Борьба с коронавирусом превратилась для Кремля в операцию по поддержанию популярности Владимира Путина — только он может рассказывать россиянам хорошие новости, а остальные лишь развивают его указы. Все это делается, чтобы население одобрило «обнуление» Конституции, голосование по которому чиновники так неохотно отложили на будущее.
В середине апреля российских чиновников настигла новость: у Сергея Кириенко поднялась температура, вскоре проведенный тест на коронавирус дал положительный результат . Это звучало особенно пугающе потому, что Кириенко — один из ближайших к Путину людей, первый замглавы его администрации, он часто видится с самим президентом. А еще Кириенко отвечает за важнейший для Путина проект «обнуления» — подготовку и проведение голосования по поправкам в Конституцию, которые позволят президенту остаться на своем посту на пятый и шестой сроки.
Кириенко и Путин
Готовя «обнуление», Кириенко и его сотрудники не придавали большого значения развитию эпидемии и долгое время пренебрегали правилами карантина. Один из таких сотрудников, Владимир Табак , в конце марта подхватил коронавирус и признался в соцсетях: он не следовал никаким рекомендациям медиков, даже обнимался с друзьями, оттого и заболел. Так же расслабленно, по словам его знакомых, вел себя до болезни и сам Кириенко. Одним словом, новость о найденном у него коронавирусе выглядела не только пугающей, но и в чем-то символичной.
Кто такой Сергей Кириенко
Как куратор внутриполитического блока Кремля Кириенко отвечает за работу сразу четырех важнейших управлений администрации Владимира Путина, в том числе управлений внутренней политики и Госсовета. Именно они должны подготовить голосование по поправкам в Конституцию и придумать, как убедить граждан прийти на избирательные участки.
В целом внутриполитический блок отвечает за выборы всех уровней, так что именно Кириенко обеспечивал переизбрание Путина на четвертый срок в 2018 году. После тех выборов он даже получил звезду Героя России, правда, формально ее дали за прежнюю работу Кириенко в «Росатоме». До «Росатома» Кириенко был полпредом Путина, депутатом Госдумы, а во время кризиса 1998 года — премьер-министром России.
Голосование или карантин
В администрации президента до последнего выступали против жестких ограничительных мер и надеялись провести голосование 22 апреля.
Идея карантина не нравилась кремлевским чиновникам не только применительно к себе, но и ко всей стране, причем задолго до болезни Кириенко. Один из прокремлевских блогеров, попросивший не называть его имени, рассказывает: еще в марте, когда эпидемия только пришла в Россию, он начал писать в соцсетях тревожные посты об опасности вируса. Но тут же получил звонок от начальства с убедительной просьбой — «не нагнетать».
Коронавирус и возможное введение карантина мешали чиновникам осуществить четко сложившийся в их головах план: провести общероссийское голосование по поправкам в Конституцию 22 апреля, предварив это очень активной агитацией — по улицам уже развесили плакаты с призывами приходить на избирательные участки, а депутаты и сенаторы готовились ездить по регионам, убеждая людей явиться на голосование .
Карантин с этими планами не совместим, так что почти всю вторую половину марта, пока в России росло число заболевших, чиновники внутриполитического блока АП на совещаниях разных уровней выступали против жестких ограничительных мер. Три собеседника «Проекта», близких к Кремлю, приводят три связанных между собой довода:
1
Карантин и перенос голосования срывают план Кремля по маскировке «обнуления»: еще зимой Путин объявил популистские поправки в Конституцию — регулярное повышение пенсий, уравнивание МРОТ и прожиточного минимума, приоритет российского права при заключении международных договоров. Поддержать именно такие изменения все это время агитировали россиян, и лишь 10 марта к ним, как бы в дополнение, вписали «обнуление». За месяц до предполагаемого голосования противники президента не успели бы мобилизовать своих сторонников, но теперь ситуация менялась вместе со сроками.
2
К окончанию карантина экономическая ситуация в стране ухудшится, и недовольных граждан будет сложнее убедить в правильности любых инициатив власти.
3
Кремль уже все подготовил к голосованию, и, в первую очередь, придумал, как обеспечить достаточную явку. Начинать эту работу заново, тем более после карантина, никому не хотелось.
Чиновники настолько не хотели отменять голосование, что обсуждали с руководством страны следующий план: провести голосование 22 апреля, а карантин ввести 23-го . Путин тоже долго колебался вместе со своими подчиненными: еще 17 марта он встретился с главой Центризбиркома Эллой Памфиловой и, хоть и с оговорками, подписал указ о проведении голосования в апреле.
Впрочем, все это время у противников идеи карантина был мощный оппонент — власти Москвы . По выражению одного из федеральных чиновников-собеседников «Проекта», мэрия пребывала в «панике» — расчеты показывали, что система здравоохранения столицы с нарастающей эпидемией не справится.
