Ростовский районный суд арестовал имущество обвиняемого в хищении миллиарда рублей у «Народного банка» главы «Корпорации развития» Сергея Маслова. За неполные три года топ-менеджер успел обзавестись многочисленными и дорогостоящими активами. Арест был наложен роскошное имение в Архангельском, где на 3 га земли расположился особняк площадью 2700 кв. м, гостевой «домик» на 640 кв. м и «банька» площадью 513 кв. м. Кроме того, арестованы были элитная московская квартира на Крымском Валу и подмосковный загородный дом площадью 571 кв. м.
Следствие в ходатайстве об аресте имущества господина Маслова продемонстрировало скромные запросы, пояснив, что мера нужна в качестве обеспечительной – для возмещения нанесенного ущерба.
Ведь недвижимость – это далеко не все, что успел «нажить» глава «Корпорации развития». Правоохранители установили, что Маслов также владеет элитным автопарком, в том числе парочкой раритетных «мерсов», и 71-метровой яхтой с романтическим названием «Виктория», чья стоимость превышает 50 млн евро. Судно в настоящее время достраивается на итальянской верфи. Даже учитывая тот факт, что сидящий в кресле топ-менеджера «КР» Маслов сам себе установил зарплату в миллион рублей, очевидно, что заработанного «официальным путем» на все игрушки не хватило бы, даже если бы арестованный сел на голодную диету.
Напомним, 20 октября стало известно о задержании Маслова и трех его возможных подельников в рамках возбужденного в сентябре дела о хищении миллиарда рублей из банка «Народный кредит».
По версии следствия, в октябре 2014 года, накануне отзыва у «Народного кредита» лицензии, Маслов вместе со своим замом Владимиром Карамановым вложили в банк более миллиарда рублей средств акционеров «Корпорации развития». Руководство банка успешно помогло топ-менеджерам корпорации вывести деньги на Кипр. Впоследствии украденное было вложено в личные проекты Маслова «и компании».
После задержания Маслова стали известны подробности его быта в Архангельском. Сотрудники ФСБ и МВД обнаружили в особняке собрание картин, в том числе, и подлинник Ивана Шишкина, тайники с сейфами, где «наличкой» хранилось порядка 100 тысяч долларов, авторскую копию скульптуры Сальвадора Дали «Носорог» и коллекцию элитных часов, среди которых и инкрустированные бриллиантами Piaget стоимостью более 100 тысяч долларов.
В случае, если вина Маслова будет доказана, вряд ли топ-менеджер захочет отсиживать весь срок. По слухам, силовики готовы пойти на небольшие уступки, если арестованный даст показания на авторов «кормушки» под названием «Корпорация развития»…
Кто «на сдачу»
Сергей Маслов сидит в СИЗО и волнуется, наверное, об арестованных атрибутах своей шикарной жизни. Но ведь участие в создании «КР», которая может войти в учебники как пример десятилетней корпорации «распила», принимали другие ныне видные деятели России, до которых пока не добрались правоохранительные органы…
Словом, резонансное дело может привести к аресту нынешнего губернатора Пермского края Виктора Басаргина и зампредседателя областного правительства Олега Демченко, которые стояли у истоков создания «Корпорации». Хотя справедливости ради надо сказать, что фигурантов в деле должно быть гораздо больше.
В 2005 году Петр Латышев, тогдашний первый полпред президента в Уральском федеральном округе, представил проект создания «Урала промышленного – Урала Полярного» главе страны Владимиру Путину. Идея была одобрена. В элитах страны уже тогда шептались, что проект – экономическая база и рычаги давления для института полпредства на Урале. Ну и «кормушка», конечно же…
Петр Латышев был назначен полпредом в УрФо в 2000 году. Уже через год Латышев обрел верного заместителя, и, как может оказаться, подельника – Виктора Басаргина. Полпред и его зам, будущий губернатор Пермского края, трудились рука об руку в течение почти 8 лет.
Именно Виктор Басаргин выступил в качестве непосредственного куратора создания «Урала промышленного – Урала Полярного», позднее переименованного в «Корпорацию развития». В 2007 году официальным руководителем проекта был назначен Олег Демченко, ныне благополучно заседающий в Пермском правительстве.
Идея проекта (про которую позднее благополучно забыли) состояла в объединении богатого ресурсами Полярного Урала и «богатого» заводами Южного Урала. Для их объединения в первую очередь необходима была транспортная и энергетическая инфраструктура.
В проект «Урал промышленный – Урал Полярный» в качестве акционеров вошли ХМАО, ЯНАО, а также Тюменская, Челябинская и Свердловская области. За 10 лет существования проекта в него было вложено порядка 30 млрд рублей – за которые акционеры фактически ничего не получили. Зато деньги, похоже, стали основой благосостояния многих медийных персон сегодняшней России.
Структура была выстроена идеально – жаль, не под те цели, которые декларировали при учреждении «УП-УП» официально. Продуманный долгосрочный «распильный» проект. Деньги рекой лились из уральских регионов под предводительством губернаторов, которые вкладывали не собственные, а государственные миллиарды. Итогом 10 лет существования «Урала промышленного – Урала Полярного» стал ряд «замороженных» проектов и грандиозное воровство.
