Суд принял новый иск UCP к «Транснефти», следует из судебной базы. Более того, Росимущество привлечено в качестве третьего лица. Дело касается оспаривания положений нового устава монополии, который был утвержден 30 июня 2016 года. По нему миноритарии, среди которых и UCP фактически были урезаны в своих правах. Компании Щербовича принадлежат две трети «префов» (привилегированные акции) «Транснефти».
Отметим, что согласно закону об акционерных обществах, владельцы привилегированных акций приобретают право голоса при решении вопроса о внесении изменений и дополнений в устав, которые ограничивают их права. Но Николай Токарев не обратил или не захотел обращать внимание на закон. Акционеры даже не были извещены о проведении собрания и не голосовали по вопросу нового устава!
Ранее, UCP подал в московский Арбитраж иск к монополии о взыскании убытков в виде упущенной выгоды и процентов. Сумма исковых требований – 97,18 млн рублей. Интересно, что 84,7 млн рублей из исковой суммы называется «упущенной выгодой». Как оказалось, UCP не согласился с дивидендами за 2013 года, когда «Транснефть» на одну привилегированную акцию заплатила 724,21 рублей, а обыкновенную – 1221,38 рублей. А у одной из компаний UCP на 2013 год было 170 272 акции (2,7% капитала) – упущенную выгоду истец оценил в 84,7 млн руб.
Кстати, увеличение дивидендов по привилегированным акциям до размера выплат по обыкновенным действительно было в типовом уставе, но соответствующий указ президента утратил силу с 29 марта 2003 года! А UCP требует дивидендов за 2013 год. Тем не менее, суд иск принял! В этом затяжной и, можно сказать, «ползучей» тяжбе у «Транснефти» Токарева может появиться весь могущественный союзник.
Бывший вице-президент «Роснефти» по юридическим вопросам Лариса Каланда может перейти в «Транснефть» на пост вице-президента монополии. Начать работу на новом месте Каланда может с понедельника. Связаться с Каландой в пятницу не удалось. Представители «Транснефти» и «Роснефти» отказались от комментариев. Об уходе Каланды «Роснефть» сообщила в мае. Причины – личные обстоятельства, а также завершение пятилетнего контракта, объяснял тогда «Ведомостям» представитель компании. Как отмеают наблюдатели, Каланда ушла из компании из-за разногласий с главным исполнительным директором «Роснефти» Игорем Сечиным.
По словам знакомого одного из вице-президентов «Роснефти», за несколько месяцев до ухода Каланда говорила, что хотела бы работать в менее интенсивном темпе. Но и в «Транснефти» требования не менее жесткие, а дисциплина и рабочая обстановка напоминают армейские, вспоминает бывший работник монополии. Была информация, что Каланда собиралась перейти в «Газпром», поэтому ее появление в «Транснефти» неожиданно.
В конце мая «Роснефть» покинула Лариса Каланда – статс-секретарь – вице-президент и руководитель аппарата компании. В госкорпорации она считалась одним из самых влиятельных управленцев, и её отставка вызвала у многих недоумение. По официальной версии, Лариса Каланда завершила свою работу в нефтяном гиганте «по окончании срока действия контракта в связи с личными обстоятельствами».
Каланда стала далеко не первой из топов «Роснефти», внезапно решивших покинуть ряды госкорпорации – так, в 2015-м из компании также без видимых причин ушёл вице-президент Рашид Шарипов, кстати, руководивший аппаратом компании до Каланды. Резонансный уход нескольких ключевых топ-менеджеров породил множество, в том числе и конспирологических, версий среди журналистов.
Шарипов и Каланда
8 июля СМИ сообщили: ещё в 2012 году во Франции была зарегистрирована компания по приобретению и управлению недвижимостью Les Arcades. Владельцем одной доли в ней являлся мсье Рашид Шарипов, второй доли – мадемуазель Алина Каланда – дочь Ларисы Каланды. Les Arcades принадлежат две роскошные виллы, которые расположены по соседству на Лазурном Берегу в районе Ванс – приюте кинозвёзд и миллиардеров. Оценочная стоимость каждой виллы составляет от 30 до 50 млн евро. При этом о вилле Каланды известно, что дизайн её внутренних помещений выполнял Ален Госселен – знаменитый французский архитектор и декоратор интерьеров яхт в Монако, лофтов в Нью-Йорке и престижных резиденций в Дубае. Выполненный им дизайн обошёлся примерно в 2 млн евро.
Вся эта роскошь, судя по всему, старательно скрывалась от посторонних глаз. Иначе как расценивать факт, который приводит «Мосмонитор»: в апреле 2013 года Алина Каланда вышла из Les Arcades и вся 100-процентная доля оказалась сосредоточена в руках Рашида Шарипова. Почему это произошло? Нетрудно догадаться: именно в 2013 году Дмитрий Медведев подписал постановление, обязавшее сотрудников государственных компаний публично декларировать принадлежащее им имущество. В числе прочих в перечень вошла и «Роснефть». Таким образом, смена владельцев Les Arcades может считаться попыткой скрыть наличие у семьи Каланды роскошной виллы за рубежом.
