Их можно безнаказанно громить и обирать, а потом вымогать у Кремля деньги и немедленно получать требуемое. Нагляднее всего это видно по ходу конфликтов вокруг киргизских золотых месторождений.
Бегство от киргизской демократии
Киргизия по праву считается самой революционной страной на развалинах Советского Союза. Из пяти демократически избранных президентов первого – Аскара Акаева, второго – Курманбека Бакиева, и четвёртого – Сооронбая Жээнбекова, свергли. Третьего – Алмазбека Атамбаева посадил Жээнбеков. Чем закончит только что победивший Садыр Жапаров, неизвестно даже ему самому, но 3,5 года по заказному делу пятый лидер страны уже отсидел и на себе ощутил неподкупность правоохранительных органов и беспристрастность кыргызской Фемиды.
Несмотря на столь кипучую демократию, киргизско-российские отношения наиболее стабильные в Средней Азии. Узбекистан приостановил членство в созданных Москвой Евразийском экономическом сообществе и Организации договора коллективной безопасности. Туркмения в них вообще не вошла. Казахстан переводит алфавит на латинскую графику. Таджикистан пытался лишать русский язык статуса межнационального общения. В Киргизии ничего подобного не происходит. О понижении статуса русского языка говорят исключительно политические маргиналы, а каждый новый президент, наоборот, клянётся дружить с Россией, привлекать её инвесторов и отстаивать интересы русского меньшинства.
Меньшинство не особенно верит. И в дни очередной революции и в «стабильные» годы между ними в его окна летят камни, а компании патриотической молодёжи настоятельно рекомендуют убираться. Ну и нищета давит. Страна выживает за счёт сотен тысяч гастарбайтеров, которые работают в основном в России и ежегодно переводят в страну сумму почти равную доходам госбюджета.
Только за последние 20 лет русское население сократилось с 603 до 345 тысяч. По данным Фонда ООН в области народонаселения в 2030 году их останется 194 тысячи. В большинстве малоимущих пенсионеров, которым ехать не на что и некуда. Однако покидают свободный толерантный Кыргызстан и люди состоятельные, включая бизнесменов. Лихие 90-е, пережитые ими в России, оказываются сущим курортом по сравнению со здешним разгулом.
Кидалово внука партбосса
История российского бизнеса в Киргизии, подобно океану в капле воды отразилась в истории российского предпринимателя Юрия Бурлингаса. С 2006 года его компания «Долина Кассана» добывала золото на месторождении «Баймак» в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области. Внешне дела шли хорошо: за десять лет удалось добыть 63 килограмма золота, у налоговиков претензий не было, но обстановка вокруг складывалась не слишком приятная.
Раз в несколько месяцев на рудник заходила упоминавшаяся выше патриотическая молодёжь и возмущалась, что русские оккупанты грабят их многострадальную родину. На следующий день появлялись местные аксакалы, извинялись за горячих отпрысков и ненавязчиво просили оказать спонсорскую помощь. В Бишкеке всё это время в среднем раз в год менялись сперва главы Государственного агентства по минеральным ресурсам, а потом унаследовавшие их полномочия министры природных ресурсов, и каждый тоже жаждал понимания…
Промаявшись десять лет, Бурлингас решил, что здоровье дороже, да и семейные обстоятельства требовали чаще бывать дома. Он задумался о продаже «Долины Кассана», в которой 19,5% принадлежало одноимённому российскому ООО, а 80,5% киргизскому ОсОО (общество с ограниченной ответственностью – киргизская аббревиатура, аналогичная российскому ООО) «РВ-Транс». В обоих Юрий имел 96,5%, а остальные были у его киргизского партнёра Евгения Шилова.
«РВ-ТРАНС» стоило $2,05 млн и первоначально часть его доли в 20,5% выкупило за $500 тысяч киргизское ОсОО «А.В.Инвестмент Групп», но у него закончились деньги. И тут на горизонте совсем случайно нарисовался покупатель, да не простой. Отставной чиновник министерства иностранных дел Эрмек Усубалиев, чей дед Турдакун Усубалиев четверть века возглавлял Киргизскую ССР на посту 1-го секретаря компартии. Договорились, дескать, Усубалиев заплатит за остальные 79,5% «РВ-ТРАНС» $1,35 млн Бурлингасу, а тот заплатит из них $78 тысяч Шилову за его 3,5%. Кроме того, было обещано платить за аренду принадлежащих россиянину карьерной техники и производственной базы.
