Национальный парк «Лосиный Остров» потерял контроль над 16 гектарами земли. Верховный суд решил, что особо охраняемая природная территория (ООПТ) и Минприроды не имеют прав на территории, принадлежащие сторонним пользователям, но находящиеся на территории нацпарка и входящие в его состав.
Решение было вынесено 22 апреля 2019 года, но известно об этом стало только сейчас. Суд признал, что спорными участками может по своему усмотрению распоряжаться компания «ТТК-Абрамцево».
При этом сами спорные участки не будут вырезаны из национального парка и останутся частью ООПТ. По идее, сделать это невозможно: согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», у ООПТ нельзя отчуждать участки земли. Об этом говорят и более ранние постановления Верховного суда. Однако управлять пресловутыми 16 гектарами будет «ТТК-Абрамцево» — компания планирует построить на этой территории торговый центр.
Было ваше — стало наше
В суде «ТТК-Абрамцево» всего лишь хотела, чтобы с принадлежащего ей участка сняли особую охрану. Так как спорные 16 гектаров находятся в национальном парке, на них было обременение: на территории заповедной зоны не допускается, например, разведка и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова и выделение участков под строительство. Но если снять с территории особо охраняемый статус, не выводя ее из состава нацпарка, то формально ни один закон не будет нарушен.
«Данное решение — это то, что в юридической практике называют казуистикой. На самом деле никто границы ООПТ не пересматривал и под сомнение не ставил. Если почитать иск, который был подан изначально собственниками участков, то там они оспаривали решение о внесении записи в кадастровый паспорт участка, которое устанавливало обременение режимом национального парка», — поясняет Антон Хлынов, председатель комиссии по устойчивому развитию и экологической безопасности Московского региона подмосковного отделения Русского географического общества.
Опасения Хлынова разделяет и другой эксперт, юрист Гринпис России Михаил Крейндлин.
«Проблема в том, что эти 16 гектаров принадлежат сторонним пользователям. И теперь встает вопрос, как это решение будут дальше трактовать. Поскольку теперь эта земля не относится к землям парка, только к территории. А территорией может быть, например, площадь под забором», — заявил юрист.
Получилась парадоксальная ситуация: и национальный парк есть, и охранный статус на территории есть, но теперь не на всей. В целом «Лосиный Остров» делится на две части: это собственно леса, водно-болотные угодья, луга и вся остальная территория, на которой могут быть, например, дачи, выделенные людям еще до образования парка. Эти две части парка объединяет общий режим, который нужен для выполнения основных функций ООПТ: сохранения природных и культурных объектов, экопросвещения и туризма и научной деятельности.
«Любой национальный парк состоит из двух больших частей. Это земли, полностью изъятые из хозяйственного оборота, и остальные земельные участки, на которых могут даже целые населенные пункты располагаться. Потому что есть территория, обремененная режимом, а есть земельный участок, который можно предоставлять кому угодно в рамках законодательства», — рассказывает Хлынов.
Дороги смерти
Потеря контроля именно над этими 16 гектарами для нацпарка не смертельна. Участок и так отрезан от лесной части дачными постройками, но прецедент, по мнению экологов, создан опасный. Ведь на землях, расположенных всего в нескольких километрах от Москвы, и так находятся дачные участки, планируется постройка двух дорог (железнодорожной и автомобильной) и еще один торговый центр.
«Прецедент создан крайне опасный, потому что теперь другие участки, находящиеся в границах нацпарка, смогут претендовать на снятие обременения. Хотя, конечно, у нас не прецедентное право и каждое новое дело рассматривается отдельно. С другой стороны, непонятно, почему Минприроды не оспаривает это решение и не подает встречный иск», — делится своими переживаниями Хлынов.
По словам Крейндлина, никаких исковых заявлений больше быть не может. Поскольку решение Верховного суда и так было вынесено после апелляции. Однако на пути у застройщика еще стоит необходимость пройти экологическую экспертизу проекта и получить разрешение от Минприроды, по крайней мере, так дела обстоят в теории.
«Никакой апелляции тут быть не может, поскольку данное решение, вынесенное Верховным судом, уже касалось кассационной жалобы. И теперь после согласования с Минприроды собственник земли может построить там свой торговый комплекс», — пояснил эксперт Гринпис.
А вот железная дорога, которую планируют построить через «Лосиный Остров», совершенно незаконна, несмотря на поручение премьер-министра Дмитрия Медведева построить через ООПТ участок Московских центральных диаметров. По проекту, магистраль должна соединить Пушкино и Домодедово, стройку хотят завершить до 2025 года.
«С дорогами совсем другая история, хотя, конечно, этот случай могут попытаться использовать. Там из нацпарка пытаются именно вырезать участки, что совершенно незаконно, потому что он неделим», — поясняет Крейндлин.
Совет по правам человека при президенте России уже направил письмо на имя Медведева, в котором изложил причины своего несогласия с проектом дороги. А также предложил другие варианты прокладки МЦД.
«Лосиный Остров» — это уникальный национальный парк, крупнейший лесной массив в черте города в Европе. Здесь обитают около 70 лосей, 300 пятнистых оленей, множество кабанов и зайцев, а также другие животные. Заповедная зона была создана в 1983 году.
«Лосиный Остров»: нацпарк проиграл в Верховном суде контроль над 16 га земель
Национальный парк «Лосиный Остров» потерял контроль над 16 гектарами земли. Верховный суд решил, что особо охраняемая природная территория (ООПТ) и Минприроды не имеют прав на территории, принадлежащие сторонним пользователям, но находящиеся на территории нацпарка и входящие в его состав.