Глядя на итоги работы московского департамента культуры последних лет, невольно жалеешь, что существовавшая в Уголовном кодексе СССР статья «Вредительство» была отменена. Именно этим словом можно охарактеризовать то, чем занимается этот столичный департамент вот уже 4 года под руководством его нынешнего руководителя - Сергея Капкова.
Капкова боготворят всевозможные хипстеры и так называемый креативный класс — за WiFi и современное благоустройство парков, проложенные в городе велодорожки «как в Европе», новые пешеходные зоны в центре города и прочие мелкие радости для различного рода буржуа и «продвинутой» молодежи.Однако оборотной стороной этой медали является целенаправленная работа команды Капкова по уничтожению в Москве традиционной русской культуры и наследия, и насаждение взамен ее нового, прозападного современного искусства.
Вирус Гельмана
По большому счету, департамент культуры Москвы образца Капкова активно реализует деструктивную концепцию, сформулированную скандально известным галеристом Маратом Гельманом для проекта по развитию современного искусства в Пермском крае. Еще несколько лет назад им было заявлено, что «консервативное сохранение наследия и выражение государственной идеологии уже не соответствует ни запросам публики (особенно молодежи), ни задачам модернизации страны». Иными словами, накопленный за столетия культурный опыт и традиции он предложил выбросить на свалку истории, взамен обратившись к современным художникам — многие из которых, к сожалению, образованы от слова «худо».
Стоит отметить, что Гельман — известный своими оппозиционными взглядами арт-деятель. В свое время он активно поддерживал Pussy Riot и их хулиганскую выходку в Храме Христа Спасителя, неоднократно устраивал весьма скандальные экспозиции в своих музеях и галереях, а сейчас и вовсе покинул Россию, уехав подальше от ненавистных ему «путиноидов». Однако дело его живет — достаточно посмотреть, как лихо команда Капкова ликвидирует московские библиотеки, заменяет традиционные экспозиции в музеях на современные работы и поощряет весьма неоднозначные постановки (где советские солдаты во время войны, к примеру, предстают насильниками советских же женщин).
В результате вот уже несколько лет из культурной сферы столицы вытесняются патриотические проекты и высокодуховное искусство, всячески нивелируется русская национальная культура. При этом в подставляемых на их место суррогатах процветает необоснованное «западничество», а также глумление над российскими ценностями, особенно — над православием.
Почему же так происходит, и какая связь между пожилым евреем-галеристом и любимцем хипстеров всея Москвы? Все встает на свои места, если обратить внимание на капковскую «правую руку» - его первого зама Елену Зеленцову. В свое время она являлась официальным руководителем гельмановского культурного проекта в Перми, и сейчас именно она руководит большей частью процессов по культуре в мэрии. С ее легкой руки культурные учреждения Москвы пережили ряд кадровых и концептуальных потрясений — директора музеев, театров и галерей безжалостно отправлялись в отставку, невзирая на заслуги, порою вместе с коллективами. На их место ставились «нужные люди» - близкие по либеральным ценностям менеджеры, многие из которых являются бенефициарами западных грантов.
Кадры решают все
Свой кадровый резерв Зеленцова черпает в известных заповедниках западного либерализма - в Институте «Стрелка», Британской школе дизайна, а также Московской высшей школе социальных и экономических наук. Последняя существует на деньги различных спонсоров и международных организаций — в том числе небезызвестного фонда Джорджа Сороса.
Для тех, кто мог забыть американского инвестора, напомним, что он сколотил свое состояние на спекуляциях на валютном рынке, и имеет зуб на Россию после того, как потерял в ней сотни миллионов долларов во время кризиса 1998 года. А после прихода к власти Владимира Путина Сорос превратился в последовательного критика российской политики. Не стоит также забывать, что Сорос сыграл немалую роль в падении коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 80-ых, поддерживая там целую серию «бархатных революций». «Революция роз» в Грузии в начале «нулевых» также не состоялась бы без его участия. Поэтому сам факт получения денег от такого матерого проводника американской политики должен бы настораживать кадровые службы при приеме на работу в государственные и муниципальные структуры.
Но Капкова, судя по всему, вовсе не смущает, что Зеленцова получала деньги от «Фонда Сороса» практически 11 лет (во время работы с институтом «Открытое общество» и в Институте культурной политики, аффилированных с фондом). До назначения в мэрию она также поработала директором «Культурного центра ДК ЗИЛ», где отметилась отменой «религиозных» Рождественских и Пасхальных фестивалей, а также ликвидацией местного фольклорного ансамбля народной песни.
Когда же Зеленцову назначили замом Капкова, на посту директора ее сменила Елена Мельвиль — еще один менеджер, сидевшая на зарплате у американского «благотворителя». Ее фигура примечательна также тем, что она была одним из авторов-разработчиков гельмановской концепции культурной политики Пермского края — той самой, что негласно принята сегодня на вооружение в Москве.
Другой яркий пример — Марина Лошак, чью карьеру можно в двух словах описать как «из грязи - в князи». Будучи неизвестным куратором частных галерей, в 2012 году она внезапно становится арт-директором «Манежа», а еще через год сменяет легендарную Ирину Антонову на посту директора одного из главных музеев страны, ГМИИ им.Пушкина. И, конечно же, первым делом заявляет о «либеральном» характере учреждения и острой необходимости размещения в стенах музея... выставок современного искусства.
Еще одна креатура Капкова-Зеленцовой — директор Парка Горького Ольга Захарова, - перед своим назначением три года работала исполнительным директором небезызвестного телеканала «Дождь». Того самого либерального канала, который задается вопросами в стиле «Не стоило ли отдать Ленинград нацистам, чтобы спасти тысячи жизней?». Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Мина под Россию
Фактически на сегодняшний день на уровне Москвы (а порой и на уровне федеральных учреждений, наподобие ГМИИ) сложилось мощное лобби, исповедующее крайне либеральные и даже антироссийские взгляды. И здесь снова хочется вернуться к статье «Вредительство», которое в советские времена относили к разряду особо опасных государственных преступлений — наряду с терактами, изменой Родине и призывам к насильственной смене государственного строя. Потому что действия бригады Капкова, имеющей тесные идеологические и финансовые связи с Западом, во многом напоминают состав этой статьи - «действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности <...> или иных отраслей народного хозяйства, а равно деятельности государственных органов <...> с целью ослабления <...>государства, если это деяние совершено путем использования государственных или общественных предприятий”.
То, к чему приводит такая подрывная деятельность в сфере культуры (с расшатыванием основ и подменой понятий на деньги западных спонсоров), мы сегодня все прекрасно видим на примере Украины. Непонятно только одно — как долго мэр Москвы Сергей Собянин, Министерство культуры и федеральные власти будут сквозь пальцы смотреть на то, как у них под носом американские кукловоды и их послушные куклы-либералы зомбируют тысячи москвичей и гостей столицы.
Культурное вредительство: кто и зачем разваливает музеи Москвы
Ведомство Сергея Капкова втихаря подменяет культурные коды жителей на антироссийские.