Через две недели в Македонии пройдут выборы, в ходе которых власть в стране может вновь перейти в руки пророссийской партии. Кремль давно и старательно готовится к получению контроля над страной — в ход идет и дипломатия, и деятельность спецслужб, и подконтрольные группы националистов, и экономическое давление. А главное, конечно, массированная пропагандистская атака, использующая все слабые места, в том числе недавно закрытый спор с Грецией из-за названия страны. После громкого провала в Черногории, Кремль надеется взять реванш в другой небольшой балканской стране.
Между Кремлем и НАТО
В эти дни в Северной Македонии кипит политическая жизнь: 15 июля пройдут досрочные выборы в парламент. Изначально голосование было запланировано на апрель, но из-за эпидемии коронавируса и введенного в стране чрезвычайного положения его пришлось перенести. Основные игроки на политической сцене — это правящий Социал-Демократический союз Македонии Зорана Заева и крупнейшая оппозиционная консервативная партия ВМРО-ДПМНЕ, которой симпатизируют в Кремле. Сейчас ее возглавляет Христиан Мицковски, который пришел на смену многолетнему лидеру Николе Груевскому, столкнувшемуся несколько лет назад с обвинениями в незаконном подслушивании 26 тысяч граждан и выведении из страны не менее 5 млрд евро.
Среди албанских политических сил (а албанцы составляют примерно четверть двухмиллионного населения страны) наиболее заметны Демократический союз за интеграцию, вышедший из рядов Освободительной национальной армии и остающийся с начала 2000-х частью всех правящих коалиций, а также «Альянс для албанцев». В парламенте зарезервированы места для представителей нацменьшинств — турок, сербов, бошняков (боснийских мусульман), цыган.
Политическую борьбу СДСМ и ВМРО-ДПМНЕ часто воспринимают как столкновение гражданской концепции и этнического национализма. А в информационном пространстве периодически всплывает тезис о выборе между «Западом и Востоком», хотя формально вся политическая элита ориентирована на ускорение европейской интеграции после того, как в марте 2020 года страна присоединилась к НАТО.
С момента окончания холодной войны и распада Югославии Македония считалась прежде всего партнером ЕС и США. Однако в последние годы Россия стремилась к усилению своих позиций в Македонии и на Балканах в целом, используя широкий набор инструментов. Москва пыталась в том числе повлиять на внутриполитические процессы и блокировать договоренности между странами региона, без которых невозможна интеграция в Евросоюз и НАТО. С этой целью российские власти использовали дипломатические рычаги, политические, культурные и экономические связи, дезинформацию в СМИ и соцсетях.
При этом, как утверждается в документах , полученных три года назад международным консорциумом OCCRP, Москва пыталась сделать Македонию полностью зависимой от российской политики. А реализация этой стратегии происходила с использованием сотрудников спецслужб в Белграде (Сербия) и Софии (Болгарии). Почетные консульства России в македонских городах Битола и Охрид в этих документах названы разведывательными центрами.
Судя по всему, некоторые усилия «российских агентов» были эффективными. К примеру, Македония не присоединилась к западным санкциям в отношении России в 2014 году из-за войны на востоке Украины. В то же время заблокировать расширение НАТО на Балканах и тем более создать полосу нейтральных стран (Черногория, Босния и Герцеговина, Македония и Сербия) Москве не удалось, несмотря на мощную пропагандистскую кампанию и попытки подрыва договоренностей, связанных с евроатлантической интеграцией.
Новые македонские выборы многие аналитики в регионе воспринимают как продолжение политических процессов, начавшихся в декабре 2016 года, когда досрочные парламентские выборы увенчались свержением режима Николы Груевского (ВМРО-ДПМНЕ). И хотя Груевского нередко называли авторитарным прокремлевским лидером, Россия не играла определяющей роли в местных политических событиях. В то же время новый лидер политической сцены Зоран Заев изначально столкнулся с мощным сопротивлением и у Москвы тут была своя роль.
Лидировав на выборах 2016 года, Заев договорился о формировании правящего большинстве с партиями албанцев. Но когда новый парламент избрал албанца своим спикером, националисты Груевского попытались взять Собрание штурмом. Заев, получивший травмы головы, сравнил ситуацию с организованной Москвой попыткой государственного переворота в Черногории, которая обернулась заочными приговорами для двоих сотрудников российских спецслужб Владимира Попова (Моисеева) и Эдуарда Широкова (Шишмакова).
