Новая модель закупок медтехники, которую сейчас опробуют в Москве, призвана сэкономить бюджетные средства. Но на деле она может привести к еще большим потерям для казны. Контракты жизненного цикла заключаются на десятилетия, счет идет на миллиарды, а значит, и возможности для коррупционеров становятся гораздо богаче. И, судя по всему, этими возможностями в администрации Сергея Собянина уже пользуются, навязывая производителям собственную ценовую политику, позволяющую лоббировать интересы аффилированных компаний.
В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратились бывшие сотрудники подконтрольного московскому Департаменту здравоохранения государственного автономного учреждения «Гормедтехника», которое занимается комплексным обслуживанием медицинского оборудования и его закупками для больниц. Именно эта структура в 2019 году выступила заказчиком на поставок и сервиса аппаратуры по контрактам жизненного цикла более чем на 20 млрд рублей.
Собеседники редакции заявили о признаках коррупции при проведении госзакупок. По их мнению, новая глава «Гормедтехники» Ирина Рыбальченко действует в интересах своего давнего знакомого — миллиардера из российского списка «Форбс», члена Экономического совета при президенте РФ Алексея Репика.
Подробности — в рассказе бывшего сотрудника отдела безопасности ГМТ Рустама Абдусаламова и его коллеги, которая попросила заменить ее настоящее имя на условную «Анну Иванову».
Богатое прошлое
Государственное автономное учреждение «Гормедтехника» Ирина Рыбальченко возглавила в июне 2019 года. До этого она около 10 лет руководила частной астраханской медсанчастью, подконтрольной «Газпрому» (ЧУЗ «Медико-санитарная часть»). По словам авторов обращения в ПАСМИ, уже тогда Рыбальченко участвовала в картельных сговорах, продолжением которых стали махинации при проведении контрактов жизненного цикла в Москве.
Собеседники редакции о закупках региональной газпромовской больницы знают не понаслышке. Они попали в столицу по приглашению Рыбальченко, а раньше работали в Астрахани. Сферой ответственности Рустама Абдусаламова были выездные налоговые проверки местных учреждений, а Анна Иванова руководила плановым отделом в ЧУЗ МСЧ.
По их словам, нарушения при заключении контрактов были, в основном, связаны с фирмами супруга Ирины Рыбальченко Сергея Грабовского. Ему принадлежит сеть компаний, специализирующихся на поставках химических реагентов и расходных материалов для лабораторий по всей России. Но настоящим золотым дном для Грабовского стала медсанчасть, где его жена занимала пост главного врача.
«В Астрахани все было очень легко — компании Грабовского выигрывали практически в каждом втором тендере с ЧУЗ МСЧ, а когда дело касалось лабораторных расходных материалов — то победы были практически в 100% тендеров. Причем, проводились они не только на частные средства, но и на бюджетные деньги по ОМС. Это знали многие, но у Рыбальченко были покровители в „Газпроме“, поэтому все контролирующие структуры закрывали глаза на монополию ее семейства», — объяснил Рустам Абдусаламов.
По данным астраханского налоговика, Грабовский контролировал восемь действующих фирм — АНО «Медицина для Всех-МЛДЦ», ООО «Кардиохирургия», ООО «Лабимед», ООО «Меди-Проф», ООО «Диалаб Руссланд», ООО»Балтийское Научно-Техническое Объединение«, ООО «ВМТ» и ООО «Медитех». Эти компании создавали на аукционах видимость конкуренции, заранее распределяя между собой роли победителей.
Аффилированность компаний несложно проследить через их руководство — учредителями и директорами везде выступают родственники и знакомые Сергея Грабовского и Ирины Рыбальченко. Так, компанию «Лабимед» учредил Дмитрий Грабовский, по данным источников ПАСМИ, двоюродный брат Сергея Грабовского. Дмитрий также является гендиректором в фирме «Медитех», учредители которой — мать и отец Ирины Рыбальченко — Лидия Янковская и Ефим Смулянский. Родители Рыбальченко в свою очередь взаимосвязаны с ее мужем через фирму «ВМТ».
