Кабинет Мишустина подвергся серьезным кадровым чисткам — своих постов лишились три министра, среди которых — Дмитрий Кобылкин, пришедший на повышение в федеральное правительство в мае 2018 года с должности главы ЯНАО. В отличие от коллег по отставке, никакой госдолжности Кобылкину не предложили. Что стало причиной конца столь успешной карьеры чиновника — в материале ПАСМИ.
В минувший понедельник президент России Владимир Путин отправил в отставку троих членов правительства — руководителей Минстроя, Минтранса и Минприроды. Владимир Якушев в тот же день был назначен полпредом главы государства в Уральском федеральном округе, Евгению Дитриху прочат пост врио губернатора Белгородской области, а о новой должности для Дмитрия Кобылкина в федеральных или региональных госструктурах не сообщается ни официально, ни на уровне предположений.
Правда в утешение Кобылкину может достаться партийный пост — глава “Единой России” Дмитрий Медведев предложил временно безработному экс-министру стать и.о. заместителя секретаря Генсовета партии и первым замом руководителя штаба ЕР по выборам в Госдуму. Кстати, как сообщил источник ПАСМИ, его работа в избирательном штабе будет чисто номинальной: Кобылкину поручат отвечать за кандидатов в депутаты из числа бизнесменов, которых в списках “Единой России” традиционно немного.
По неподтвержденным данным, Кобылкин может уйти в коммерческие структуры — ему прочат пост заместителя предправления ПАО “Новатэк” Леонида Михельсона.
Нефтегазовые обещания
Что стало причиной отставки министра природных ресурсов и экологии, не сообщается ни в указе президента, ни в сообщениях СМИ. Между тем, по словам источника ПАСМИ, Кобылкин лишился должности из-за своей излишней коммуникабельности и желания угодить всем. Дело в том, что эти, казалось бы невинные особенности характера чиновника приводили к конфликтам среди крупнейших игроков сырьевого рынка, о которых докладывали Владимиру Путину.
Одна из историй касалась Ванейвисского и Лаявожского нефтегазовых месторождений в Ненецком автономном округе, соглашение о совместной разработке которых в 2018 году подписали “Лукойл” и “Газпром”. Как рассказал собеседник редакции, к Дмитрию Кобылкину, который только вступил в должность министра природных ресурсов, обратился его давний покровитель — глава “Новатэка” Леонид Михельсон, чтобы прояснить возможность лоббирования интересов его компании в связи с этим проектом. Дмитрий Кобылкин ответил согласием, и это сподвигло Михельсона на некие активные действия, связанные с месторождениями в НАО. Эта активность крайне не понравилась Алексею Миллеру и Вагиту Алекперову, и они донесли непонятную ситуацию до президента. Главе “Новатэка” пришлось отвечать на неудобные вопросы и оправдываться, говоря, что министр Кобылкин ввел его в заблуждение.
Кроме того, теперь уже бывший глава Минприроды, раздавая практически одинаковые обещания Леониду Михельсону и Игорю Сечину, усугубил конфликт между “Новатэком” и “Роснефтью”, касающийся танкеров для реализации проектов Михельсона “Ямал-СПГ” и “Арктик-СПГ”, которые строятся на сечинской судоверфи “Звезда”.
При этом, как подчеркнул собеседник редакции, в этих историях не всегда речь шла о каких-либо корыстных интересах Дмитрия Кобылкина. По словам источника, такие случаи сопровождали министра не только по нефтегазовым вопросам, но и по всем остальным сферам его деятельности.
Экологическо-экономический вектор
Помимо высказанного главе государства недовольства министром со стороны Игоря Сечина и Алексея Миллера, серьезную роль в решении об увольнении Кобылкина сыграл громкий экологический скандал вокруг утечки дизельного топлива на норильской ТЭЦ. При этом, как заметил источник ПАСМИ, критику властей вызвали не действия главы Минприроды, а его противоречивые высказывания, ставшие достоянием СМИ.
