Современную Ульяновскую область можно было бы изобразить на манер известной скульптуры Эрнеста Неизвестного, увековечившего Никиту Хрущева: половина в белом мраморе, другая половина – в черном. Про белую половину и так все знают: Ульяновская губерния в последние годы по праву позиционирует себя как один из главных региональных центров притяжения российских и иностранных инвесторов.
Областные власти много делают для того, чтобы регион успешно развивался даже в период социально- экономических неурядиц. Однако при всех успехах и достижениях у этой губернии имеется серьезнейшая проблема, которая постепенно превращается в камень на шее, способный отправить ко дну все усилия местных властей. Это и есть черная половина поволжского региона: тяжелым камнем на его шее стала правоохранительная система, точнее – структуры областного УМВД, возглавляемого генералом Юрием Варченко.
Варченковские, кузинские и саплевские
С лета этого года в Ульяновске работает комиссия МВД РФ, направленная в регионе по распоряжению министра Владимира Колокольцева. Как сообщали СМИ, основанием для «перетряски» регионального управления стали несуразности в отчетах, посылаемых из Ульяновска в Москву, которые при ближайшем рассмотрении оказались откровенными приписками и искажениями.
Собственно говоря, для того, чтобы выявить всю апокалиптическую картину происходящего на фронте борьбы с преступностью в Ульяновской области, можно и не разбирать под микроскопом бумажки, подписанные дрожащей рукой генерала Варченко.
Невооруженным глазом видно, что в регионе наблюдается разгул криминалитета и коррупции, которые по масштабам превосходят ситуацию в лихих 90-х. Все те же организованные преступные группировки (ОПГ) и криминальные авторитеты держат в страхе местный бизнес, жителей области и даже политиков. Махровым цветом расцвели криминальные бригады с уже подзабытыми было названиями – «Потаповские», «Саплевские», «Филатовские», «Орловские», «Кузинские», «Центр-Камазовские»…
А что же местные менты, как они реагируют на нескончаемую череду кровавых разборок, нападений на предпринимателей и местных депутатов, на притеснения бандитами населения , на попытки криминала выстроить в регионе параллельную теневую экономику?
Ситуацию с кадрами в УМВД Ульяновской области можно охарактеризовать одним словом – деградация. Апофеозом разложения, вседозволенности, пренебрежения к закону в региональном полицейском главке стала случившаяся на днях трагедия с участием старшего сержанта полиции из отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОВД Новоспасского района области Кристины Беляковой. Эта подчиненная генерала Варченко в пьяном виде устроила ДТП со смертельным исходом: по ее вине погибла 28-летняя женщина, мать 6-летнего ребенка. Самое омерзительное в том, что после происшествия ее виновница в полицейских погонах попыталась скрыться с места аварии, бросив умирать пострадавшую.
При этом супруг Беляковой, начальник полицейского райотдела, и ее отец, бывший сотрудник органов, приложили усилия для сокрытия следов преступления. Возможно, мерзавцам и удалось бы замести следы, но история получила громкий общественный резонанс. И это далеко не единственный подобный случай, когда ульяновские полицейские вместо того, чтобы защищать население от нарушителей закона, сами становятся преступниками и убийцами.
У жителей региона еще свежа в памяти трагедия с участием 38-летнего начальника отделения по обслуживанию отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Ульяновску капитана полиции Андрея Б. Этот полицейский капитан стал виновником ДТП, унесшего жизни сразу пятерых человек, включая троих детей.
Что говорить о ситуации на ульяновских дорогах, если в рядах местной ГИБДД процветает коррупция и тот же произвол? На слуху у ульяновцев – скандал с поимкой двух инспекторов ГИБДД, уличенных в систематическом вымогательстве взяток у водителей. Не мудрено, что жители региона стали бояться полицейских не меньше, чем бандитов.
Как показывает угрюмая статистика, подчиненные генерала Варченко не только давят земляков и вымогают деньги, но и бьют и пытают. Резонансной стала история о том, как в одном из райотделов двое офицеров полиции с помощью электрического тока и удушения выбивали признания из задержанных. Именно полицейских винит в организации своего жестокого избиения руководитель экологической палаты Ульяновской области Александр Брагин. Бутылкой по голове избивал местного жителя участковый оперуполномоченный, младший лейтенант полиции - 29-летний Евгений Казанцев. И это только «всплывшие» случаи полицейских преступлений, чудом ставшие достоянием гласности благодаря неравнодушию и смелости граждан. Можно лишь догадываться, сколько преступлений, совершенных ульяновскими полицейскими, остались надежно укрытыми их коллегами и начальниками.
Подпольный бизнес полковника Осянина
О том, что произвол и коррупция пронизали всю вертикаль УМВД по Ульяновской области вплоть до высших чинов, свидетельствует недавний громкий скандал с заместителем начальника областного управления по охране общественного порядка полковником Эдуардом Осяниным.
Дело началось с выявления на территории региона подпольной «империи» по производству и реализации фальшивого алкоголя, которую держали и «крышевали» полицейские. Следы дурно пахнущего бизнеса постепенно привели прямиком в кабинет полковника Осянина.