Первоначальную цену киргизские покупатели официально сбили на $200 тысяч, а реально оплатили в три с лишним раза меньшую сумму. Ведь российское ООО «Долина Кассана» из состава одноимённого киргизского выходило после полной оплаты, и его доля в 19,5% по факту отходила новому хозяину. Как потом и получилось. Согласитесь, чертовски выгодную сделку провернул внук очень уважаемого в Кыргызстане политика.
Когда пришла пора оформлять сделку, выяснилось, что полной суммы у бывшего дипломата, судя по всему, нет, и до конца 2015 года может выплатить только аванс в $450 тысяч, а остальное только через год. В итоге уже 3 декабря 2015 года месторождение оказалось в руках Усубалиева, который выплатил за него лишь часть аванса в размере $100 тысяч. А в обеспечение обязательств по выплате оставшейся суммы лицензия на право добычи золота официально была передана Бурлингасу. Стоит отметить, что подготовкой всех документов занимался юрист Усубалиева.
Но не все так просто завершилось, как можно было подумать. После вступления в права хозяина компании и под угрозой расторжения сделки Усубалиев потребовал изменить её условия. Общая сумма выплаты не изменилась, но теперь прежний владелец должен был получать её в виде дивидендов от продажи золота. Бурлингас согласился и, получив остатки аванса, решил, что теперь то уж проблемы решены, ведь есть лицензия, которая обеспечивает достигнутые договоренности. Он даже принял предложение оставаться на посту директора предприятия, чтобы облегчить продление лицензии на золотодобычу. И с февраля 2016 года не был больше в стране, которой отдал почти 10 лет жизни. Наверное, правильно.
Зимой 2016-го Юрий получил $5 тысяч из $40 задолженности за аренду техники. Остальные деньги Бурлингасу, по его словам, не заплатили, настоятельно рекомендовали в стране больше не появляться (иначе он рискует быть «забитым камнями»), переоформить на нового хозяина экскаватор ценой в $250 тысяч, а также снять все обременения с лицензии.
Рекомендацию подкрепило возбуждение, через полтора года после вышеописанных событий, уголовного дела по обвинению в мошенничестве и хищении золота, которое абсолютно законным образом добыто в 2014-2015 гг. и официально отправлено на аффинажный завод. Добиться такого решения от правоохранительных органов оказалось несложно, и дело было возбуждено в день обращения. Ведь Усубалиев-младший тогда был ещё и авторитетным депутатом от Социал-демократической партии, во главе которой стоял сам президент Атамбаев!
Атамбаева, как уже говорилось, позже самого посадили за коррупцию, да и расторопный следователь, который молниеносно и не факт, что бескорыстно, возбудил дело в день обращения, вскоре сам оказался фигурантом коррупционного дела.
Бурлингаса объявили в межгосударственный розыск и потребовали его выдачи. А в день вынесения решения кыргызской Фемидой решения об аресте бизнесмена, доля российской компании странным образом перекочевала в карман Усубалиева. Московская прокуратура, прочтя бред киргизских правоохранителей, в экстрадиции отказала, но дело не закрыто. И в течении уже более трёх лет Бурлингас которого никто не ищет, находится в международном розыске. А все его 17 обращений в различные органы братской республики, официально зарегистрированные, вплоть до обоих президентов остались без ответа. Впрочем, как и обращение адвоката Бурлингаса в МИД России о незаконном уголовном преследовании. Зачем разбираться, ведь на месторождении, о котором идёт речь, уже год работают китайские товарищи!
Плати раз, ещё раз и ещё много-много раз
Может злоключения Бурлингаса случайность? Нет, инвесторов здесь доят и кидают постоянно, причём, прежде всего российских. Бизнесмены из США и других стран НАТО работают в куда более комфортных условиях. Это легко доказать, сравнив истории крупнейших киргизских месторождений золота – Кумтора и Джеруя.
