Сулейман Керимов, бенефициар крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс», стремится монополизировать золотодобычу в стране. Он начал рейдерский, по сути, захват третьей по уровню добычи драгметалла компании Петропавловск при посредничестве Константина Струкова, владельца АО Южуралзолото. Струков в феврале 2020 года приобрел 24,3 % акций ГК Петропавловск.
Деньги при помощи Керимова он получил в Газпромбанке, таким образом попав под жесткий контроль, гарантирующий его управляемость. 30 июня новые акционеры уволили совет директоров во главе с Павлом Масловским, основателем компании, а 10 августа назначили нового руководителя.
Им стал Максим Мещеряков, давний соратник Керимова. Он в 2007 году организовывал практически аналогичный нынешнему рейдерский захват компании «Полиметалл», заняв пост его гендиректора. Тогда Керимов, завладев этим золотодобывающим предприятием, продал его, «отмыв» от обременений, олигарху Несису с профитом в 1.2 миллиарда долларов.
Сходную комбинацию владелец «Полюса» проводит и сейчас. Только масштаб несравненно крупнее.Мирового уровня. Спрос на золото уже несколько лет растет опережающими темпами. Глобальный кризис, обостренный пандемией, существенно ослабил значение корзины резервных валют МВФ, прежде всего, доллара.
Финансовые корпорации и центробанки ведущих стран начали наращивать золотой запас, стабилизируя национальные валюты и возрождая статус золота в качестве мирового резервного платежного средства.
Стоимость тройской унции за последний год возросла до 1900 долларов на 20 октября или на 40 %.
В этих условиях возрос платежеспособный интерес к добывающим компаниям, которых в мире не так уж много. Если замысел Керимова удастся, то он может объединить три крупнейшие золотодобывающие компании России - «Полюс», «Южуралзолото» и «Петропавловск» в единую корпорацию с уровнем добычи около 120 тонн золота в год. А учитывая, что ГК «Петропавловск» в этом году начала разрабатывать новые богатые месторождения в Амурской области, можно говорить о дополнительных 10 -15 тоннах.
Это больше, чем в таких золотодобывающих странах как Перу, Мексика или Узбекистан. Понятно, что и приз, который Керимов, объединив эти структуры, сможет получить при их продаже, будет исчисляться не одним миллиардом долларов. А именно эти принципы до сих пор составляли суть его бизнеса: получить любыми способами актив, очистить его от проблем, а затем продать.
До сих пор такая методика срабатывала безотказно. И в случае с Уралкалием. И с люксовыми столичными отелями. И с более ранними - Автобанком и Полиметаллом. Однако в ситуации с ГК «Петропавловск» случилась неожиданная и осечка. В отношении Максима Мещерякова, креатуры Керимов во главе компании, ГСУ СК по Москве возбудил два уголовных дела — по фактам самоуправства и кражи, причинив ущерб в 40 тысяч рублей.
Статьи не самые страшные и довольно малоубедительные на фоне многомиллиардного конфликта. Но важен прецедент: против Керимова применили его же тактику, использовав при этом именно московских следователей, на которых олигарх имел бесспорное влияние.
Кто же выступил на стороне основателя ГК Петропавловск Павла Масловского? Некоторые эксперты полагают, что имеет место вмешательство силовиков. По своим каналам, возможно, они получили информацию о том, что Керимов готовит продажу объединенных активов некоему западному консорциуму, выдвинув помимо прочего условие убрать его из санкционных списков.
Передача стратегических золотодобывающих предприятий под зарубежный контроль в этом случае нанесет существенный вред экономическим интересам России.
Константин Струков пошел в шестерки к Сулейману Керимову
Уральский бизнесмен взялся отрейдить «Петропавловск» для своего дагестанского партнера, который хочет создать глобального «золотого монстра».
01.11.2020