Такой вопрос закономерно возникает после прочтения письма, которое адресовал премьер-министру Дмитрию Медведеву бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер. Он считает, что России пора восстановить свой имидж надёжного поставщика качественных энергоресурсов. Для этого должны быть установлены чёткие и прозрачные правила контроля качества сырья. В общем, корни проблемы с загрязнением нефтепровода «Дружба» никуда не делись.
В апреле 2019 года российские нефтяники оказались в непростом положении в связи с тем, что экспортный нефтепровод оказался загрязнён хлорорганическими соединениями. Авария нанесла огромный ущерб отечественным поставщикам – не только материальный, но и репутационный. Западные газеты наперебой кричали о том, что доверие к качеству нефти из России подорвано. Одновременно с этим претензии к нашей стране предъявили контрагенты из Германии, Польши, Чехии и Словакии – загрязнение нефтепровода ударило и по ним.
Никакой монополии
В своём письме премьер-министру РФ Герхард Шрёдер, без сомнения один из авторитетных представителей деловых кругов Европы, по сути, раскритиковал предложения «Транснефти» о мерах по предотвращению подобных аварий в будущем. Он считает, что передача ей операционного контроля над пунктами сдачи-приёма нефти (ПСП), которые принадлежат грузоотправителям, не сможет застраховать Россию от повторения апрельского ЧП. По словам бывшего канцлера Германии, процесс контроля за качеством нефти, сдаваемой в трубопроводную систему, должен быть прозрачным. Однако подход, который озвучила госкомпания под руководством Николая Токарева, считает автор письма, не способствует прозрачности, а лишь монополизирует контроль.
Господин Шрёдер отметил, что в результате действий работников «Транснефти» и третьих лиц система мониторинга не смогла вовремя распознать загрязнение. В связи с этим, продолжает автор, контролирующая функция должна быть возложена на третью сторону – независимых инспекторов, как это и принято в международной практике. Это позволит следить за качеством нефти не только на пунктах приёма, но и в ходе транспортировки сырья, обезопасив его от возможных «диверсий» со стороны мини-НПЗ, расположенных вдоль трубопровода, которые легко могут выделить из транспортируемой нефти лёгкие фракции, залив в трубу суррогат.
Виновники загрязнения «Дружбы» до сих пор не названы. Правоохранительные органы арестовали нескольких сотрудников дочерней компании «Транснефти»
Шрёдер предложил также ужесточить требования ГОСТ к содержанию хлоридов и серы в магистральных нефтепроводах с нынешних 6 ppm до уровня 1 ppm, что поможет восстановить репутацию РФ как надёжного поставщика нефти. Экс-канцлер Германии подчёркивает, что речь идёт не только об имиджевых потерях: в результате инцидента с «грязной нефтью» Германия столкнулась с дефицитом топлива и вынуждена была открыть госрезервы. И неудивительно, что европейские потребители активно обсуждают возрождение инфраструктурных проектов для получения альтернативной нефти, говорят о дисконтировании цены Urals в связи с необходимостью хеджировать риски.
Как отмечает эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, «сейчас очень важно прислушаться к словам Шрёдера, который является выразителем мнения европейских потребителей. Передача операционного контроля за пунктами приёма «Транснефти» явно не спасёт ситуацию».
Стоит добавить, что виновники загрязнения «Дружбы» до сих пор не названы. Правоохранительные органы арестовали нескольких сотрудников дочерней компании «Транснефти» из Самарской области. Нашли козлов отпущения! Трудно поверить, что именно эта маленькая группа наёмных сотрудников сама по себе залила в экспортную трубу такой объём хлорорганики, который испортил нефть на миллиарды рублей. Однако масштабы ЧП позволяют предположить, что отвечать за него, по-видимому, должны люди, сидящие на верхних этажах головного офиса монополии. Собственно, как и в других случаях, включая возгорание горючей смеси на Москве-реке в августе 2015 года, в результате которого пострадали ребёнок и двое взрослых. Причины этой трагедии мы до сих пор не знаем, как и не слышали о наказании виновных. Знаем только, что рядом с тем местом проходит трубопровод «Мостранснефтепродукта» (ещё одна «дочка» «Транснефти»).
«Наша Версия» несколько раз направляла в «Транснефть» официальные запросы по поводу этого происшествия. Ответы мы не получили до сих пор. Руководство компании через СМИ объявило, что трубопровод не был повреждён. Никаких подтверждений этим словам предоставлено не было. Виновные до сих пор не названы и не наказаны. Стоит ли после этого удивляться загрязнению экспортного нефтепровода и другим проявлениям чудовищной безответственности?