Активное участие в создании видимости конкуренции, как утверждают собеседники ПАСМИ, принимала и группа компаний «Р‑Фарм», подконтрольная сопредседателю общероссийской организации «Деловая Россия» Алексею Репику.
«„Р‑Фарм“ выходила на закупки газпромовской больницы в Астрахани, вместе с компаниями мужа Рыбальченко, чтобы не пускать посторонние фирмы. Тендеры между собой они делили по договоренности. При осуществлении функций начальника планово-экономического отдела ЧУЗ МСЧ, я ни раз слышала о встречах Рыбальченко с представителями фирм Репика на территории медсанчасти. По протоколам закупок можно отследить, что все пробирки для лаборатории закупались у Репика, а реагенты — у компаний Грабовского. И так из года в год», — вспоминает Анна Иванова.
Подарок Собянина
Закончились астраханские схемы летом 2019 года, когда Рыбальченко пригласили работать в московский Департамент здравоохранения на пост директора ГАУ «Гормедтехника».
По мнению собеседников редакции, перевод Рыбальченко связан с переделом сфер влияния в столичной мэрии. В конце 2018 года из администрации Сергея Собянина ушел отвечавший за соцблок вице-мэр Леонид Печатников. На этом посту он неоднократно оказывался в центре скандалов с закупками медоборудования и препаратов.
В этих же историях фигурировал и экс-директор ГМТ Игорь Кадашев, которого называли доверенным лицом Печатникова. Его сняли поста после отставки покровителя.
На смену одной команде пришла другая — куратором Депздрава стала Анастасия Ракова, она и пролоббировала Ирину Рыбальченко на должность генерального директора «Гормедтехники».
«Сама Рыбальченко в кругу своих доверенных лиц в Астрахани не раз подчеркивала, что ее переводят в столицу по личному приглашению Собянина, также она хвастала связями с Анастасией Раковой. Меня Рыбальченко позвала из Астрахани на руководящий пост в финансовый отдел ГМТ, сказав что Ракова дала ей полный карт-бланш на подбор персонала и одобрит всех не глядя», — рассказала Иванова корреспонденту ПАСМИ.
О больших полномочиях, полученных бывшим главврачом газпромовской МСЧ в Депздраве Москвы, вспоминает и Рустам Абдусаламов: «Рыбальченко предложила мне самому выбрать отдел в «Гормедтехнике», где я хочу работать, а если его нет, то создать на свое усмотрение. Именно под меня в ГМТ ввели отдел управления рисками, который я и возглавил».
Всего из Астрахани Рыбальченко перевезла около десятка подконтрольных ей ранее сотрудников газпромовской медсанчасти, рассказали собеседники ПАСМИ. Своих людей чиновница расставила на ключевые посты в «Гормедтехнике», таким образом избавив себя от лишних вопросов прежнего независимого персонала.
Тайная встреча
«Я полагаю, что задача, поставленная в Москве перед Рыбальченко, — это организация новых контрактов жизненного цикла, где будут вращаться сотни миллиардов рублей, так, как это нужно определенным лицам в столичной мэрии. „Пробой пера“ стала серия закупок крупного медоборудования, проведенная в конце 2019 — начале 2020 годов», — поделился своим мнением Рустам Абдусаламов.
Речь идет о 13 конкурсах на поставку 101 аппаратов МРТ, 116 компьютерных томографов, 28 ангиографов, 19 маммографов и 309 аппаратов УЗИ с 10-летним горизонтом сервисного обслуживания. Общая сумма контрактов составила 20,8 млрд рублей.
Справка ПАСМИ
С 2019 года в рамках модернизации системы здравоохранения в России начали проводить закупки некоторых видов медицинского оборудования по контрактам жизненного цикла. Они должны заменить собой отдельные краткосрочные контракты на сервис медаппаратов, поскольку теперь услуги по техобслуживанию включаются в контракт на поставку. Таким образом, поставщик несет ответственность за оборудование и обновление технологий вплоть до конца его жизненного цикла. Средний срок такого долгосрочного партнерства составляет 8–15 лет.
