Как пояснил Владимир Путин, предлагая Шойгу новый пост, Сердюкова уволили, чтобы “создать необходимые условия для расследования вопросов”, которые возникли к хозяйственной деятельности Минобороны.
За этой неопределенной формулировкой стоял громкий коррупционный скандал с распродажей военного имущества по бросовым ценам. В рамках резонансного дела “Оборонсервиса” были получены показания о причастности Сердюкова к махинациям, но он так и остался свидетелем. Обвинили бывшего министра лишь в халатности, но и это дело прекратили по амнистии. Правда до суда дошли уголовные дела в отношении целого ряда фигурантов, в том числе, экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны России Евгении Васильевой, с которой, как сообщалось, Сердюкова связывали близкие отношения. Васильевой назначили наказание 5 лет колонии, но она вышла по УДО спустя 3,5 месяца после приговора.
Штабная дискредитация
За восемь лет руководства Сергея Шойгу столь крупных коррупционных разоблачений не случилось, но тем не менее, информация об уголовных делах против подчиненных главы Минобороны, в том числе, высокопоставленных из лент новостей не уходит. Так, в феврале текущего года ФСБ задержала по обвинению в мошенничестве бывшего замглавы Генштаба Минобороны Халила Арсланова, ранее содержавшегося под подпиской о невыезде.
Задержание, а затем и арест прошли в рамках дела о хищениях при заключении госконтрактов на работы по сервисному обслуживанию и ремонту специальной военной техники. Ущерб, который вменяют генералу, составляет порядка 6,7 млрд рублей. Позднее следствие предъявило ему обвинение в вымогательстве 12 млн рублей у главы Ярославского радиозавода.
Показания на Арсланова дали его сослуживцы, правда позднее они заявили, что оговорили генерала под давлением следствия. Сам он вину не признает, отсутсвие умысла на хищения подтвердила проверка на полиграфе. Тяжелобольной генерал считает свое уголовное преследование и арест попыткой выбить показания, дискредитирующие министра обороны Сергея Шойгу.
Арктический откат
Арсланов таких показаний не дал, но дискредитацией главы военного ведомства можно считать другие скандалы, к которым также причастны высокопоставленные подчиненные Шойгу.
Одна из таких историй — дело бизнесменов Алексея Эккерта и Дмитрия Бушманова, которое закончилось суровым приговором на прошлой неделе. Соучредители компании “РусАльянс Строй”, которая выполняла работы по возведению военных объектов в Арктической зоне, получили по 9 лет колонии за мошенничество. Их обвинили в присвоении 2,9 млрд рублей, выделенных из бюджета на строительство. Бизнесмены вину не признают, они заявляют, что казенные средства были потрачены по назначению, а объекты практически построены, что подтверждается решениями арбитражных судов.
По данным Эккерта и Бушманова, под уголовное дело они попали после того, как отказались заплатить откат в 700 млн рублей представителям подведомственного Минобороны Главного управления инженерных работ и обнародовали аудиозапись, свидетельствующую о факте вымогательства. Бизнесмены называли бенефициаром этой схемы бывшего сенатора Александра Тер-Аванесова и говорили о причастности к ней заместителя министра обороны Тимура Иванова, который в то время возглавлял Главное управление обустройства войск и отвечал за все военные стройки.
Что интересно, после того как “РусАльянс Строй” вывели со строительства, контракт на 5,5 млрд рублей заключили с фирмой- пустышкой. Компания взяла аванс 2 млрд рублей, но так ничего и не построила. А ее владельцем был Евгений Горбачев, который не только, как и Тер-Аванесов, был знаком с Тимуром Ивановым, но и сменил последнего на посту руководителя ГУОВ.
Подстава от зама
Имя Тимура Иванова засветилось в еще одной весьма показательной истории. Он выступил покровителем бизнесвумен Наталии Красавцевой, обеспечив ее контрактами с Минобороны почти на миллиард рублей. Красавцева выполнение этих контрактов сорвала, а перечисленные ведомством Сергея Шойгу средства активно выводила через аффилированные фирмы и перечисляла себе и своим друзьям. По данным Росфинмониторинга, Красавцева потратила 9 млн рублей только на зарубежные перелеты, а за 46 млн приобрела отель в Италии.
В награду за такую деятельность Красавцева, не без участия Тимура Иванова, в январе 2017 года получила должность главы Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны РФ. При этом перед назначением она находилась в оперативной разработке ФСБ, и этого не могли не знать должностные лица военного ведомства, принимающие кадровые решения.