Именно эти расчеты в итоге и сыграли решающую роль: 24 марта Путин в компании мэра Москвы Сергея Собянина посетил больницу в Коммунарке, а ее главврач Денис Проценко призвал готовиться к «итальянскому», то есть плохому, сценарию развития событий. После этого в Москве был постепенно введен жесткий карантин с пропускным режимом, а голосование теперь отложено на неопределенный срок: при оптимистичном сценарии до июня, при пессимистичном — на осень
«Чтобы Собянин не заигрывался в спасателя»
Собянин и премьер Михаил Мишустин некоторое время были слишком заметны, и Кремлю пришлось это исправлять.
«На кого работает Собянин? На Запад», — такой пост появился в главном провластном политическом telegram-канале «Незыгарь» 31 марта, на следующий день после введения в Москве жестких ограничений. Это типичный пост для «Незыгаря» в последнее время — в марте и апреле там практически ежедневно жестко критиковали мэра Москвы, обвиняя в сговоре и с Западом, и с российской оппозицией.
Эти посты, очень напоминающие кампанию, могли быть инициированы теми кремлевскими чиновниками, которые сочли, что мэрия нуждается в «одергивании». По крайней мере, в этом убеждены двое чиновников президентской администрации, собеседник, занимающийся telegram-каналами в интересах власти, и источник в Госдуме.
В понимании властей Собянина было за что «одергивать» — он стал очень публичным и даже отчасти самостоятельным. В последнюю неделю марта его пригласили в Белый дом на заседание президиума правительственного совета по противодействию коронавирусу. Этот орган возглавляет премьер-министр Михаил Мишустин. Тем более вызывающе с точки зрения правительственных чиновников было то, что Собянин не приехал . Вместо этого мэр сам активно посещал больницы и обращался к москвичам через соцсети.
Это стало беспокоить не только Мишустина, но и Кремль . Сначала мэр стал стал слишком заметным.
Но потом заметность отразилась и на рейтингах. В марте государственная социологическая служба ВЦИОМ в очередной раз спросила россиян, кому из политиков они больше всего доверяют. Респонденты всегда называли фамилии людей федерального уровня — президента, премьера, министров, лидеров партий и т.п., но на этот раз там впервые оказался мэр Москвы, хотя и с пока невысоким результатом .
В этой ситуации нужно было показать Собянину, чтобы он «не заигрывался в спасателя», говорит собеседник в Госдуме. К воспитательной работе привлекли многих. Например, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявлял, что у Собянина нет полномочий ограничивать перемещение москвичей. А государственные СМИ, где обычно царит цензура на чувствительные для властей темы, широко осветили проблему с очередями в метро после введенных мэрией проверок цифровых пропусков. Мэрия отбивалась своими пиар-ресурсами: после коллапса в метро на сайте газеты «Вечерняя Москва» вышел репортаж с заголовком «Проверки серьезных проблем не доставили».
Но поставить на место московского мэра было недостаточно. Теперь нужно было сделать так, чтобы ко дню «референдума» по пятому сроку рейтинг самого главного человека, как минимум, не упал. А с этим было непросто.
«Наш президент»
Кремль сделал так, чтобы у победы над коронавирусом был только один отец — Владимир Путин
23 марта власти с раздражением следили за тем, как в соцсетях распространяется неприятное сообщение — президент Путин якобы уехал из Москвы и изолировался в своей резиденции на Валдае. Сначала этот текст циркулировал в telegram-каналах, а затем его перепечатал у себя в Twitter Алексей Навальный.
Важно понимать, что Путин в те дни вел себя как обычно, то есть действительно пропал. В четверг 19 марта он побывал в Крыму, а за следующие четыре дня, включая рабочие пятницу и понедельник, Кремль опубликовал всего один отчет о работе Путина — кабинетной встрече с министром промышленности Денисом Мантуровым. Поскольку на это мероприятие не приглашали журналистов, то можно было предположить, что глава государства решил задержаться на юге, а встречу, так называемый «консерв» записали заранее . Такой ритм работы для Путина действительно обычен .
Но на фоне эпидемии этот отдых выглядел странно, и рейтинги Путина заметно пошли вниз . Было понятно, что президент плохо смотрится, особенно на фоне постоянно общающихся со своим населением западных лидеров, и «нам тоже нужно действовать», вспоминает свои разговоры с коллегами в те дни федеральный чиновник. В итоге только 24 марта Путин опроверг разговоры о своей самоизоляции, приехав в клинику в Коммунарке, а 25-го обратился к гражданам, объявив первую нерабочую неделю.
Это обращение дало моментальный рост рейтинга Путина — с 60 до 65 процентов . После этого в Кремле выработали стратегию, которая должна была постоянно поддерживать лояльность граждан к власти . Все пункты этой стратегии хорошо видны по эфирам федеральных телеканалов, как и тот факт, что на практике они были реализованы не всегда качественно.
«Путин каждый день»
«Наш президент выступил сегодня перед страной», — это типичные первые слова ведущего программы «Время» Первого канала Кирилла Клейменова .
