Аудиторы Счетной палаты, проверяя деятельность Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, обнаружили масштабные растраты, совершенные его директором Владимиром Щекачихиным. Субсидии, выделяемые государством на содержание КСЗ, он тратил на дорогостоящие командировки, а также на внушительные премии и надбавки для себя и коллег. Сейчас деятельность управленца проверяет прокуратура.
«Десант» на дамбе
Финский залив и Невскую губу разделяет огромное искусственное сооружение — 22-километровая дамба, растянутая поперёк залива от Бронки до Сестрорецка, через остров, на котором стоит Кронштадт. По всей протяжённости идет шоссе — часть Кольцевой автодороги. Работоспособность комплекса обеспечивают десятки гидротехнических сооружений. Корабли проходят через двое огромных ворот, которые закрываются во время наводнений.
За всё это хозяйство отвечает 64-летний госслужащий Владимир Щекачихин. Местные СМИ называют его главным защитником Петербурга от наводнений. Официальное название его владений — Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. А жители называют комплекс дамбой.
Несколько недель назад на дамбу высадился «десант» из аудиторов федеральной Счётной палаты. Они затребовали финансовые документы по госконтрактам, по оплате труда и расходам на командировки. После их изучения у Палаты возникли серьёзные претензии к руководству федерального казённого предприятия (ФКП) «Дирекция КЗС».
«В 2016 году руководитель Дирекции комплекса защитных сооружений неправомерно выписал и начислил, в том числе самому себе, премии и надбавки на сумму 2,28 млн рублей. Тогда как по закону только работодатель вправе принимать решения о премировании», - рассказал «Лайфу» источник в палате.
Работодателем Щекачихина выступает Министерство строительства [министр - Михаил Мень, прим. «Руспрес»]. Минстрой также решает, кого, куда и за какие деньги отправлять в командировку. Однако Щекачихин по собственной инициативе летал в командировки и, похоже, ни в чём себе не отказывал.
— По закону госслужащих направляют в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения, — сообщил источник. — Щекачихин же в отсутствие соответствующего разрешения Минстроя неоднократно в 2016 году выезжал в командировки на территорию Российской Федерации. Это привело к неправомерному расходованию субсидии из федерального бюджета на содержание ФКП на сумму 1,3 млн рублей.
Более того, говорит источник, летать Щекачихин предпочитал с комфортом. Для себя и других неназванных сотрудников он заключил договор о комплексном обслуживании в VIP-зонах Шереметьево.
— В прошлом году руководитель ФКП заключил договор с АО «В.И.П.-Интернешнл», по которому ему предоставили услуги VIP-залов в терминалах F, E и D аэропорта Шереметьево, — говорит источник. — Это удовольствие обошлось бюджету в 337 тыс рублей.
При этом объективных причин для больших премий вроде бы нет. По сравнению с прошлыми годами, фирма показала относительно невысокую прибыль в четыре миллиона. В прежние годы, согласно СПАРК, она составляла 12–18 млн рублей. К тому же к работе предприятия есть серьёзные претензии и у других ведомств. Источник «Городского портала» в Ространснадзоре сообщил о результатах недавней ревизии. Инспекторы обнаружили, что автодорога, проходящая по контуру дамбы, содержится в плохом состоянии, что даже угрожает жизни автомобилистов.
— На проезжей части грязь, мусор и иные посторонние предметы, создающие аварийную ситуацию, — поделился источник в Ространснадзоре. — Водоотвод нарушен, трубы засорены.
Под надзором прокуратуры
Сложив расходы на шикарные командировки, VIP-залы и прочее, Счётная палата насчитала 3,9 млн рублей нарушений. Аудиторы составили отчёт по проверке и направили его в питерскую прокуратуру, чтобы та проверила их доводы. Эта сумма потенциально может превратиться в ущерб бюджету, если прокуроры подтвердят претензии палаты.
По некоторым данным, прокуроры особенно заинтересовались банковскими счетами предприятия. А точнее — тем, как дирекция распорядилась федеральными субсидиями.
В прошлом году федеральный бюджет выделил дирекции субсидию в 347,5 млн рублей. Вместо того чтобы пустить деньги на текущую деятельность, руководители Дирекции КЗС частями переводили субсидию на депозит в банке и получали проценты.