Пока что заместитель начальника областного управления проходит по уголовному делу как свидетель. Но, похоже, что пройти стороной и остаться «не при делах» полковнику не удастся: уж слишком много фактов указывает на его участие в алкогольном предприятии как главного цеховика. Показательно, что операцию по разгрому нелегальных цехов фальсифицированного алкоголя проводили сотрудники ФСБ, что говорит о недоверии полиции. Да и как доверять, если в преступном бизнесе оказалась замешана «правая рука» генерала Варченко!
Между тем, на совести «оборотня» в погонах и его подельников могут быть десятки человеческих жизней. Достаточно вспомнить, что в последнее время СМИ свидетельствовали о массовых отравлениях поддельным алкоголем на Урале и Кубани, куда вполне могли осуществляться поставки фальсификата из Ульяновска. В сводках из этих регионов говорилось, что пострадавшие травились подпольно произведенным виски «Jack Daniel’s», залежи которого среди прочих напитков и обнаружились в ульяновских цехах. А в том, что цеховики, указавшие на полковника Осянина как на крестного отца своего подпольного бизнеса, действовали с размахом, сомневаться не приходится.
Так, оперативники ФСБ обнаружили на складах осянинского нелегального винзавода 150 тысяч бутылок, десятки рулонов поддельных акцизных марок, картонные коробки, пробки и этикетки с маркировкой известных производителей алкогольной продукции, а также 100 000 литров спирта. Как установлено, бизнес на поддельном алкоголе приносил его владельцам не менее 40 миллионов рублей ежемесячных доходов. Накрытая спецслужбами подпольная империя по разливу сивушных суррогатов, судя по всему, представляла собой широко разветвленную систему, управляемую при помощи правоохранительного админресурса. На это указывает , например, тот факт, что ранее сотрудники ОБЭП уже пресекали деятельность огромного склада алкогольного фальсификата, располагавшегося на территории Вешкаймской семеноводческой станции. Однако спустя некоторое время и склад, и нелегальное производство опять исправно работали.
Это означает, что «крестный отец» с большими погонами порешал тогда вопросы и «закрыл тему». На сей раз такой маневр не пройдет, поскольку вместо сотрудников ОБЭПа действуют принципиальные и неподкупные «фейсы», которые полковнику Осянину не по зубам. Между тем, сам факт того, что под «крышей» ульяновского УМВД разливались тонны самопального спиртного, которым опаивались жители множества регионов, способен утопить остатки репутации региональной полиции. А вместе с тем нанести и ощутимый удар по деловой и инвестиционной репутации всего региона в целом.
Два мира, два шапиро
Получается, что вместо борьбы с преступностью часть ульяновских полицейских и их начальников занимается смертельно опасной для россиян коммерцией, а другая часть обогащается как может, забросив служебные обязанности и забыв о законе.
В УВД Ульяновской области ликвидирован шестой отдел, занимавшийся прежде разработкой организованной преступности. Выходит, что генерал Варченко обнаруживает за собой прямо-таки системный подход к развалу правоохранительной службы. Как следствие – область оказалась под пятой различных криминальных сообществ, которые чувствуют себя здесь более чем вольготно. Поражает воображение статистика бандитских нападений в регионе.
Депутату ульяновской городской думы, члены партии «Единая Россия» Геннадию Бударину буквально средь бела дня неизвестные проломили голову. По оценкам экспертов, нападение связано с профессиональной деятельностью парламентария, однако преступников так и не нашли. У предпринимателя Льва Гасанова бандиты зверски убили мать и жену: криминальная банда требовала с бизнесмена денег, и это для современной Ульяновской области типичный случай. Приезжающие в эту губернию дальнобойщики наперебой рассказывают, что вынуждены платить местным бандитам за «крышу». В случае обращения в полицию на помощь рассчитывать не приходится. При отказе выполнить требования преступников водителей жестоко избивают до увечий. И это еще далеко не полная картина криминального беспредела: в Ульяновске продолжает расцветать игорный бизнес, растут продажи наркотиков, практически ежедневно происходят поджоги автомобилей. Все знают, что горящие факелами машины – результат деятельности ОПГ, «крышующих» автопарковки, но ни одного уголовного дела так и не возбуждено.
Ясно, что два параллельных мира и две параллельных экономики, в одной из которых власти губернии пытаются строить инвестиционно привлекательный регион, а в другой хозяйничают преступные группировки и распоясавшиеся правоохранители генерала Варченко, не могут долго сосуществовать на одной территории. Проблему «темного мира», тянущего вниз Ульяновскую область, необходимо решать незамедлительно и хирургическим путем. Иначе «белая половина» Ульяновской губернии сильно потускнеет в глазах тех же инвесторов, которые пока еще с доверием относятся к региональным бизнес- проектам.
Но если озверевшие от вседозволенности криминальные бригады вслед за местными предпринимателями и депутатами завтра начнут терроризировать иностранных инвесторов, а разложившаяся полиция в лучшем случае промолчит, то усилия местных властей по созданию благоприятного инвестклимата пойдут прахом. Тогда Ульяновская губерния останется без роста и развития, с застывшим на лицах горожан страхом. А еще - с осяниными, беляковыми, «филатовскими», «орловскими» и прочими «кузинскими», которые, увы, пока что навязывают региону свою криминальную повестку дня.
Криминальный кошмар в Ульяновске
Региональная правоохранительная система деградирует, рискуя погрести под собой инвестиционные планы властей