Кстати, став госслужащей, Красавцева предпринимательскую деятельности не прекратила — есть доказательства, что компаниями, формально переведенными на номиналов, руководителя непосредственно она. Несмотря на проверки деятельности Красавцевой, организованные по личному указанию Сергея Шойгу и собранные правоохранителями материалы, ей долго удавалось выходить сухой из воды.
В отставку она ушла только весной 2019 — после ряда резонансных публикаций и обращений ПАСМИ к министру обороны и главному военному прокурору Валерию Петрову. Тогда источники редакции сообщали о выявленных проверками серьезных нарушениях, которые должны были лечь в основу уголовных дел. Но никакой правовой оценки деяния “новой Васильевой”, как Красавцеву прозвали журналисты, и ее покровителя Тимура Иванова так и не получили.
По имени Лена
Между тем, претендовать на сомнительное звание “новой Васильевой” даже с большими основаниями, нежели Красавцева, может еще одна весьма успешная бизнесвумен — Елена Шебунова. Материальное благополучие пришло к ней после знакомства с Сергеем Шойгу. Знакомство очень давнее — в начале 2000-х, когда Шойгу был министром по чрезвычайным ситуациям, Шебунова устроилась на работу в подведомственное МЧС предприятие, которое обеспечивало спасателей питанием, в том, числе, и во время перелетов.
По данным журналистов, последствием этих перелетов стали близкие отношения с главным спасателем, которые привели к контрактам с возглавляемыми Шойгу министерствами — сначала МЧС, а потом Минобороны. Как подсчитали журналисты, за время “дружбы” с Сергеем Шойгу аффилированные с Еленой Шебуновой фирмы выручили на госконтрактах не менее 6,5 млрд рублей. Получается, что “новая” Васильева перещеголяла “старую” — ущерб от действий подчиненной Анатолия Сердюкова оценивали в 3 млрд рублей.
Елена Шебунова оказалась владелицей поместья в элитном подмосковном поселке на Рублевке по соседству с миллиардерами Аркадием и Борисом Ротенбергами. Изучив предложения по продаже соседних участков с домами, журналисты оценили рублевскую недвижимость Шебуновой в 1,5 млрд рублей. Имеется у нее и квартира в столичном районе “Крылатское” площадью 180 кв. метров, а также неплохой автопарк, в частности, Mercedes-Benz GLS 350D 4МАТIС рыночной стоимостью порядка 6 млн рублей.
Генеральша из телевизора
И это не весь женский отряд, которым Шойгу обзавелся по примеру «амазонок» Сердюкова. Одна из его представителей — бывшая телеведущая ВГТРК и телеканала “Звезда” Мария Китаева. В 2012 году, когда нынешний глава Минобороны сменил пост главы МЧС на кресло губернатора Подмосковья, Китаева стала его советницей по информационным вопросам, а затем последовала за боссом и в военное ведомство. За год экс-журналистка дослужилась до чина действительного государственного советника 3 класса, что равнозначно воинскому званию генерал-майор. При этом круг ее обязанностей определить сложно — на сайте Минобороны нет ни одного упоминания фамилии чиновницы.
Кстати, из МЧС в Подмосковье, а потом и в Минобороны за Шойгу последовал генерал-полковник Юрий Садовенко, который, по многим признакам, является спутником Китаевой и отцом ее троих детей. Но высокий чин и личное счастье — это далеко не все, что обрела бывшая журналистка под крылом главы военного ведомства.
Китаева стала достойной продолжательницей деяний “амазонок” Сердюкова. Напомним, в 2014 году фигурантка “дела Оборонсервиса”” Наталья Дынькова получила три года колонии за мошенничество. Она сдала помещения 439-й Центральной экспериментальной военно-картографической фабрики Минобороны собственному сыну по заниженной цене, нанеся государству ущерб в 11 млн рублей.
История картографической фабрики печально закончилась уже при Сергее Шойгу. Комплекс зданий в шаговой доступности от Кремля примерной стоимостью 3,3 млрд Минобороны приватизировало как непрофильный актив, через цепочку офшоров он достался брату Марии Китаевой, и отнюдь не по рыночной цене.
Вскоре компания Vesper, соучредителем которой является Денис Китаев, возвела на месте фабрики элитный жилой комплекс Cloud Nine. Стоимость квартир в ЖК начинается от 90 млн рублей.