Путин стал регулярно выступать с обращениями к гражданам — социологи донесли до Кремля, что людям нравится личное обращение и именно оно приводит к росту его рейтинга . Помимо обращений телеканалы теперь каждый день без перерыва показывали, как Путин встречается с чиновниками и обсуждает проблемы эпидемии.
На практике обязательное присутствие Путина в эфире привело к странным решениям: например, в выпуске важной для властей программы Владимира Соловьева «Москва.Кремль.Путин» 19 апреля показали эксклюзивное интервью президента этой программе. С одной поправкой — интервью было снято еще в октябре прошлого года в Армении, по неизвестной причине тогда не показано, и вот теперь неактуальную беседу реанимировали, чтобы, по всей видимости, показать стране активного президента.
«Путин решает все проблемы»
К середине апреля правительство готовилось объявить об очередных мерах поддержки граждан и бизнеса в условиях карантина. Все подготовили к тому, чтобы премьер Мишустин сделал соответствующее заявление на заседании кабинета . Но 15 апреля премьер получил команду — ничего не говорить, все огласит лично президент на совещании с членами правительства. Так в итоге и произошло.
Федеральный чиновник на условиях анонимности утверждает, что Кремль хочет добиться того, чтобы граждане понимали: все проблемы решаются только благодаря президенту: «Важно, как выйти из этой истории, чтобы народ понял, что без руководителя ничего бы не получилось».
В итоге чиновники и лояльные журналисты стали приписывать Путину главную роль в решении всех проблем, причем не только с коронавирусом, но и, к примеру, с ценами на нефть . И даже действия Собянина журналисты теперь подают как «развитие» действий президента: «Вот меры, которые сегодня своим указом в развитие президентских поручений ввел Сергей Собянин» .
«Как у нас и как у них»
Этот тезис собеседник в администрации президента называет ключевым. В новостях ежедневно должно рассказываться, как плохо власти западных стран спасают граждан от коронавируса. Если посмотреть эфиры, то так и происходит:
В России же ситуация намного лучше, подчеркивают провластные СМИ. Например, 11 апреля в топ сервиса «Яндекс.Новости» вывели заявление врача и телеведущего Александра Мясникова о «русском чуде». «Все говорят о „германском чуде“ и молчат про русское: а ведь в Германии 2800 умерших на 82 млн населения, притом что в России — меньше 100 на 145 млн», — восхищался там главврач больницы имени Жадкевича, а теперь еще и представитель информационного центра по борьбе с коронавирусом. Что характерно, Мясников, как и упомянутый в начале этого текста другой сотрудник центра Табак, до своего назначения скептически относился к коронавирусу и успел им переболеть.
Коронавирус во благо
Кремль попросил региональные власти использовать коронавирус для повышения лояльности избирателей, но меры оказались не слишком успешными.
В разгар эпидемии региональные власти стали получать из Москвы документ под названием «Пандемия коронавируса COVID-19» . Несмотря на название он не имел никакого отношения к борьбе с вирусом. Его написали подчиненные Кириенко чиновники , а его цель — повысить лояльность электората перед голосованием по изменению Конституции.
По сути, авторы составили для ответственных за голосование в регионах чиновников набор простых ориентиров: привлечь пенсионеров с помощью онлайн-занятий, организовать «челленджи и флеш-мобы», программировать при помощи СМИ региональные топы «Яндекса» и блокировать там негативную информацию, подключить волонтеров, которые могли бы доставлять нуждающимся продукты. Причем в качестве примера авторы приложили фотографию коробки с надписью «ПоддЕРжка» (акция «Единой России»). Все это, чтобы после эпидемии население помнило, как проголосовать на федеральном плебисците.
Одни регионы попытались реализовать часть этих идей. Например, в Ульяновске губернатор Сергей Морозов, забыв про самоизоляцию, в обществе десятков людей под камеры заклеивал коробки с надписью «ПоддЕРжка». Собеседник, близкий к руководству другого крупного региона, говорит, что у них, наоборот, работа по подготовке к голосованию заморожена — власти боятся не справиться с заболевшими, и им не до других проблем.
Постепенно уставать от таких пиар-мер стали и простые граждане. Выросший на фоне первых обращений рейтинг одобрения Путина довольно быстро вновь пошел вниз .
Данные ВЦИОМ
* * *
Кириенко болел три дня . Коронавирус у него не подтвердился: второй и третий тесты, как это нередко бывает, дали отрицательный результат . Все сотрудники внутриполитического блока Кремля, как минимум раз в неделю, теперь тоже сдают тест на заболевание .
В Белом доме тест сдают только чиновники, которые лично контактируют с премьер-министром. Остальных просто обязали входить в здание правительства в масках . Маски раздали казенные, и они оказались китайскими . Перед этим члены правительства уверенно заявляли: Россия полностью обеспечена собственными масками.
Кто победит коронавирус
Как власти пиарятся в разгар эпидемии коронавируса.
05.05.2020