В Белгороде под стражу до конца марта заключили основателя волонтерского движения «Армия красоток» Надежду Россинскую, помогавшую украинским беженцам. ФСБ вменяет ей в вину призывы жертвовать деньги вооруженным силам Украины (ВСУ). Девушка отрицает вину, отмечая, что помогала мирным жителям, а на Украине считается врагом. Защита намерена обжаловать арест.
Свердловский райсуд Белгорода удовлетворил ходатайство следствия и заключил под стражу до 31 марта местного волонтера Надежду Россинскую (известную под псевдонимом Надин Гейслер). В ее отношении управление ФСБ России по Белгородской области возбудило уголовное дело о публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (п. «в» ч. 2 ст. 280.4 УК РФ, до шести лет лишения свободы).
Надежде Россинской 28 лет. До начала специальной военной операции она работала фотографом и моделью, потом организовала в Белгороде волонтерское движение «Армия красоток».
Девушка занималась сбором и отправкой гуманитарной помощи жителям территорий, которые контролируют вооруженные силы РФ, эвакуацией мирных жителей из зоны боевых действий и поиском пропавших.
Переехавшим в Белгород беженцам она помогала с жильем, уходом за ранеными и инвалидами, а также с переездом, в том числе в Европу и на Украину.
В начале волонтерской деятельности Надежда Россинская сделала из своей однокомнатной квартиры в Белгороде местом хранения гуманитарной помощи, там же она временно размещала вынужденных переселенцев. К концу прошлого лета «Армия красоток», открывшая в Белгороде крупный склад, заявляла, что оказала помощь более 40 тыс. украинцев по «обе стороны границы».
До начала активной волонтерской деятельности Надежду Россинскую и ее сестру Елену Егорову штрафовали на 30 тыс. руб. за нарушение порядка проведения пикета (ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ). В марте 2022 года девушки, одетые в желто-голубую одежду, на Соборной площади Белгорода раздавали прохожим цветы. У них были плакаты с надписями «Алоэ, изолепсис в дар» и «Колеусы вегетативные в дар».
К административной ответственности Россинскую не привлекали, но в прошлом году она уехала из России. Волонтер рассказывала, что «систематически меняет города и страны». «Мне предстоит переезд в другую страну, где меня встретит адвокат и юрист. Реальность загнала меня в тупик, из которого я долгое время не видела выхода»,— рассказывала она в августе.
Надежду Россинскую задержали 1 февраля. Ночь она провела в следственном изоляторе временного содержания. После этого следствие вышло в суд с ходатайством о ее заключении под стражу.
Следствие вменяет в вину девушке публичные призывы к подрыву безопасности РФ в интернете, которые она делала, выехав на территорию зарубежного государства. Речь идет о призыве жертвовать деньги вооруженным силам Украины.
Во время судебного заседания по избранию меры пресечения Надежда Россинская не признала себя виновной. Она заявила, что не призывала помогать украинским военнослужащим, а на Украине и вовсе считается врагом: «Обосновывается это тем, что я оказывала гуманитарную помощь мирным жителям на территориях, подконтрольных силам Российской Федерации, и что я работаю на Федеральную службу безопасности и практически их сотрудник». Действительно, украинские СМИ обвиняли девушку в том, что она «втирается в доверие» к людям для сбора данных и организации референдумов. Волонтер также включена в базу «Миротворец».
По словам Надежды Россинской, она неоднократно получала угрозы в соцсетях, склад гуманитарной помощи подвергался обстрелу, а представители ВСУ преследовали ее в Белгороде. Девушка связывает свое уголовное преследование с «работой врага», направленной на дискредитацию российских волонтеров. В Россию она вернулась для защиты.
Работу защиты Надежды Россинской координирует юрист Алексей Прянишников. Он пообещал, что решение о заключении под стражу будет обжаловано. Адвокаты настаивали в суде на более мягкой мере пресечения, в том числе на залоге в 600 тыс. руб. Такую сумму активисты успели собрать после появления информации о задержании девушки.
Командира «Армии красоток» заподозрили в работе на врага
Помогавшую украинским беженцам обвинили в призывах к финансированию ВСУ.