Депутат Госдумы прошлого созыва от ХМАО и Тюменской области Вячеслав Тетёкин выразил уверенность, что расхищено на «Корпорации» было гораздо больше, чем миллиард рублей. Экс-парламентарий сравнил по «распильности» сравнил проект с Сочи: «Так вот, это еще хуже! В Сочи хоть что-то построили… А здесь деньги вбухали, а ничего не создали. Миллиард – это самая малая цифра, о которой можно говорить. Просто пока никто еще по-настоящему не копал, расследование только началось. Сумма там сильно прибавится».
Строительство и достройка четырех железных дорог, которые должны были связать различные регионы Урала, корпорация даже не приступала. Зато регулярно «светилась» в различных скандалах. В частности, среди хотя бы начатых проектов по эгидой «КР» был построен только мост через Надым стоимостью 14 млрд рублей. Железную дорогу по нему так и не проложили, зато подрядчик строительства - «Мостострой-12» Александра Забарского уже отсудил у «Корпорации» и ее петербургской «дочки» «УралСтройТехнологии» 1,7 млрд рублей задолженности и 369,8 млн рублей процентов.
Полярный «распил»
В замороженном состоянии сегодня находится ТЭС «Полярная». На месте проекта, в который были «вбуханы» астрономические 17 млн рублей – свайное поле. Деньги под проект «Корпорация развития» взяла в кредит у Чешского экспортного банка. Гарантом кредита выступило правительство Ямала. Однако ямальские власти уже заявили, что станция им не нужна…
Однако даже на «Полярной», считают эксперты, руководство «Корпорации» успело неплохо «попилить». Так, в 2010 году компания Galileo Investments S.A. получила долю в уставном капитале ООО «Энергетическая компания «Урал промышленный – Урал Полярный» в размере 810,1 млн рублей за передачу «Полярной» одной – внимание! - подержанной газотурбинной установки Siemens 1979 года выпуска, которую в Германии демонтировали как «утратившую ресурс». Другая купленная установка тоже могла считаться «старушкой» - ей исполнилось 30 лет. При этом за обе установки «КР», не под запись говорят ее сотрудники, изначально. Но сразу после покупки установки отправились на ремонт и в итоге вышли сильно дороже новых.
После ареста руководства «Корпорации развития» стали продвигаться и другие дела, связанные с хищениями в многочисленных «дочках» «КР». Так, дочерняя «Энергетическая компания «Урал Промышленный – Урал Полярный» была признана банкротом. Теперь в общей сложности за 20-миллиардные долги с молотка должны ТЭС «Полярная» и ТЭС «Харп-12». При этом «Полярная», в которую, как уже упоминалось, было вложено 17 млрд рублей – фактически ничего не стоит, станции нет – только голая стройплощадка.
Но даже «Харп» не могли запустить в течение долгого времени. Проект был завершен только после того, как с шеи «Корпорации» слез Олег Демченко, просидевший в кресле главы «Урала Промышленного – Урала Полярного» с 2007 по 2009 год.
Любимые «дочки» Демченко
Что же сделал топ-менеджер за два года своего правления в «УП-УП»? В общем-то, господин Демченко, хоть и не реализовал в корпорации ни одного профильного проекта, зато создал удобнейшую для «распила» структуру. За два года «Урал» обзавелся не менее, чем 13 «дочками». Именно в них господин Демченко и вкладывал миллиарды рублей регионов. В том числе, учреждена была и та самая компания «Урал СтройТехнологии», у которой «Мострострой-12» отсудил деньги.
После арестов руководства «Корпорации развития» эксперты считают очевидным, что «дочки» «КР» будут лопаться одна за другой. Соответственно, будут раскрываться и новые махинации, которые проворачивал топ-менеджмент разных лет.
Демченко, к слову, «смылся» из «Корпорации развития» очень вовремя. Ревизоры из аппарата полпреда Президента России в УрФО Николая Винниченко провели независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности «КР» и обнаружили многочисленные нецелевые траты. В частности, руководство не жалело на себя денег: зарплата замдиректора составляла в среднем 200 тысяч рублей, директора департамента – 130 тысяч рублей. Были куплены дорогие авто, снят дорогой офис. В поездках топ-менеджеров заселялись в гостиницы за 1,5 млн рублей. на фоне всего этого в «Корпорации» упорно заявляли, что денег на текущую деятельность просто нет.
Демченко сегодня «пригрелся» в пермском правительстве «под крылом» у губернатора Виктора Басаргина. Оба давно покинули «Корпорацию развития», но правоохранители разворошили «распильную» структуру, и можно надеяться, что все герои этой истории так или иначе будут представлены суду. Кресло под пермским губернатором шатается давно, и его дела в «КР» могут стать последней каплей до отставки, а там – и до «отсидки». Тогда верные соратники смогут существовать «рука об руку» и дальше – но в тюремной камере.
«Корпорация распила» имени Басаргина
Арест главы «Корпорации развития» Сергея Маслова приведет силовиков в кабинеты губернатора Басаргина и его соратника Демченко?