Заработать в три конца
Очевидно, что в своём письме российскому премьеру господин Шрёдер выражает мнение европейских потребителей нефти. Но то же самое говорят и отечественные нефтяники: передача «Транснефти» операционного контроля за пунктами приёма сырья не спасёт систему от новых загрязнений. По сути, предложения «Транснефти» – это навязывание игрокам нерыночных услуг вместо создания прозрачного механизма. Тотальный контроль за качеством нефти получает одна компания, которая уже не смогла обеспечить сохранность качества сырья. Это дополнительный источник необоснованных доходов для госмонополии.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев поделился с нами своим недоумением по поводу предложений Токарева: «Качество нефти надо контролировать на протяжении всего маршрута, а не только в месте её поступления в систему, – отметил он. – Тем более что в месте поступления в систему контроль как раз осуществляется жёсткий, и представители «Транснефти» уже есть на всех ПСП: они проверяют нефть и после этого подписывают акт о поступлении сырья в систему».
«Транснефть» как будто использует ситуацию с загрязнением нефтепровода, чтобы полностью монополизировать функцию контроля качества, окончательно вычеркнув из этого процесса не только нефтяные компании, но и независимых оценщиков. Стремление транспортной монополии единолично распоряжаться нефтяными потоками вполне понятно, ведь для «Транснефти» это отдельный вид бизнеса: по данным следствия, за временное отключение приборов учёта сотрудники «Транснефти» просили от 100 до 200 тыс. рублей. Учитывая объёмы нефти, ежедневно перекачиваемые через систему «Транснефти», суммы таких дополнительных поступлений могут быть вполне сопоставимы с официальным бюджетом монополии. Также установлено, что они направляли в «Дружбу» нефть, разбавленную водой.
В беседе с нами Рустам Танкаев обратил внимание на новый технический регламент, который вступил в силу в июле 2019 года. Документ обязал добывающие компании проверять нефть на соответствие ГОСТу, поэтому реализация предложений «Транснефти» повлечёт за собой лишние затраты для нефтяников. «Это как двойное налогообложение, – добавляет эксперт. – По сути, нефтяникам придётся платить дважды за одну и ту же работу: первый раз – за проверку нефти на соответствие техрегламенту, второй – при сдаче той же нефти в трубу».
Безнаказанность и вседозволенность
Вдобавок ко всему нефтяникам грозят дополнительные затраты из-за инициативы «Транснефти» по унификации ПСП. Источник в отрасли считает, что все предложения госмонополии направлены на то, чтобы усилить контроль за приёмом нефти в систему. Процесс транспортировки эти предложения не учитывают, хотя падение качества нефти происходит именно в трубе из-за смешения разных потоков сырья. Именно «Транснефть» формирует эти потоки. «Поэтому если уж повышать контроль и прозрачность, то над процессом в целом: компании должны понимать, как «Транснефть» формирует потоки, как она контролирует качество нефти в трубе, как её чистит, какими реагентами, ведь это тоже влияет на качество. Сейчас вся эта информация закрыта», – продолжает источник.
Другой собеседник в отрасли считает, что, если предложения Герхарда Шрёдера будут реализованы, покупатели российской нефти смогут самостоятельно следить за её качеством на всех участках трубы. «Мы нефть отдаём в систему «Транснефти» одного качества, покупателю она приходит другого. Это в порядке вещей, но иногда качество нефти падает сильнее, чем оговорено в договоре. Естественно, потребитель выставляет нам претензии, которые переложить на оператора не всегда возможно. Новое предложение могло бы снизить риски нефтеотправителей», – уверен он.
В «Роснефти» не стали комментировать письмо Шрёдера Медведеву, поскольку классифицируют его как служебную переписку. Однако представитель компании отметил, что она уже внедрила практику дополнительного контроля качества сдаваемого в систему сырья. «Компания заключила договоры с международно признанными независимыми инспекторскими организациями. Это международная практика, которую мы предлагаем повсеместно внедрить и в России. Сегодня, когда доверие к качеству российской нефти у европейских потребителей подорвано, внедрение подобного инструмента критически важно», – сказал представитель «Роснефти».
По мнению аналитика АКРА Василия Тануркова, институт независимых экспертов (сюрвейверов) действительно может защитить репутацию сырья. По сути, речь идёт о независимой лаборатории – арбитре в спорах между поставщиком и потребителем, которые согласились признавать оценки инспектора.
КСТАТИ
Спустя почти полгода после ЧП на нефтепроводе «Дружба» открытым остаётся вопрос, как и куда исчезли гигантские объёмы нефти, вместо которой в трубу попал суррогат. Точнее, кто продал эту нефть? Эксперты в связи с этим вспоминают следующую историю: в 2012 году офшорный нефтетрейдер Concept Oil Services (COS) (Гонконг) получил эксклюзивный доступ к нефтепроводу «Дружба». Всего за один месяц COS вместе с партнёрами поставила порядка 600 тыс. тонн нефти в Венгрию и Словакию. Эта история привлекла внимание иностранных журналистов (в отличие от российских контролирующих органов). В ходе своих расследований польские СМИ связали феноменальный взлёт Concept Oil Services с одним из бывших вице-президентов «Транснефти», который, по-видимому, сохранил тесные связи с госмонополией.
Клиенты «Транснефти» не верят в чистую «Дружбу»
Почему «Транснефть» теряет управляемость, но требует новых полномочий?