В Ресурсной Федерации нехватка «оленей» приводит к разборкам среди волков. Проще говоря, посадкам наиболее слабых реципиентов ренты, которой в тучные годы финансового и нефтяного изобилия хватало для всех путинских милитократов. На этой неделе были арестованы глава «Корпорации развития» Сергей Маслов и его заместитель Владимир Караманов.
Официальная причина ареста поражает своей глубиной. Оказывается, топ-менеджеры в лохматом 2013 году (сам Маслов возглавил корпорацию в мае того же года) вывели около 1 миллиарда рублей в терпящий бедствие банк «Народный кредит», чтобы таким образом «похитить средства». По тогдашним меркам это было около 33 миллионов долларов. Сам же банк приказал долго жить уже осенью 2014 года — 24 сентября 2014 года Национальное рейтинговое агентство понизило рейтинг кредитоспособности банка «Народный Кредит» до уровня «ВВВ-» и присвоило «негативный» прогноз по рейтингу. А 1 октября 2014 года Центробанк передал банк «Народный Кредит» под управление Агентства по страхованию вкладов.
Расследованием дел в банке правоохранительные органы занялись лишь в начале 2015 года. Несмотря на неспешность выяснилось, что финансовая дыра в этом учреждении — более 10 миллиардов рублей, которые были выданы «Народным Кредитом» левым фирмам под необеспеченные кредиты. Общий же размер задолженности банка превышал 20 миллиардов рублей, или почти 700 миллионов долларов по старому курсу. В итоге собственник «Народного кредита» Станислав Светлицкий с лета этого года под следствием, а в СИЗО также находится несколько топ-менеджеров его банка.
Единственный вопрос возникает в том, если махинации с деньгами «Корпорации развития» в «Народном кредите» были известны если не в 2013-2014 годах, то в 2015 году точно, то почему господин Маслов и его коллеги так долго находились на свободе? Ведь сам топ-менеджер «Корпорации развития» жил отнюдь не в спартанских условиях и не скрывал своих сверх-доходов (его официальная зарплата была всего 1 миллион рублей). По законам жанра, как любой уважающий себя россиянский ворократ, он был обязан иметь яхту. И имел — в Италии для него (строго юридически — для одной офшорной компании) на верфи International Shipyards Ancon строилась 70-метровая моторная яхта Victoria стоимостью более 40 миллионов евро.
Господин Маслов тоже примечательный персонаж. Высшее образование он получил лишь в 46 лет (в 2006 году) и то заочно, что не мешало ему с 90-х годов занимать руководящие позиции в нефтяной компании ЛУКОЙЛ, например. В 1996-2001 годах он возглавлял «Лукойл Интернэшнл» в Вене (Австрия). А с 2001 года талантливый менеджер стал руководителем компании «Транснефтепродукт».
В мирной жизни он жил в роскошном коттедже в поселке «Архангельское» с элитным автопарком из автомашин марок Bentley, Mercedes и Maybach. Пикантная деталь — государственную корпорацию возглавлял человек с двойным гражданством — вторым у него было швейцарское. Правда, при аресте у Сергея Маслова было изъято всего 100 тысяч долларов (после валютных резервов полковника полиции Дмитрия Захарченко в 122 миллиона долларов и 3 миллиона евро это выглядит убожеством). Зато его «Корпорация развития» занимала дорогой офис в Москве, и была ничем иным, как «общаком» уральских региональных номенклатурщиков.
Фишка заключалась в том, что в РесФеде даже сырьевые проекты часто не имеют экономического решения. Дорогой кредит, условная частная собственность, полная политическая непредсказуемость и дикая инфляция — кто в здравом уме кроме государства будет вкладывать в проекты со сроком окупаемости в 10-15 лет? Поэтому «равноудаленные» олигархи, гордость и слава россиянской экономики, предпочитают банально эксплуатировать доставшуюся им «бесплатную» советскую инфраструктуру и безнаказанно доить федеральный бюджет, чем пытаться разработать новые месторождения. Об этом феномене наш блог уже писал: Неожиданный тупик сырьевой экономики РФ.
Собственно, почти тоже самое случилось и в «Корпорации развития». В 2006 году она была создана как корпорация «Урал промышленный – Урал полярный», которая должна была заниматься разработкой месторождений северного и приполярного Урала, а также строительством инфраструктуры в виде объектов энергетики и железной дороги. Как не сложно догадаться, за последовавшие за этим 10 лет в этой сфере сделано не было ничего серьезного и полезного. Если не считать одной недостроенной (в поселке Харп ЯНАО) и одной построенной ТЭС «Полярная» с избыточной мощностью, пары мостов и нескольких жилых объектов. Хотя входившие в корпорацию (с 2012 года она стала называться «Корпорация развития») российские регионы Сибири и Урала (Тюменская, Свердловская и Челябинская области, ХМАО и ЯНАО) исправно перечисляли в ее бюджет деньги.
Эти деньги, как не сложно догадаться, по большей части откровенно распиливались региональными «баронами». Например, «Корпорация развития» за 1,4 миллиарда рублей зачем-то приобрела птицефабрику «Челябинская», владельцем которой была администрация ХМАО и которая вряд ли стоила более 500-600 миллионов рублей. В другом проекте корпорации — «Полярном кварце», вообще приключилась история, достойная триллера. Гендиректор этого ОАО Александр Митрофанов распилил до 200 миллионов рублей (доказать удалось пока лишь растрату трех), а затем… инсценировал собственную гибель. Во всяком случае, так считают правоохранительные органы.
Так что в условиях враждебного внешнего окружения, угроз американского империализма и нехватки денег в стране подобные «региональные кошельки» стали явно накладными и федеральные власти начинают их прикрывать. На арестованного господина Маслова закономерно будет теперь навешан ворох всевозможных прегрешений — например, стрелочника уже обвинили в поставках оружия в Сирию. Его пример — хороший урок для тех россиянских топ-менеджеров, еще пытающихся допилить усыхающие бюджеты. Может, лучше успеть вовремя соскочить с темы и перебраться на средиземноморские острова, чем гоняться за последним рублем?