Ущерб от аварии на ТЭЦ, принадлежащей дочерней компании «Норникеля», Росприроднадзор оценил в рекордные 148 млрд рублей, но компания Владимира Потанина с такой оценкой не согласилась, заявив, что штраф неправомерно рассчитан с учетом долгого неустранения последствий аварии. Кроме того, представители «Норникеля» решили обратиться в суд с иском о снижении суммы выплат ввиду того, что компания устранит последствия аварии за свой счет.
8 июля глава Минприроды прокомментировал намерения “Норникеля” оспаривать сумму штрафа в суде, заявив, что “ущерб окружающей среде и ликвидация последствий аварии — два несопоставимых понятия”. 28 июля он подтвердил свою позицию: “В Минприроды абсолютно убеждены в оценке ущерба в 148 млрд руб. и готовы ее доказывать в суде”. Он также пояснил, что сотрудники “дочки” “Норникеля” не сообщили в диспетчерскую службу о масштабах катастрофы, что и привело к значительному ущербу экологии.
Позднее “Норникель” предложил Росприроднадзору уточнить размер этого ущерба после завершения работ по ликвидации последствий аварии и выразил надежду на досудебное урегулирование ситуации. И Дмитрий Кобылкин с оппонентами неожиданно согласился. «Я надеюсь, что вопрос будет решен в досудебном порядке, все стороны в этом заинтересованы”, — отметил он в конце августа.
По словам собеседника ПАСМИ, со стороны такая смена позиции выглядела как попытка лоббировать интересы Владимира Потанина, и это не ушло от внимания президента Владимира Путина.
Болтовня страшнее коррупции
Что интересно, покровителям Дмитрия Кобылкина — уже упомянутому Леониду Михельсону и главе Совбеза Николаю Патрушеву — не удалось отстоять своего протеже после обвинений в таких “серьезных” прегрешениях.
Между тем, шлейф коррупционных скандалов, которым Кобылкин обзавелся в бытность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, не помешал ему два с половиной года назад пойти на повышение и занять пост федерального министра.
В частности, ему сошла с рук организованная в регионе схема по выводу за рубеж бюджетных средств, выделенных на компенсации расходов на горячую воду льготникам. Таким льготниками стали практически все физические и юридические лица Ямала, в результате сумма компенсации выросла с 8 млн в 2012 году до 8,5 млрд в 2017. Как выяснило ПАСМИ, миллиарды могли выводиться за границу подконтрольными предпринимателю Артему Бикову корпорациями, в числе учредителей и акционеров которых значились австрийские компании.
Осталась без внимания лиц, принимающих кадровые решения, как, впрочем, и правоохранителей, другая схема Дмитрия Кобылкина, построенная на двойной оплате из бюджета детских садов. Власти ЯНАО заключили контракт на сумму 9 млрд рублей с компанией ВИС на строительство дошкольных учреждений, а затем платили средства из бюджета за аренду этих же садиков.
Не повлияла на репутацию Дмитрия Кобылкина и история с исчезновением 1 млрд рублей, выделенного на развитие научной деятельности в ЯНАО. Впоследствии выяснилось, что часть этих денег через региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал» ушла на благоустройство резиденции тогдашнего губернатора Кобылкина на озере Варчаты.
Кстати, наряду с этой “дальней” резиденцией, у главы региона была “ближняя”, и она тоже попала в центр скандала. Деньги на ее благоустройство снова провели через РИФ «Ямал», а затем СМИ обнаружили в договорах фонда информацию о поставке предмета итальянской сантехники стоимостью более 8 млн рублей, который в прессе окрестили «золотым унитазом». Отмечалось, что этот факт стал предметом внимания кремлевской администрации в лице Сергея Кириенко, но дело закончилось тем, что Кобылкин назвал публикации фейком.
Осталось добавить, что это далеко не все журналистские разоблачения бывшего главы ЯНАО и бывшего министра. Кстати, если информация о том, что Дмитрий Кобылкин уходит в “Новатэк” подтвердится, то Ямал, где расположена штаб-квартира газовой компании, ждет возвращение экс-губернатора в новом качестве.
Кобылкин бьет копытом в поисках нового места работы
История карьерного роста и падения бывшего губернатора ЯНАО.