Не найдя средств для разработки Кумтора собственными силами, Киргизия в 1992 году передало его канадской корпорации Cameco. В 2004 году её сменила компания Centerra Gold, 32,74% акций принадлежит местному ОАО «Кыргызалтын», а среди прочих владельцев преобладают американцы, британцы и канадцы. Многие ведущие политики страны осудили сделку, но затем бескорыстно сменили позицию.
Герой революции 2010 года, а ныне сиделец за коррупцию, экс-президент Алмазбек Атамбаев неустанно обличал продавцов Кумтора. И тут же разгонял протестующих, которые требовали увеличить долю государственных акций рудника до 67%. Герой революции 2020 года, бывший зек и действующий глава государства президент Садыр Жапаров сперва требовал национализации Кумтора, но затем объявил её излишней. То есть, кто бы ни правил в Бишкеке, бизнесу заморских золотодобытчиков ничего не грозит.
Иная ситуация сложилась на Джеруйском месторождении. Его Киргизия тоже не смогла разрабатывать самостоятельно и несколько раз пыталась привлечь инвестора, но безуспешно. Американская Morrison Knudsen Gold обанкротилась. Действовавшие совместно с «Кыргызалтын» британская Oxus Gold и австрийская Global Gold Holding не сумели даже начать добычу.
О дальнейших событиях «Версия» писала уже неоднократно. В 2015-м году конкурс на разработку Джеруя выиграло ОАО «Восток-геолдобыча», входящее в группу «Русская платина» Мусы Бажаева. Проект казался настолько верным, что банк ВТБ Андрея Костина вложил в него $180 млн. Однако инвестор не учёл, что конкурс был им выигран у альянса «Кыргызалтына» и широко известной в узких кругах фирмы Unity Gold Mining. Поскольку формально она принадлежит жене бывшего охранника Атамбаева, президент обиделся и у новых владельцев сразу начались неприятности.
Сперва созданная для управление рудником компания «Альянс-Алтын» много месяцев не могла получить разрешить документы. Потом вместо них ей пришло уведомление о штрафе за несвоевременное начало работ. «Альянс-Алтын» заставили выкупать предварительно возведённые на территории рудника сооружения и саму землю, случайно оформленную на «Кыргызалтын». Заставили удовлетворить финансовые претензии прежних инвесторов на $589 млн…
Президента Атамбаева сменил Сооронбай Жээнбеков и казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки. Во время визита в Бишкек Владимира Путина было подписано очередное соглашение по Джерую, куда инвестор вложил за четыре года $273 млн. На совместной пресс-конференции с киргизским коллегой 28 марта 2019 года российский президент пообещал влить в проект ещё $600 млн от ВТБ. Ранее он списал Киргизии долг в $488,9 млн, выделил $425 млн на обустройство границы и стабилизацию бюджета, а перед пресс-конференцией подарил ещё $30 млн, опять «на поддержку госбюджета».
Мог ли Жээнбеков возразить против такой щедрости? Конечно, нет! Он и не стал, предоставив сделать это возмущённому народу.
«В последнее время политические структуры, в том числе народный курултай и молодёжные организации, спрашивают: почему в Джеруе нет доли Кыргызстана? – сурово вопросил через полгода после пресс-конференции Жээнбекова и Путина зампред Ассоциации горнопромышленников Киргизии Дуйшонбек Камчыбеков и предложил: ввести для них необходимость отчислять определённый процент от валового дохода в бюджет республики. То есть пересмотреть соглашение и платить больше обычных налогов.
Камчыбеков слегка поторопился. «Народный курултай» на который он ссылался 9 октября, планировался на 1-е, но внезапно был отменён «из-за возможных провокаций». Зато в феврале 2020-го в окрестностях Джеруя собралась майданутая толпа, объявила себя «Всеобщим народным собранием» и учредила «Народную комиссию», которая потребовала от клятых москалей строгого отчёта. Ну, а 6 октября от слов перешли к делу. Толпа мародёров ворвалась на строительство рудника, избила генерального директора, разграбила склад и подожгла золотоизвлекательную фабрику. С особым упоением тащили из домов бытовую технику, особенно стиральные машины. Стражи порядка демонстративно бездействовали.