В России госзаказы по системе КЖЦ с поставщиками медтехники одной из первых инициировала Москва. Заказчиком выступила подведомственное Департаменту здравоохранения Москвы ГАУ «Гормедтехника».
Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова новые конкурсные процедуры оценила положительно, отметив рекордное снижение цен на торгах. Однако, собеседники ПАСМИ обратили внимание на другую особенность прошедших конкурсов.
Победителями в 13 тендерах стали четыре компании. Три из них — известные производители медтехники: «Сименс здравоохранение», «Филипс» и «ДжиИ Хэлскеа». А вот четвертый подрядчик никогда ранее в столь крупных поставках медицинского оборудования не участвовал, зато был хорошо знаком организатору торгов: контракты почти на 3,4 млрд рублей заключила группа компаний «Р-Фарм» Алексея Репика.
Бывший начальник отдела рисков ГМТ считает, что победа «Р-Фарм» скорее всего, была предопределена заранее. И это предположение основано не только на «астраханских связях» Ирины Рыбальченко с Алексеем Репиком. Дело в том, что перед проведением конкурсных процедур на территории «Гормедтехники» состоялась тайная встреча миллиардера с организаторами торгов.
«В мой круг обязанностей входил контроль за пропускной системой и службами безопасности ГМТ, и 26 июля 2019 года мне было сказано, что на следующий день — в субботу — будет важное совещание у Рыбальченко, и на работу мне выходить не стоит. Такого мне раньше никогда не говорили. А потом выяснилось, что гостем этого „секретного“ совещания был Репик. Об этом я узнал случайно: из-за внесенных мною изменений в пропускную систему, секретарь по своей глупости принесла мне на подпись две служебные записки с данными о его визите», — объяснил Рустам Абдусаламов, сохранивший этот документ.
Также Абдусаламов узнал, что на этой встрече присутствовали два помощника Рыбальченко, с которыми она раньше работала в Астрахани — руководитель службы по работе с медицинскими организациями Татьяна Адельшинова и руководитель организационно-методического отдела Наталья Горкун, вошедшая затем в состав закупочной комиссии.
«Я думаю, что встреча — ни что иное, как коррупционный сговор, на котором, скорее всего, обсуждались нюансы проведения торгов, подготовка технической документации и иные тонкости», — предположил Рустам Абдусаламов.
Кстати, через пару месяцев после этой встречи еще один ее участник Денис Чередниченко стал генеральным директором в новой фирме Репика «РК МЕДИКАЛ СИСТЕМЗ», зарегистрированной в сентябре 2019 года. При этом, ранее Чередниченко не фигурировал ни в одной компании, связанной с медициной.
Шантаж производителей
Летом 2019 года, накануне больших торгов по новой системе КЖЦ, на территории «Гормедтехники» прошла еще одна встреча, которая могла повлиять на исход 20-миллиардных конкурсов.
Рустам Абдусаламов передал в распоряжение ПАСМИ аудиозапись совещания 20 июня, где Ирина Рыбальченко и сотрудница Департамента здравоохранения Москвы Елена Балашова разговаривают с представителем фирмы-производителя медтехники «ДжиИ Хэлскеа» (GE Healthcare), навязывая ему собственную ценовую политику. В частности, Рыбальченко говорит о том, что «ДжиИ Хэлскеа» должно выходить на конкурсы с таким прайсом, который ему заранее укажут в «Гормедтехнике».
«Понимаете, цена, на копейку выше во время аукциона — это тот же самый отказ… у нас очень жесткая позиция. Она не наша. Она не моя. Не Елены Александровна (Балашовой). Позиция, озвучена правительством Москвы», — заявляет Рыбальченко.
