Однако бремя финансовых трудностей в итоге легло вовсе не на должника, а на его арендодателя — телецентр «Останкино», который уже анонсировал сокращения. В ситуации разбирался журнал «Компания».
Антирекордсмен
Денежные проблемы «Первого» обсуждаются уже не первый год. По итогам 2018 года телеканал собрал самую высокую выручку — более 32,8 млрд рублей. В то же самое время Первый канал продемонстрировал и самый большой чистый убыток — 6,8 млрд рублей.
Контрольным пакетом АО «Первый канал» владеет государство: 38,9 % — у Росимущества, 9,1 % — у ФГУП «ИТАР-ТАСС», еще 3 % в распоряжении ФГУП «Телевизионный технический центр "Останкино"». Что касается остального, то 29 % вещателя находится у «Национальной медиа группы», а 20 % — с марта этого года у ВТБ.
Отметим, что крупнейший телевещатель последние годы щедро финансируется. Так, в 2017-м из федерального бюджета на закупку и производство контента компания получила 3 млрд рублей, а в 2019-м — еще 2,5 млрд. В сентябре Минфин опубликовал законопроект «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Согласно документу, в следующем году Первый канал может получить компенсацию расходов на трансляцию сигнала в городах с населением меньше 100 тысяч человек. Но главное — получит субсидию на затраты, связанные с производством и приобретением программного продукта и наполнением им телеэфира. Размер этой субсидии — 6,5 млрд рублей.
Столь внушительные суммы объясняются тем, что последние пять лет Первый канал приносит лишь убытки. В 2018 году PwC по заказу телеканала построила финансовую модель компании до 2025 года. Из нее следовало, что без господдержки «Первому» уже не справиться. Как отмечают аналитики, текущая система выделения субсидий не учитывает «общественно-политическую миссию канала», выполнение которой — одна из причин его убыточности.
Основательные субсидии в последнее время не помогают «Первому» завоевывать даже сердца телезрителей. Помимо финансовых трудностей, Первому каналу вот уже несколько лет не удается восстановить лидерство в рейтинге телеканалов по популярности, он неизменно уступает «России 1». Так, в 2016 году аудиторная доля «Первого» была 12,7 % зрителей старше четырех, а у флагманского канала ВГТРК — 12,9 %. В 2017 году показатели составили 12,1 % против 13,2 %, а в прошлом году — 11,8 % и 12,9 % соответственно.
А оплачивать кто будет?
В середине октября с обращением к сотрудникам выступил гендиректор телецентра «Останкино» Михаил Шубин. Он предупредил, что телецентр может прервать свою работу из-за отсутствия платежей от Первого канала и его подрядчиков. По словам Шубина, долги «Первого» оставляют «Останкино» без четверти или даже без трети доходов, а в итоге под угрозой теперь оказываются эфиры всех клиентов телецентра.
Впервые за 15-летнюю практику последние три-четыре года аварийность стала нарастать, причем лавинообразно. Мы во многих вещах не гарантируем эфир, работоспособность телецентра — подчеркнул Шубин
В 2018 году выручка «Останкино» по РСБУ составила 6,33 млрд рублей, а значит, если брать в расчет заявленную Шубиным «треть доходов», долги телеканала могут превышать сумму в 2 млрд. По информации «Ведомостей», в конце августа – начале сентября из-за вынужденной оптимизации телецентр уволил порядка 200 сотрудников.
«Я всегда говорил: "Все, что угодно, но людей не трогаем". И мы придерживались этого правила. Больше возможности нет, фактически мы оставим в телецентре только тех людей, которые напрямую обеспечивают эфир. Все, что не приносит прибыль, будет срезано, и люди будут уволены. Это страшно, вынужденно. Не знаю, что будет дальше», — заключил гендиректор телецентра.
На обращение Михаила Шубина сразу же отреагировали в Минкомсвязи России, где заявили, что «работают над ситуацией с долгами и стремятся не допустить перебоев в телевещании». Как отметил замглавы ведомства Алексей Волин, часть задолженности уже погашена, хотя за каналами все еще остается «большой долг». Точная сумма при этом не раскрывается.
Несмотря на долги и тревожное предупреждение арендодателя, персоналу Первый канал платит исправно и задержек по зарплате не допускает, как рассказал «Компании» один из сотрудников телеканала. По его словам, сбоев в вещании также пока не наблюдается.
На Первом канале ситуация хорошая, на нас история с долгом не отразилась. Зарплаты не задерживаются ни на один день. Никаких объявлений о грядущих проблемах тоже не было. Все работают спокойно, даже запускаются новые проекты. Никаких перебоев вещания за все это время не происходило — сказал собеседник журнала
В пресс-службах Первого канала и телецентра отказались от комментариев. Аналогичным образом поступил и генеральный продюсер «Первого» Александр Файфман.
Помимо Первого канала, в «Останкино» также арендуют помещения телеканалы «МАТЧ ТВ», НТВ, «Карусель» и ряд других компаний. Телеведущий «МАТЧ ТВ» Дмитрий Губерниев в разговоре с «Компанией» подчеркнул, что у его телеканала проблем не возникло.
«Никак на нас это не сказалось, все хорошо. Я в эфир регулярно выхожу, и все в порядке», — отметил Губерниев.
Не наблюдается проблем во взаимодействии с телецентром и у телеканала «Карусель», как сообщила «Компании» главный редактор «Карусели» Татьяна Цыварева.
Телевидение умирает с головы
«Истерическое видеообращение» Михаила Шубина могло быть и продуманным маркетинговым ходом, чтобы привлечь внимание прессы и общества к телевидению и проблемам телецентра, — об этом сказал в разговоре с «Компанией» Сергей Ефимов.
«С точки зрения маркетинга — блестящий ход. Наконец такая огромная государственная организация, которая славится плохим навыком продвижения, придумала рейтинговую версию: "Телевидение рухнет, а вина в этом — Первого канала". Пресса в погоне за посещаемостью активно это подхватила, но на самом деле не произойдет ровным счетом ничего. Государство не допустит прерывания вещания или закрытия крупнейшего телеканала», — сказал Ефимов.
Эксперт отметил, что история с огромными долгами Первого канала далеко не нова и известна абсолютно всем на рынке. По мнению Ефимова, сейчас все крупные телеканалы переживают не лучшие времена, о чем свидетельствует их финансовая отчетность.
«Если телевидение отмирает и его убивает Интернет, то первым делом под удар попадают гиганты. Сейчас эпоха маленьких каналов второго эшелона, начиная от развлекательных типа ТНТ, «Пятницы», СТС и заканчивая женским «Домашним». Они себя прекрасно чувствуют и зарабатывают колоссальные деньги. Поскольку зрители разбегаются по таким каналам, основные — становятся все более невостребованными», — заключил телеобозреватель.
Он также отметил, что, поскольку Первый канал по большей части принадлежит государству, он вынужден производить запрашиваемый контент и показывать крайне дорогостоящие телесобытия вроде парада Победы, открытия или закрытия крупных спортивных мероприятий, которые ему не по силам окупить самостоятельно. По этой причине «Первый» и другие крупные игроки нуждаются в щедрых субсидиях из бюджета.
Было ли объявление Михаила Шубина своеобразным PR-ходом и способом привлечь внимание, или же телецентр, а впоследствии и телеканалы, ждут серьезные неприятности, покажет время.
Константин Эрнст утащил Первый канал в долговую яму
Крупнейший телевещатель России по выручке — Первый канал — оказался в глубокой долговой яме.