По данным трех источников Forbes, главным претендентом на покупку мажоритарного пакета акций «Тольяттиазот», который в сентябре 2015 года перешел в руки инвестфонда Credit Mediterranee SA Кирсана Илюмжинова, является владелец компании «Стройгазмонтаж» миллиардер Аркадий Ротенберг. По словам одного из источников, Ротенберг первым еще летом согласовывал возможность сделки на самом верху. «Кирсан [Илюмжинов — Forbes] со всеми умеет общаться, и уже не раз ситуации с проблемными активами разруливал. В том числе и в чужих интересах. За этой сделкой стоит Аркадий Романович [Ротенберг — Forbes]», — говорит источник Forbes, знакомый с ситуацией. Сам Илюмжинов сказал, что это не комментирует.
Зачем понадобилось согласование на высшем уровне? «Тольяттиазот» — одно из крупнейших предприятий химической отрасли в России, на него приходится 20% поставок аммиака на российский рынок, около 8% мирового рынка. Выручка в 2014 году составила 48,5 млрд рублей. Большая часть аммиака и карбамида идет на экспорт — через трубопровод, пролегающий по территории Украины до порта в Одессе. К тому же, основной владелец Владимир Махлай 124 покинул Россию еще в 2005 году. В конце декабря 2014 года Басманный суд Москвы принял решение о заочном аресте и его самого, и его сына Сергея, председателя совета директоров завода. Оба объявлены в международный розыск по делу о мошенничестве в особо крупном размере при экспорте продукции химического предприятия «Тольяттиазот».
Корпоративный конфликт вокруг предприятия длится более десяти лет. В начале 2005 года компания Synntech миллиардера Виктора Вексельберга скупила около 10% акций «Тольяттиазота», после чего менеджмент предприятия публично заявил об угрозе рейдерского захвата. Через несколько месяцев МВД начало проверку законности приватизации предприятия. По ее результатам было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты налогов за 2001–2003 годы в размере 280 млн рублей, а председатель совета директоров Владимир Махлай был объявлен в розыск.
Тогда же интерес к предприятию проявил и будущий владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, который задумал строить химический холдинг и к тому моменту уже приобрел доли в трех предприятиях. Летом 2007 года у налоговиков появились новые претензии к «Тольяттиазоту», на этот раз уже на 2,6 млрд рублей. Еще через год стало известно, что «Уралхим» Дмитрия Мазепина купил у структур Вексельберга 7,5% акций предприятия.
Весной 2010 года уголовное преследование Владимира Махлая было прекращено, а приватизацию признали законной. Однако вскоре последовал новый виток конфликта. В феврале 2012 года по иску «Уралхима», менеджерам которого не давали доступ к документации «Тольяттиазота», было возбуждено уголовное дело против неустановленных лиц. В декабре того же год появилось еще одно дело — по статье «мошенничество в особо крупном размере» в связи с нарушениями при экспорте аммиака.
В конце 2014 года живущий в Дубае Владимир Махлай начал искать возможности для выхода из проблемной ситуации. Получить его комментарии не удалось. По информации Forbes, переговоры велись с несколькими посредниками, специализирующимися на подобных сделках. Тогда же Басманный суд заочно арестовал и объявил в международный розыск его сына Сергея, занимавшего пост председателя совета директоров, по обвинению в хищении денежных средств у «Тольяттиазота» в особо крупном размере. Незадолго до объявления о заочном аресте Сергей Махлай публично заявил об угрозах, поступавших со стороны Дмитрия Мазепина, который грозил уголовным преследованием в случае отказа от продажи предприятия на его условиях.
Однако события стали развиваться не по сценарию, на который рассчитывал Мазепин. В сентябре 2015 года о контроле более чем 70% акций «Тольяттиазота» заявил экс-президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. В интервью РБК Илюмжинов говорил, что выступает как стратегический инвестор: «Если вы думаете, что я фронтую в интересах арабов или китайцев... Нет. Я сам подписывал бумаги. Может быть, поэтому я доверие вызвал у продавца. Вы должны быть в курсе, многие пытались откупить или получить этот актив в свое распоряжение. Я же в открытую предложил [продавцам], и они сами потом вышли и говорят: ваша концепция нормальная, давайте поработаем». Однако источники на рынке полагают, что уже в ближайшем будущем он расстанется со своим пакетом. В «Уралхиме» Forbes сообщили, что не располагают информацией о каких-либо сделках с акциями ОАО «Тольяттиазот».
Аркадия Ротенберга называют основным, но не единственным вероятным покупателем «Тольяттиазота». По словам источников Forbes, на актив претендовал и миллиардер Сулейман Керимов. А сотрудники предприятия в этом году якобы видели на его территории генерального директора Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова.
Производство аммиака на «Толяттиазоте» в 2014 году увеличилось почти на 30% до 2,9 млн т. Ведется строительство перегрузочного комплекса аммиака и карбамида в порту Тамань в Краснодарском крае. Проект второй очереди включен в этом году в скорректированную федеральную программу «Развитие транспортной системы России» и должен быть завершен к 2020 году.
У Аркадия Ротенберга уже есть активы в химической отрасли. Еще в 2011 году на базе «Минудобрения» в городе Россошь Воронежской области создана Национальная химическая группа (НХГ). Через год стартовал проект по созданию на Дальнем Востоке одного из крупнейших в мире комплексов по производству удобрений. После выхода завода в Находке на проектную мощность в 2021 году он сможет выпускать 1,1 млн т аммиака, 2 млн т карбамида и 1 млн т метанола в год. В начале сентября 2015 года НХГ подписала 20-летний контракт о поставках газа с «Газпром Межрегионгазом». Гендиректор НХГ Николай Сабитов на запрос Forbes об интересе к «Тольятииазоту» не ответил.
Конец войны: Ротенберг может забрать «Тольяттиазот»
По данным Forbes, друг президента — основной претендент на актив, корпоративная война вокруг которого шла более десяти лет.