Тайны на миллиарды
Помогая решать финансовые вопросы представительницам слабого пола, министр обороны и его высокопоставленные подчиненные не забывают и о себе. Росреестр спрятал за именем “Российская Федерация” данные о недвижимости целого ряда представителей силовых ведомств, среди которых Сергей Шойгу и его замы, но, как выяснили журналисты, им есть что скрывать.
У семьи самого Шойгу Фонд борьбы с коррупцией ранее обнаружил поместье на Рублево-Успенском шоссе стоимостью порядка 18 млн долларов. Два участка общей площадью 9 тыс. кв. метров в 2010 году приобрела дочь министра Ксения Шойгу за 9 млн долларов, а спустя два года переписала их на родную тетку. Примерно во столько же обошелся комплекс зданий в восточном стиле. При этом бюджет семьи Шойгу с 2010 по 2012 год, судя по данным деклараций о доходах, составлял 173 млн рублей.
У заместителя министра обороны Тимура Иванова тоже нашлась неплохая коллекция недвижимости. Так, на жену военачальника Светлану Маниович был оформлен участок площадью свыше 10 тыс. кв. метров в элитном подмосковном поселке “Успенское” — рядом с Алиной Кабаевой и сыновьями бывшего генпрокурора Юрия Чайки. На этом участке семья Иванова построила дом площадьюпорядка 1,5 тыс. кв метров. Общую стоимость рублевского поместья зама Шойгу журналисты оценили в 600 млн рублей.
А живет семья Тимура Иванова в таунхаусе в районе Остоженки. Жилье в 300 кв. метров генерал декларирует как находящееся в пользовании, но даже если это и так, то аренда обходится ему не менее чем в 400 тыс. рублей в месяц. Между тем, за последние четыре года на посту замминистра обороны Иванов задекларировал около 50 млн рублей, его занимающаяся бизнесом супруга — чуть менее 200 млн рублей.
Еще один заместитель Сергея Шойгу Руслан Цаликов оказался владельцем поместья в полюбившемся высокопоставленным чиновникам и силовикам поселке Раздоры. На 10 тыс. кв. метрах земли по соседству с главой Минфина Антоном Силуановым построен основной дом площадью 1,9 тыс. кв. метров, дом для гостей и беседка. Общую стоимость поместья ФБК оценил в 950 млн рублей. При этом задекларировал Цаликов за 10 лет всего 74 млн рублей — в 13 раз меньше суммы, необходимой на легальную покупку дачи на Рублевке.
Первый зам Шойгу, глава Генштаба Валерий Герасимов на этом фоне выглядит настоящим аскетом. У семьи Герасимовых имеется квартира в Хорошевском районе Москвы площадью 131 кв. метр и дача в 30 км от МКАД в коттеджном поселке Афинеево — 21 сотка земли, дом 550 кв. м и баня. Общая стоимость недвижимости начальника Генштаба не превышает 150 млн рублей. Но даже такое скромное по сравнению с коллегами имущество ему явно не по карману: за последние десять лет совокупный доход Герасимова и его супруги составил чуть меньше 31 млн рублей.
Тающее доверие
На этом фоне неудивительно, что 73% читателей ПАСМИ не увидели успехов Сергея Шойгу на поприще борьбы с коррупцией. Положительную оценку его антикоррупционной деятельности поставили 7%, удовлетворительную — 8%, еще 11% ответить затруднились. Всего в опросе приняли участие 24 тыс. человек.
Правда к деятельности Сергея Шойгу как главы оборонного ведомства респонденты относятся более благосклонно. 36% из более 14 тыс. проголосовавших на сайте ПАСМИ считают, что министр со своими задачами справляется. Противоположного мнения придерживается 51%, 14% в своей оценке не определились.
О том, что Сергей Шойгу уже не пользуется таким доверием граждан, как это было раньше, говорят и результаты всероссийских социологических опросов. Так, по данным “Левада-центра”, в 2017 году министр обороны в рейтинге доверия был вторым после президента Владимира Путина (за него отдали 23% голосов), а к сентябрю 2020 опустился на четвертую строчку (9%), уступив лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому и премьер-министру Михаилу Мишустину.
По итогам опросов исследовательского холдинга “Ромир”, Сергей Шойгу с июня по сентябрь потерял две позиции в рейтинге доверия публичным гражданам и занял пятое место. Его обогнали Владимир Путин, глава МИД Сергей Лавров, Владимир Жириновский и оппозиционер Алексей Навальный.
Китаева, Шебунова, Красавцева: любимые женщины Сергея Шойгу
Коррупционные скандалы вокруг главы военного ведомства.