Общий ущерб от погрома составил как минимум $15 млн. Теперь по всем законам рэкета президент Киргизии должен был выступить в качестве разводящего и выдоить из «Русской платины» очередную порцию валюты. Однако Жээнбекову оказалось не до того – в столице свергали его самого. Зато освобождённый из колонии и назначенный премьером Жапаров уже 10 октября объявил о грядущем пересмотре соглашения по Джерую. Для приличия он упомянул и Кумтор, но американцы с канадцами, зная что к чему, и ухом не повели. Зато в России всё поняли. До конца года Киргизия получила на $8 млн гуманитарной помощи и $20 млн на выплату зарплат и пенсий. Ещё $8,5 млн будет направлено на создание системы маркировки товаров, а глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что и решение о выдаче Бишкеку кредита в $100 млн никто не отменял.
Киргизская пропасть русского мира
Стоит ли удивляться, что рэкет бизнеса и российских инвесторов и представителей русской диаспоры идёт на всех уровнях. Кафе «Русская кухня» в Оше, по данным сайта «Свободная пресса» разорили просто и цинично. Шайки революционно-патриотической молодёжи приходили, наедались до отвала и уходили, не заплатив, со словами: «Мы 70 лет кормили оккупантов, теперь пришло время русским бесплатно кормить хозяев страны!»
Нередко власти ненавязчиво предлагают взять их в долю. Только часто и это не помогает, как не помогло российской компании «Бимоком» создавшей в 2006 году киргизскую сотовую сеть Megacom. Россияне согласились, что 49% акций «Бимокома» получит офшор из Гонконга Forntek Enterprises контролируемый сыном тогдашнего президента Курманбека Бакиева, но недооценили его жадность. Максим Бакиев разобрался с понаехавшими москалями ещё решительнее, чем Эрмек Усубалиев с Юрием Бурлингасом. Послушный президенту Верховный суд постановил принудительно выкупить акции у основного собственника по указанной цене. Затем «Биноком», похоже, искусственно обанкротили и Megacom стала собственностью аффилированной с президентским семейством фирмы «Альфа-телеком».
После свержения Бакиева захват «Бинокома» признали недействительным, Megacom вернули прежним владельцам, но ненадолго. Через год их выгнали, из офиса, а вице-премьер Омурбек Текебаев попытался сбыть «Альфа-телеком» очередному российскому инвестору – Леониду Маевскому. Сделка сорвалась, Текебаев «прикарманил» аванс в $1 млн, не поделился, получил 8 лет, но пока отсиживает их дома. «Альфа-телеком» национализировали и пытались продать с аукциона, но безуспешно. Бизнес-мазохистов, готовых заплатить $250 млн за компанию, которую потом отберут, не нашлось.
Похожая ситуация сложилась вокруг урановых месторождений в Таш-Булаке. Соглашение о его разработке и российских инвестициях в $30 млн, как и договор по Джерую, подписали в ходе встречи Путина с Жээнбековым, но затем в Бишкеке решили, что маловато будет. И включили обычную схему с массовыми выступлениями экологически озабоченного народа. Под давлением которого парламент и президент запретили добычу. Теперь новый режим ждёт дополнительных предложений и не без оснований. Ведь пока Кремль только и делает, что умиротворяет вымогателей очередными подачками.
Мудрые аналитики объясняют: иначе Киргизию в сфере влияния «русского мира» не удержать. Так её и подачками не удержать, как и местных русских. В обозримом будущем их в Киргизии не останется вообще. Одни умрут от возраста и болезней, не оставив наследников. Другие уйдут вместе с терзаемым рэкетом российским бизнесом, на место которого придут американский, китайский и турецкий. Третьи не выдержат бесконечных переворотов и террора «революционных» банд.
Исчезновение славянского населения поможет националистам добиться отмены официального статуса русского языка и перехода киргизского на латиницу. После чего и Киргизия окончательно выйдет из сферы «русского мира» вместе с золотом, ураном, торием и прочим интересным содержимым своих недр. Ну, а мудрые аналитики будут долго спорить: почему это «русский мир» так скоро канул в лету вслед за советским?
Костина и Бажаева безнаказанно нагибают в Киргизии
Россия не отстаивает интересы своих граждан, рискнувших заняться бизнесом на территории своего же ближайшего союзника в Средней Азии