Как Кремль использовал спор с Грецией
После прихода к власти Заев сосредоточился на урегулировании многолетнего спора с Грецией из-за конституционного названия страны, что было основным препятствием для западной интеграции (Афины опасались возможных территориальных претензий со стороны Скопье на греческий регион Македонии). После референдума, проведенного в 2018 году, страна была переименована в Республику Северная Македония (вместо Республика Македония), и это и открыло для бывшей югославской республики дверь в НАТО.
Однако Россия до последнего надеялась сорвать греко-македонское (Преспанское) соглашение, а затем попыталась повлиять и на результаты референдума в Македонии. В июле 2018 года, через несколько недель после подписания Преспанского договора, Афины выслали двоих российских дипломатов, которых обвинили в попытке подкупа ряда чиновников и духовных лиц. Вскоре появилась информация о том, что живущий в Греции миллиардер, выходец из России и бывший депутат Госдумы Иван Саввиди профинансировал организаторов акций протеста в Македонии против соглашения с Грецией. (Ранее The Insider уже писал, что Кремль привлекал Саввиди для финансирования пророссийских сил на Кипре). С организацией аналогичных протестов с греческой стороны оказались связаны те самые высланные российские дипломаты.
Саввиди заподозрили в том, что он заплатил 300 тысяч евро крайне правым македонским националистам и футбольным хулиганам, связанным с клубом «Вардар». Этот клуб принадлежит российскому миллионеру Сергею Самсоненко, который проживает в Скопье и является почетным консулом в Битоле. Финансирование распространялось и на кампанию в социальных сетях, направленную на то, чтобы снизить явку на референдуме о смене названия страны.
В тот момент появились сотни сайтов, которые призывали македонцев бойкотировать голосование, нагнетая страх и распространяя мрачные прогнозы. В подобных сообщениях утверждалось даже, что Google может исключить македонский язык из своего списка признанных языков, если граждане поддержат договор с Грецией, что, разумеется, не было правдой. Власти США утверждали, что эти сайты контролировались Москвой.
«На всей территории Македонии была развернута сеть агентов, которые своими действиями и вербовкой отдельных лиц пытаются помешать македонцам принять участие в референдуме», — говорилось в одном из исследований, опубликованных в регионе накануне голосования.
Среди бойкотировавших референдум был президент страны Георге Иванов, лауреат премии имени Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и почетный профессор МГУ.
Массированная пропаганда
Попытки усилить страх у избирателей и отбить интерес к голосованию в 2018 году оказались вполне успешными. Российская пропаганда использовала низкую явку для очередной негативной кампании против Македонии, заявляя о полном провале голосования и в то же время о «никчёмности» этой страны как союзника, ссылаясь на то, что у нее небольшая армия, нет современных вооружений и выхода к морю.
Российские власти давно и по всем доступным каналам, включая МИД, прокремлевские СМИ, партию «Единая Россия» и фейковых экспертов, создает образ Македонии как «псевдогосударства» на грани распада. При этом утверждается, что Запад пытается превратить эту страну в протекторат, изменив ее «национальную идентичность» и отдав на растерзание «Великой Албании», которая в свою очередь подтолкнет к распаду Евросоюза и ликвидации евро как мировой валюты.
Российские пропагандисты еще десять лет назад предрекали стране полный развал, утверждая, что понятие «коллапс Македонии» уже прочно вошло в словарь политологов и журналистов-международников.
Для усиления образа «некчёмной территории», годной лишь для раздела, прокремлевские СМИ привлекают «заметных» западных представителей вроде американского конгрессмена Дейны Рорабейкера, хвалившего Владимира Путина. Он якобы заявлял, что «Македония не государство» и что ее территории должны быть поделены между Косово и Болгарией «или любой другой страной, с которой они связаны». Республиканский конгрессмен Рорабахер, который занимал пост главы подкомитета Палаты представителей по вопросам Европы, Евразии и новых угроз, известен тем, что блокировал обсуждения, связанные с предполагаемой российской угрозой. Из-за него нижняя палата не смогла изучить такие вопросы, как война России против Украины, проблемы демократии в Польше и Венгрии или путь Черногории и Македонии в НАТО.
В Македонии среди главных помощников российских «стратегов» оказался председатель Демократической партии сербов Иван Стоилкович, которого прокремлевские СМИ (прежде всего «Известия» и «Российская газета») не раз привлекали в качестве собеседника, интересуясь его мнением об угрозе «Майдана» в Македонии или оценками вроде той, что Россия является последовательной защитницей международного права.