Но, может быть, Шарипов просто посчитал, что одного дворца ему маловато, и решил выкупить у дочери Ларисы Каланды её долю? Похоже, что это предположение вряд ли соответствует истине. Потому как «Мосмонитор» приводит ещё один любопытный факт: оказывается, Шарипов и Каланда не только коллеги, но и родственники! Как выясняется, брат Каланды женат на сестре Шарипова, у них двое общих детей.
Свой человек в «Транснефти»
Информация, ставшая доступной, позволяет сформулировать версию ухода «родственников» из «Роснефти», простую и понятную, без сложной конспирологии: менеджеры ушли, потому что не хотели открыто декларировать свою роскошную зарубежную недвижимость, что неизбежно, если подчиняться корпоративным стандартам крупнейшей нефтяной компании.
Стоит отметить, что в «Транснефти», куда перешёл Рашид Шарипов, кстати, на должность вице-президента по вопросам недвижимости и земельных отношений, вряд ли практикуется столь жёсткий подход к раскрытию информации. Было бы странно, если бы глава компании Николай Токарев требовал бы от своих подчинённых такой открытости, если вспомнить о недавних громких публикациях в российских СМИ. Из этих публикаций следует, что ближайшие родственники главы «Транснефти» Николая Токарева, судя по всему, являются владельцами незадекларированной недвижимости в Хорватии.
Речь идёт о люксовом курортном комплексе, отношение к которому могут иметь зять и дочь Токарева. При этом среди менеджеров офшорной фирмы, управляющей отелем, присутствует некий Крешимир Филиппович, который заодно занимает должность первого вице-президента компании «Велесстрой» – одного из основных подрядчиков «Транснефти» по строительству нефтепроводов. То есть знакомый с материалами о хорватской недвижимости Токарева сотрудник «Транснефти» вправе ожидать толерантного подхода к раскрытию информации касательно своих доходов и активов. Что, по всей видимости, и способствует наплыву беженцев в эту компанию. Вот такая непростая дама может стать правой рукой Николая Токарева. Который, впрочем, по своим аппетитам» ни в чем не уступает Каланде.
Токарев
В Санкт-Петербурге был вынесен приговор по делу о мошенничестве при поставке труб для нефтепровода, от которого пострадала дочерняя компания ОАО «АК “Транснефть”» — ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга» (сейчас ООО «Транснефть — порт Усть-Луга»). Ущерб от действий злоумышленников следствие оценило в сумму свыше 3 млрд руб. Экс-советник председателя совета директоров ОАО «Компания “Усть-Луга”» Наталья Белякова, заключившая досудебное соглашение, приговорена к полутора годам колонии общего режима.
Как следует из материалов дела, внимание силовиков привлек контракт на строительство нефтебазы в порту Усть-Луга, которая является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы-2, соединяющей Брянщину и Балтику. На самом же деле, как считает следствие, вместо продукции, оговоренной в контракте, в период с июня 2010 по июнь 2011 года была поставлена «трубная продукция ненадлежащего качества» «труба, ранее бывшая в употреблении», «лежалая труба» и «новая труба более низкого качества». «Трубные» дела, как успели отметить многие игроки нефтегазового рынка – просто «фишка» «Транснефти»!
Трубы проверили на «прочность»
Планы по строительству нефтетрубопроводов, которые разработала компания «Транснефть», не соответствуют схемам развития нефтяной отрасли России. Такой вывод сделала Счетная палата по результатам проверки. Совсем недавно Счетная палата России выявила нарушения компанией в схемах развития всей отрасли. В инвестиционной программе нефтетранспортного монополиста, принятой до 2020 года, предусмотрено лишь 77 % от необходимого стране! Члены СП сделали выводы, что причиной этого стало «недостаточное взаимодействие» «Транснефти» с министерством энергетики.
«Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012 — 2020 годы объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов — только 24%», — дал тогда свое заключение аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Найдены были нарушения и закона о закупочной деятельности. По данным Счетной палаты, стоимость продукции, приобретенной с нарушениями, превысила 31 млрд рублей.
«Связь есть»!
Весной для Кремля был подготовлен экспертный доклад о деятельности «Транснефти». Согласно документу, в бизнесе компании косвенно, а то и прямо, участвуют высокопоставленные чиновники Правительства РФ. Эксперты говорят, что не только руководители госкомпании, но и некоторые чиновники Минэнерго РФ, неплохо зарабатывают за счет распределения квот на экспорт нефти через порты Козьмино, Усть-Луга и Приморск, а также на поставках нефти в Германию.