Она вполне прозрачно намекает, что если в «ДжиИ Хэлскеа» не отнесутся с пониманием к просьбам о «ценовых договоренностях» на аукционах, то тендеры достанутся более понятливым участникам рынка.
«Я буду встречаться с другими производителями, кто найдет для нас время и желание… И действительно, очень многое зависит от вашей доброй воли… Вот кто первый ухватит этот новый тренд, тот и снимет сливки. Я очень прошу донести это до руководства», — советует директор «Гормедтехники».
Они должны быть в курсе:
— мэр Москвы Сергей Собянин
— прокурор Москвы Денис Попов
— глава УФСБ Москвы и Московской области Алексей Дорофеев
— и.о. руководителя ГСУ СКР по Москве Андрей Стрижов
— глава ГУВД Москвы Олег Баранов
Экс-сотрудники ГМТ объяснили, что суть это совещания в следующем: «Гормедтехника» предложила производителям, если они хотят остаться на столичном рынке, выровнять цены под те, которые устраивают московское правительство.
«„Гормедтехника“ формирует закупочную документацию и техзадания и при необходимости может внести такие условия, что любая неугодная ей организация лишится шансов на победу в аукционах, — уточнила Анна Иванова. — Это совещание показывает, какими методами „Гормедтехника“ может обеспечивать победу или поражение для любой фирмы во внешне независимых от Депздрава конкурсах».
А 21 июня, на следующий день после совещания, дистрибьютор GE Healthcare — АО «Фармадис» — направил в «Гормедтехнику» и Департамент здравоохранения претензионные письма. В этих посланиях выражается возмущение тем фактом, что Ирина Рыбальченко от имени Анастасии Раковой оказывает давление на производителей.
«Государственный заказчик не вправе оказывать давление на производителей и поставщиков, с целью указывать с кем им сотрудничать и вынуждать сужать круг своих партнеров, уполномоченных осуществлять поставку в рамках госзакупок. Любые обсуждения условий включения или исключения являются шантажом и могут быть расценены, как сговор», — указывается в письме.
Представитель АО «Фармадис» также отмечает, что если компания узнает об иных незаконных мерах, то она будет вынуждена обратиться в ФАС, ФСБ и Генпрокуратуру для защиты своих прав.
По данным собеседников редакции, после этого письма Ракова устроила разнос Рыбальченко, но не из-за того, что она нарушает закон о конкуренции, а потому, что упоминает ее фамилию в подобных разговорах. При этом, Анна Иванова и Рустам Абдусаламов допускают, что вице-мэр, возможно, не в курсе происходящего сговора и ее вводят в заблуждение.
В ожидании реакции
Экс-сотрудники ГМТ считают, что правовую оценку действиям чиновников должны дать правоохранительные органы. Они уже обращались в СКР, ФСБ и Генпрокуратуру с заявлениями о нарушениях Рыбальченко как в Москве, так и в Астрахани. Кстати, среди фактов, указанных этих в обращениях, — счета в оффшорах, которые Ирина Рыбальченко, по словам ее бывших подчиненных, скрывает в декларации. Впрочем, проверять указанные факты подчиненные Александра Бастрыкина, Александра Бортникова и Игоря Краснова не стали.
Причиной «слепоты» силовиков Анна Иванова и Рустам Абдусаламов считают высоких покровителей чиновницы и надеются, что общественный резонанс поможет объективному расследованию. Все документы они готовы передать правоохранителям.
«Впереди еще много закупок. Причем, все расходные материалы для дыхательных аппаратов теперь тоже будет приобретаться по системе КЖЦ, а это как раз профиль компаний мужа Рыбальченко. Не удивлюсь, если в следующих конкурсах, помимо Репика, в победителях появится и Грабовский. Но хочется верить, что московское правительство пресечет будущие нарушения и разберется с прошлыми», — надеются собеседники ПАСМИ.
Команда Собянина закольцевала коррупционные схемы
Подробности миллиардных махинаций на поставках медтехники от бывших сотрудников столичного Депздрава.