На своей странице в Facebook Стоилкович публикует поздравления с российскими праздниками и совместные фотографии с главными русофилами региона, лидером боснийских сербов Милорадом Додиком и лидерами черногорского «Демфронта», осужденными за попытку захвата власти. Между тем упомянутые документы, оказавшиеся в распоряжении OCCRP, свидетельствуют о том, что большой друг «Единой России» Стоилкович получал инструкции от сотрудника сербской разведки Горана Живалевича, помогавшего российским коллегам осуществлять их планы в Македонии. В задачи Живалевича входило противодействие планам европейской интеграции. Согласно одному из документов, он встречался со Стоилковичем (партнером ВМРО-ДПМНЕ), «когда в македонском парламенте принимались важные решения или накануне заседаний правительства».
Экономическое давление
Российская внешняя политика в регионе, направленная в последние годы в основном на подрыв западных интеграционных проектов и дискредитацию демократии, дополняется усилиями Москвы по расширению экономическое влияния.
Так, компания «Стройтрансгаз», в которой контрольный пакет принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко, получила контракт на строительство газопровода «Клечовце-Неготино». Он является частью новой газотранспортной системы Македонии протяженностью более 800 км с пропускной способностью около 110 миллионов кубометров в год. Затраты (а это почти $76 млн) в основном покрыла сама Россия путем возврата долга в $60 млн, унаследованного еще с советских времен. Строительство этого газопровода, как отмечали в компании, позволит «существенно» увеличить поставки российского газа.
Другой активный игрок на этом рынке — швейцарско-российская горнодобывающая компания Solway Group Александра Бронштейна. Это крупный промышленный холдинг, а среди направлений его деятельности производство золота и финансовые инвестиции. На предприятиях компании по всему миру работают более 10 000 человек. Миллионер Александр Бронштейн, сколотив капитал на российском алюминии, стал вкладывать в ферросплавный бизнес по всему миру. Его основной интерес — стрессовые активы в странах «со сложными экономическими и политическими ситуациями», — в Украине, Македонии, Индонезии, Гватемале. Так, в Гватемале Solway Group принадлежит Compania Guatemalteca de Niquel и министр иностранных дел Сергей Лавров, встречаясь со своим гватемальским коллегой, приводил эту компанию как пример успешных российских инвестиций. В Македонии Бронштейны купили два старых горнорудных комбината и остановленный ферросплавный завод. Solway, по данным Forbes, вложил в развитие активов около $100 млн, став крупнейшим инвестором в Македонию. Расходы, как утверждается, окупились в первые несколько лет после запуска предприятий.
Любопытно также, что у конкурентов Solway стали отбирать лицензии под давлением местных активистов-экологов. Одним из наиболее активных на этом поле стал Крум Велков, являющийся открытым проводником российских интересов в Македонии. Велков и его сотрудник Ангел Наков ведут кампанию против западных горнодобывающих компаний, таких как канадская Reservoir Minerals или украинско-британская Сардич. Он поддерживает местные НПО, атакующие проект медно-золотого рудника в Иловице. Все эти проекты в настоящее время приостановлены. Крум Велков — автор конспирологических антизападных статей на сайтах Geopolitica и сайте "аналитического центра" Katehon, в руководстве которого числятся Константин Малофеев, Сергей Глазьев и генерал Решетников. В конце 2019 года Велков был одним из организаторов протестов перед парламентом против правительства СДСМ.
Аналитики прогнозируют, что нынешняя предвыборная кампания будет в основном вестись в социальных сетях, что сделает ее еще более грязной. Между тем Македония уже в прошлом зарекомендовала себя как региональный центр fake news. Так, широкую известность получила история о том, как за неделю до выборов в США 2016 года журналисты выявили группу молодых людей в Велесе, которые управляли более чем сотней веб-сайтов с ложными историями в поддержку кандидатуры Дональда Трампа. Некоторые специалисты считают, что в вопросе защиты соцсетей Македония по-прежнему уязвима, что в свою очередь увеличивает возможности для иностранного вмешательства в нынешние выборы. Таким образом, у Кремля появляется новый шанс попытаться превратить Македонию в оплот своих интересов. Тем более что разрыв между основными политическими соперниками не такой уж существенный.
Кремль научился стрелять по-македонски
Как Кремль планирует получить контроль над Северной Македонией.