Как рассказал „Ъ“ главный режиссер Самарского драматического театра им. Горького Валерий Гришко, он считает оскорбительным высказывание депутата губернской думы Дмитрия Сивиркина, назвавшего его «не любящим Родину», и намерен подать на него в суд. Валерий Гришко сыграл роль священнослужителя в номинированном на «Оскар» фильме «Левиафан». Дмитрий Сивиркин посчитал созданный господином Гришко образ «хамским» и «оскорбляющим Церковь», а самого Валерия Гришко назвал «не шибко грамотным, беспринципным и очень не любящим Родину совком», «этакой быдлятиной, рядящейся в тогу интеллигента».
Главный режиссер Самарского академического театра драмы им. Горького Валерий Гришко намерен подать заявление в суд на депутата губернской думы Дмитрия Сивиркина за оскорбление. Об этом „Ъ“ сообщил сам господин Гришко.
Напомним, Валерий Гришко сыграл роль священнослужителя в вызвавшей весьма неоднозначную реакцию кинокартине «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Лента Андрея Звягинцева получила признание на Западе и критику в России. Картина уже получила «Золотой глобус» и награду Каннского фестиваля за лучший сценарий, а в настоящее время вошла в шорт-лист как номинант на премию «Оскар». В основном в России фильм критикуют за его якобы антиклерикальную настроенность, а также за то, что в нем российская действительность показана слишком уж мрачно. Министр культуры РФ Владимир Мединский после просмотра фильма заявил, что лента оставила у него «сложные» впечатления. Так, его поразила ненормативная лексика героев фильма, а также постоянное употребление ими алкогольных напитков. «Фильм талантливый, но мне не понравился», — заявил Владимир Мединский.
В январе текущего года на одном из самарских порталов была опубликована заметка депутата губернской думы Дмитрия Сивиркина, в которой он высказал свое мнение относительно фильма «Левиафан», а также относительно того, что роль священника в нем исполнил главный режиссер самарского театра драмы Валерий Гришко. «Почему в этом кино, оскорбляющем нашу власть и Православие, снялся в хамской роли архиерея, оскорбляющей Церковь, главреж Самарского академического театра драмы Валерий Гришко? Получающий от этой власти (из самарского бюджета) очень неплохое содержание. Вот такая она, наша Самарская либеральная творческая интеллигенция. И денежку у тебя возьмет, и жиденько обкакает», — написал Дмитрий Сивиркин в своей заметке и назвал Валерия Гришко «не шибко грамотным, беспринципным и очень не любящим Родину совком», «этакой быдлятиной, рядящейся в тогу интеллигента».
Буквально на следующий день в сети появилось открытое письмо самарских общественников на имя министра культуры области Ольги Рыбаковой и председателя комитета по культуре губдумы Александра Милеева, в котором они просят разобраться в сложившейся ситуации. Подписи под этим письмом поставили 16 представителей общественности. В их числе депутат губдумы Дмитрий Сивиркин, его коллега Владимир Дуцев, председатель Самарской областной писательской организации Александр Громов, архимандрит Георгий (Шестун). Образ, созданный Валерием Гришко, они назвали «циничной и грязной пародией на русский православный епископат», «фиглярским издевательством над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым Православием». Недоумение у авторов письма вызвало то, что Валерий Гришко, работая в государственном театре, снялся в этой роли. «Очень хочется, чтобы наш минкульт разрешил эту странную и нездоровую ситуацию», — отмечается в письме.
В региональном министерстве культуры вчера получить комментарии не удалось — на вопрос „Ъ“ не ответили. Телефон Александра Милеева был отключен.
Тем временем Валерий Гришко рассказал „Ъ“, что еще до появления заметки господина Сивиркина в театр поступил запрос из регионального минкульта, в котором просили предоставить сведения о его заработной плате. Кроме того, Валерий Гришко сообщил, что намерен подать в суд на Дмитрия Сивиркина за оскорбление, а именно за то, что в своей заметке он назвал его человеком, не любящим Родину. «Сначала я думал, что не стоит тратить на это время. Но оскорбление идет не только в мой адрес, но и в адрес моих отца и матери. Мой отец — фронтовик, мама всю войну трудилась на тяжелых работах в Германии. Соревноваться за любовь к Родине с этим господином, имя которого я узнал позавчера, я не намерен», — пояснил Валерий Гришков, но добавил, что честь свою обязательно защитит, «даже если это не принесет денег». «Могу сказать господину Сивиркину сразу, что моя зарплата в театре за счет бюджета составляет 16 тыс. рублей», — заявил Валерий Гришко, добавив, что столь неоднозначная реакция на фильм была им вполне ожидаема. «Это продиктовано и фильмом, и политической ситуацией, в которой мы все находимся. Для меня здесь ничего неожиданного нет. Неожиданным стало, когда люди опустились до площадной брани и хамства», — подытожил господин Гришко.
Дмитрий Сивиркин одним из возможных выходов в сложившейся ситуации назвал «церковное покаяние Гришко, потому что он, оскорбив своей ролью весь русский епископат, оскорбил всех верующих людей России». Намерения Валерия Гришко по обращению в суд господин Сивиркин прокомментировал так: «В интервью одному из московских порталов Гришко заявил, что намерен доказать, что он не обкакивает жиденько нашу Родину. Могу лишь сказать, что я мог и ошибиться — в фильме „Левиафан“ нашу родину с ее многовековыми православными традициями он обгадил не жиденько, а густо. Также Гришко собирается судиться со мной по поводу того, что я назвал его быдлятиной, не любящей свою Родину. Об этом он тоже заявил прессе. Тут хочу пояснить, что быдлятина является производным от слова быдло, которое имеет массу значений и толкований (достаточно заглянуть в словари Ожегова или Ушакова). Скажу, что я, называя Гришко быдлятиной, рядящейся в тогу интеллигента, не имел в виду толкование этого слова как крупный рогатый скот, скорее подходит другое толкование: подневольный человек, выполняющий тяжелую работу. Думаю, что такой он и есть, и выполняет свою работу по заказу ходорковских, гельманов и каспаровых. Лично для меня слово „быдлятина“ обозначает квинтэссенцию всяческой пошлости и бездарности, каковыми и являются, на мой взгляд, сам фильм „Левиафан“, а также господин Гришко», — заявил Дмитрий Сивиркин и добавил, что «никто из верующих знать не знал ни про какого Гришко, пока он не устроил свою атаку на православие, снявшись в фильме „Левиафан“».
Руководитель самарского киноклуба «Ракурс», киновед Михаил Куперберг в беседе с „Ъ“ рассказал, что к фильму у него отношение неоднозначное. «Я больше разочарован, но не теми вещами, про которые говорят „ура-патриоты“, а, скорее, художественной структурой», — заметил господин Куперберг. Он назвал «Левиафан» важным публицистическим высказыванием о том, что происходит в стране, весьма точным, по его мнению, но немного запоздалым. Художественный руководитель самарского драмтеатра Вячеслав Гвоздков заявил „Ъ“, что, по его мнению, виновата во всей этой ситуации министр культуры региона. «На мой взгляд, она подожгла всю эту ситуацию. Это моя версия. За два дня до появления этой статьи в театре ни с того ни с сего попросили сведения о зарплате Гришко. Я сразу сказал, что это касается фильма», — рассказал Вячеслав Гвоздков.
«Левиафан» стал самарской драмой
Валерий Гришко будет судиться с Дмитрием Сивиркиным.