— В результате на счёте КЗС образовался остаток субсидии в размере 1,8 млн рублей, — добавил источник. — Тогда как Бюджетный кодекс запрещает размещать бюджетные деньги на банковских депозитах и получать с них доход [в виде процентов].
Если прокуратура в свою очередь согласится с доводами Счётной палаты и найдёт там нечто большее, чем административные правонарушения, речь может идти о передаче бумаг дальше — в Следственный комитет или МВД. Представители КЗС не комментируют ситуацию, ссылаясь на то, что проверка ещё не закончена, поэтому сообщать что-либо пока преждевременно.
Эксперты требуют разобраться
Член палаты налоговых консультантов эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева уверена, что за самовольные премии руководству грозят в лучшем случае штрафы, в худшем — увольнение. А у предприятия могут возникнуть проблемы с налоговой.
— Выплату премии директору по его же приказу могут признать несоответствующей трудовому законодательству. В таком случае налоговая может оспорить уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму премии, а учредители — потребовать от директора полного возмещения ущерба, — рассказала Яковлева. — Плюс они же могут его и уволить.
А подобная схема «прокручивания» бюджетных средств на банковских депозитах может закончиться уголовными делами для руководства, считает член Национального антикоррупционного комитета, бывший следователь по особо важным делам Павел Зайцев.
— В выплате таких премий можно усмотреть признаки хищения с использованием служебного положения, — говорит Зайцев. — А если эти деньги были потрачены на другие цели, можно усмотреть признаки нецелевого расходования денежных средств, статья 285.1 УК РФ.
Силовикам, уверен Зайцев, следует разобраться, не искажена ли сумма дохода по процентам. Вдруг часть процентных доходов от депозитов кто-то положил в карман?
Кроме того, не исключено, что эти премии как раз были выплачены из денег, полученных с доходов по процентам, — говорит Зайцев. Теперь всё это будет изучать городская прокуратура. Тем более что надзорному ведомству не впервой навещать Дирекцию КЗС. В 2014-м Кронштадтская прокуратура выписала ей административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства. КЗС сбрасывал сточные воды в количествах, превышающих допустимую концентрацию.
Да и Счётная палата не впервые приходит в дирекцию. В 2015-м аудиторы выявили, что с 2003 года Дирекция КЗС не соблюдала требования закона касательно составления бюджетной отчётности. Ревизоры тогда даже не смогли подсчитать точную прибыль предприятия, потому что Минстрой не утверждал ему смету расходов и доходов.
Госслужащий не платит государству
Владимир Щекачихин возглавляет комплекс с 2006 года. Тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков назначил его на должность директора комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. И, хотя учреждение за эти годы сменило несколько названий, Щекачихин остаётся его бессменным директором уже больше десяти лет. За это время он получил звание заслуженного строителя России и нагрудный знак.
Согласно официальному отчёту о доходах, в прошлом году Щекачихин заработал 3,8 млн рублей (что составляет около 320 тыс в месяц). Не исключено, что часть дохода состоит из отчислений за патент. По информации из открытых источников, Щекачихин выступает соавтором патента на батопрот. Это плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док.
Щекачихина, судя по декларации, окружает высокий уровень комфорта в быту. Он живёт в квартире площадью 160 квадратов, в собственности у него вторая квартирка поменьше — 80 кв.м в Выборгском районе. Ездит он на «директорском» удлинённом седане Audi A8L и на джипе Toyota Land Cruiser.
Налоги на имущество Владимир Иванович платит крайне неохотно. Архив мировых судов Санкт-Петербурга подсказывает: за пять лет налоговики пять раз подавали на Щекачихина в суд. Например, в 2012-м государство в лице налоговой инспекции требовало от своего служащего заплатить транспортный налог на мощный автомобиль. Годом раньше у директора образовалась задолженность по другому типу имущественного налога.
Строительство знаменитой петербургской дамбы также сопровождалось многочисленными финансовыми нарушениями. За те пять лет, в течение которых работами руководила команда бывшего хозяина петербургского «Промстройбанка» и банка «Санкт-Петербург», а позже - главы департамента Министерства регионального развития Владимира Когана, стоимость проекта выросла без малого вдвое, с 55 до 109 млрд рублей. Считается, что именно Коган лоббировал назначение Владимира Щекачихина на нынешнюю должность.
Владимир Щекачихин раскрыл шлюзы для коррупции
Защитник Санкт-Петербурга от наводнений не уберег себя от подозрительных расходов на красивую жизнь.