В итоге, многие компании вынуждены продавать углеводород через фирмы-дочки руководства «Транснефти»: «Altex Handal Gmbh», «Tenergy» и гонконгскую «гавань» «Concept Oil Service sLtd». Последняя базируется в порту Козьмино и связана с женой советника Минэнерго Михаила Столярова, а также с замминистра энергетики Алексеем Текслером! По подсчетам аналитиков, незаконная прибыль данных фирм может составлять 52−59 долларов за каждую прокачанную тонну «черного золота», то есть за год в одном оффшоре оседают сотни миллионов долларов.
Текслер и «Башнефть»
Именно с Текслером связывают странную сделку «Башнефти» на поставку сырой нефти оффшорному нефтяному трейдеру Concept Oil Services Limited. Согласно условиям контракта, «Башнефть» должна поставить по заниженным ценам офшорной прокладке из Гонконга нефти на 81 млрд рублей, то есть на 20% от стоимости собственных активов. Фирма, зарегистрированная в гонконгском офшоре, примечательна ровно тем, что ней трудилась Оксана Столярова – жена советника Минэнерго Михаила Столярова. При этом сам Столяров является подчиненным Текслера - замминистра энергетики России и… одновременно председателя совета директоров «Башнефти». Понятно, кто в итоге распоряжается многомиллиардными валютными «выводами» и из «Транснефти».
Так что Минэнерго «крепко» держит руку на «контроле» российской «нефтянки». Отдельная история «Транснефти» - это выделению экспорта высокосернистой нефти – не что иное, как афера с целью манипуляции малосернистыми потоками нефти на избранные мини НПЗ: «Парк ИНТЕХ», «Волга-Альянс», Ильский и Марийский НПЗ, АНГК. Поставки малосернистой нефти на эти НПЗ постоянно растут, только за последние два года «Транснефть» увеличила их почти вдвое до 21,2 млн тонн. Как отмечают нефтяные аналитики, из-за выделения высокосернистого экспортного потока резко сократилась экспортная пошлина Российской Федерации, а потери страны оцениваются уже сотнями миллиардов рублей.
При этом бюджетообразующие – нефтеперерабатывающие отрасли двух ключевых российских регионов: Башкирии и Татарстана, - фактически остались без основного источника дохода, что ведет к непредсказуемым социальным последствиям.
Тем не менее, все это не мешает избранным мини-НПЗ – в народе прозванных «самоварами» «Транснефти», дымить, выпуская низкокачественную продукцию.
«Самоварные» аферы?
Если соблюдать технологию «перегонки», то себестоимость производства ГСМ на «самоварах» возрастает в разы! Другое дело, если не «заморачиваться» качеством конечного продукта и продавать низкопробный бензин, под вывеской ликвидного, например, в Китай. Тогда прибыли становятся просто огромными при практически нулевых затратах. Ведь тем же китайцам продукция продается по вполне рыночным ценам». По данным некоторых СМИ, сегодня около двухсот предприятий, перерабатывающих нефть по «самоварной» технологии, работают без лицензий, с нарушениями правил промышленной, технической и экологической безопасности.
Who is Токарев?
78,1% оператора магистральных нефтепроводов России – «Транснефти» - принадлежит государству. Но блага от «черного золота» достаются друзьям и родственникам президента компании Николая Токарева. Появились данные, согласно которым жена, тесть и дочь господина Токарева с помощью коррупционных тендеров «Транснефти» приобрели многомиллиардный отельный бизнес в Хорватии. Так, владельцем некой местной фирмы «Катина» является зять Токарева Андрей Болотов. А учредителем другой супруга главы «Транснефти» Галина, успевшая, впрочем, передать отельный бизнес своей дочери Майе.
Тут и переброска львиной доли прибыли на «дочерние» компании, в результате чего государство годами недополучает дивиденды, и схемы с малосернистой нефтью и сетью мини-НПЗ, и увод денежных средств с использованием завышенных тарифов, и использование офшорных посреднических компаний и т.д., и т.п. Последняя история с трубами должна всерьез заинтересовать силовиков. И тогда «труба» станет делом самой «Транснефти» и его главы. Впрочем, по сведениям информированных источников, Николай Токарев уже сам готовится к отставке, после чего готовится сменить место жительства на берега солнечной Хорватии, дабы избежать неприятных вопросов компетентных органов.
Лариса Каланда поможет Николаю Токареву в борьбе с рейдерами-миноритариями от Игоря Сечина
В сражение между миноритариями "Транснефти" - фондом UCP Ильи Щербовича и самой компанией - вклинилась беглая вице-президент "Роснефти" по юридическим вопросам Лариса Каланда. Теперь она будет играть против "сечинских" наймитов на стороне Николая Токарева.