Начнем с того, что дело, о котором пойдет речь, далось Следственному комитету нелегко. Его возбуждение обсуждали прокурор Литвиненко, начальник СК Клаус, руководитель ФСБ Родионов, начальник ГУ МВД Умнов. И статья-то обыкновенная, и персона подозреваемого невелика. Но хозяину кортежа до сих пор было можно очень многое.
Продолжим: прошлая неделя в нашем городе незаметно прошла под знаком борьбы с высокопоставленными водителями, козыряющими «корочками». То был плановый рейд по выявлению незаконной государственной символики. Инициатор – ФСБ, смежники – ДПС. Когда «Фонтанка» поинтересовалась результатами, нам ответили: «два-три человека». И добавили загадочно: «Хотя всё может быть». Выяснилось, что наши собеседники скромничают. Может быть, конечно, года три назад при аналогичной облаве задержанные исчислялись десятками, а сегодня их трое. Зато качество новостей ныне – федеральное.
Событие датируется утром 25 мая, когда сводная группа оперативников Службы экономической безопасности ФСБ на машинах спецбатальона ГИБДД дежурила возле Медного всадника. Около восьми часов им показался кортеж. Впереди шла черная BMW 760 с правильными номерами «ОСА», сзади ее прикрывал Nissan Patrol.
Раз уж мы намекнули на скандал со столичной золотой молодежью, начавшийся еще 23 мая, то вы уже понимаете, что на взмах полицейского эскорт внимания не обратил. Машины ДПС рванули за ним по Английской набережной. Из полицейских машин донеслось предсказуемое: «Водитель машины номер три-семь-семь, немедленно остановитесь». В ответ Nissan начал отжимать полицейских к Неве, а BMW включила «крякалку». Последнее, очевидно, должно было значить: «Пошли вон – не ведаете, на кого замахнулись».
Погоня пошла на разворот к Васильевскому через Благовещенский мост, но другим полицейским нарядам, оповещенным о преследовании, не довелось поучаствовать. С моста кортеж повернул налево и встал возле известного памятника архитектору Трезини, что стоит напротив особняка, где расположен офис могущественного во многих отношениях Евгения Пригожина.
Как тут нам не напомнить, что Евгений Пригожин — владелец и глава корпорации «Конкорд», в сфере интересов которой — общественное питание, строительство, средства массовой информации. Его структуры занимают почти монопольные позиции в миллиардных армейских контрактах.
Видимо, именно Евгений Пригожин финансирует и организует работу «ольгинских троллей» - платных интернет-комментаторов, создающих необходимый заказчику информационный фон в социальных сетях, и является донором нескольких СМИ, таких, как «ФАН», «Невские новости» и почившая «Газета о газетах».
Последняя петербургская новость о Евгении Пригожине – сообщение о возможном переходе к нему права собственности на Елисеевский магазин.
Очевидцы дальнейшего помнят, как BMW, впоследствии оказавшуюся бронированной машиной ценой более 30 миллионов, зарегистрированной на ООО «Фаворит», принадлежащую матери миллиардера, смело покинула фигура, напоминающая самого Пригожина. Персона скрылась в особняке. В стоячем положении полицейским было уже полегче, хотя водитель вип-машины закрылся напрочь. Из Nissan выпрыгнули охранники, а из офиса выбежала подмога. Далее даже сами участники долго вспоминали логику движений. Препирания, угрозы, звонки по мобильникам и, наконец, дошло до рук.
Дело в том, что старший референт УФСБ Петербурга Алексей Чепижко стал снимать мизансцену на профессиональную видеокамеру. А охранник Пригожина 28-летний Сергей Плащенко был настолько уверен в неприкасаемости своего шефа, что начал выбивать камеру из рук сотрудника ФСБ. Кстати, этот номер очень хорошо знаком многим журналистам.
Так вот, если погоня и последующие поиски фигурантов с участием золотых детей московских толстосумов длились пару дней, а вся страна узнала о событиях от начальника ГУ МВД Москвы 26 мая, то наши всех вынули из бронемашин менее чем за час, еще к 10 утра 25 мая. Для этого вызвали ГРАД ФСБ. Спецназ пригрозил, что если уж очень надо, то снесет и бронестекла.
Виктория правоохранителей привела обоих водителей кортежа к составлению административных протоколов по «невыполнению требований о предоставлении транспортного средства или остановке транспортного средства». За что, кстати, не последует лишения прав. Что касается охранника Сережи, бывшего сотрудника внутренних войск, да еще проработавшего в Крестах, то ему грозят хлопоты посерьезнее. Вернее, Пригожину, который, по совести, должен оплачивать адвоката.
В отношении охранника в ночь с 26 на 27 мая Следственным комитетом Василеостровского района возбуждено уголовное дело по части первой статьи 318 УК – «Применение насилия в отношении представителя власти».
Если внимательно присмотреться к графику этого события, заметим: дело было возбуждено не с наскока. Понятно, что Пригожин – фигура. Говорят, телефонной толкотни было достаточно. Материал запрашивала даже городская прокуратура.
«Фонтанка» не может утверждать, что повлияло на принципиальную позицию прокурора города Литвиненко. Однако предполагает, что то была обыкновенная человеческая эмоция. И тут все не сложно – как раз во время этого же рейда его служебную автомашину «О 001 КО» остановили и проверили документы. Так что, скорее, внутренний голос прокурора и подсказал: «Меня, значит, можно, а тебя – нельзя?»
В этом деле указаны мотивы насилия в отношении ФСБ – из хулиганских побуждений. Вопросы же, касающиеся амбиций персон, приближенных к трону, не входят в компетенцию Следственного комитета. Но все же при дворе Пригожина такое отношение к его статусу не могло остаться без кулуарных сплетен.
А теперь из-за этой «Фонтанки» разнесут анекдот по всему Петербургу и выше.
Справка:
Известное начало бизнеса Пригожина — открытие ресторана «Старая таможня» на том же Васильевском. Впоследствии открывается ещё несколько ресторанов, в том числе — точка питания в Доме правительства. Именно Пригожину, насколько известно, поручается обеспечивать ресторанное обслуживание на мероприятиях президента.
В 2011 году «Конкорд» выигрывает конкурс на организацию питания в образовательных учреждениях Москвы, в 2012 году компании Пригожина получают контракты на продовольственное обеспечение российской армии. В 2013 году его интересы распространяются на военное строительство. В 2014 году фирмы, связанные с Пригожиным, получают госконтракты на обслуживание военных городков всей России — теплоснабжение, водоснабжение, клининг и содержание казарменного фонда.
Кортеж Пригожина взяли со спецназом
ФСБ и ГИБДД Петербурга опередили московских коллег, одолевших золотую молодежь. Пока столица шумела, наши за хамскую езду тихо взяли водителей и охранника миллиардера Пригожина. Но не без ГРАДа.