Его привлекли за злоупотребление должностными полномочиями в деле о многомиллионных хищениях в рамках госзакупок валидаторов и бесконтактных смарт-карт для наземного транспорта Петербурга. Экс-чиновник вину признал и дал развернутые показания на предполагаемых подельников, среди которых – бывший глава комитета Попов, действующий зампред Олег Матвеев и глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин.
Уголовное дело в отношении первого зампреда комитета по транспорту Игоря Маилова начиналось весьма загадочно. В феврале 2013 года его задержали прямо на рабочем месте оперативники УФСБ по Петербургу и Ленобласти, а затем по решению суда арестовали. Однако в чем именно подозревается Маилов, чекисты раскрывать тогда не хотели. В июле бывший зампред, который к тому времени давно написал заявление об уходе по собственному желанию, покинул СИЗО и находился под подпиской о невыезде. 30 января состоялось заседание Московского районного суда, на котором наконец стали известны подробности этой истории.
Игоря Маилова в январе 2011 года назначили на пост первого зампреда комитета. Он непосредственно руководил отделом капстроительства и технической политики и отделом развития инновационных технологий на транспортном комплексе и отвечал за реконструкцию и модернизацию городского пассажирского транспорта. В частности, курировал закупки ручных и стационарных валидаторов, а также бесконтактных смарт-карт.
Начало
Как установило следствие, Маилов умышленно вступил в преступный сговор с директором казенного учреждения «Организатор перевозок» Владимиром Михайловым на незаконное получение не меньше 13,4 млн рублей, из которых первому зампреду предназначались 3 млн. Из обвинительного заключения, основанного во многом на признательных показаниях Маилова, следует, что схема завладения бюджетными деньгами заключалась в аферах с госконтрактами на поставку валидаторов и бесконтактных смарт-карт. Конкурсную документацию составляли под конкретного подрядчика – фирму «СТЭК» и аффилированные с ней компании, в том числе «МФ-Тариф», за которыми стояли предприниматель Елена Макова и ее отец Николай Петрович. Должностные лица комитета и «Организатора перевозок», выступавшего заказчиком услуг и товаров, судя по словам прокурора, обеспечивали этим компаниям победы в конкурсах.
«За это Макова должна была выплатить не менее 8 процентов от суммы контрактов, заключенных в 2011 - 2012 годах», - уточнила условия сделки гособвинитель.
Сговор исключал участие сторонних организаций. Техническое задание заказчик составлял на основе индивидуальных особенностей оборудования фирм Маковых, поэтому они выступали единственным участником аукционов и выигрывали их с максимальной ценой контракта. Как показал на следствии Игорь Маилов, конкурсную документацию готовили в «Организаторе перевозок» и отправляли ему на согласование.
Велел делиться
Первый зампред должен был от Маковых через Михайлова получать в месяц 800 тыс. рублей. Сам Маилов сообщил чекистам в рамках досудебного соглашения: о преступной схеме с поставкой оборудования знал его шеф, председатель комитета Станислав Попов, а также коллеги – зампред Олег Матвеев и Андрей Лызин. Отметим, что Станислав Попов покинул кресло председателя в августе 2013 года, Матвеев по-прежнему работает в комитете, а Лызин сейчас возглавляет ГУП «Пассажиравтотранс».
«По указанию Попова Маилов должен был ему, Попову, передавать 300 тысяч рублей ежемесячно, а Матвееву и Лызину – по 100 тысяч», – на покровительственных расценках гособвинитель немного закашлялась. Таким образом, самому Игорю Маилову оставались 300 тысяч.
По оговоренной схеме, после необходимой корректировки плана конкурсных процедур в 2011 году прошли крупные конкурсы на поставку оборудования и бесконтактных проездных. 15 февраля - на 35,6 млн, 25 апреля - на 15,7 млн, 11 августа - на 35,2 млн, 8 сентября - на 68,5 млн, 11 ноября - на 62,9 млн, 24 ноября - на 27,5 млн.
Поступления в карманы чиновников, как признался Игорь Маилов, шли исправно в течение 10 месяцев, до мая 2012-го. Всего Игорь Викторович получил через Михайлова 8 млн рублей, из которых три присвоил.
«Также Маилов передавал Попову десять раз по 300 тысяч рублей, а всего 3 миллиона, Матвееву - 1 миллион рублей, Лызину - 1 миллион рублей», - подытожила прокурор, зачитывая обвинительное заключение.
Должностные лица «Организатора перевозок», включенные в преступную схему, также, судя по материалам дела, получали деньги от Маковых. От 1 млн до 1,8 млн за десять месяцев каждый.
Судя по всему, схема перестала работать незадолго до того, как чекисты задержали Владимира Михайлова.
Особый порядок
Процесс вышел скорым, дело Маилова слушали в особом порядке.
Судья Татьяна Трегулова спросила подсудимого:
- Согласны с обвинением?
- В полном объеме, - был ответ.
- Кого из соучастников вы изобличили в соответствии с досудебным соглашением о сотрудничестве?
- Я изобличил председателя комитета Попова, заместителей председателя Лызина и Матвеева, - довольно робко, но - куда деваться - четко произнес Игорь Викторович.
- В отношении их возбуждено уголовное дело? - продолжала судья.
- Да.
Также, как следует из представления прокуратуры, Маилов дал показания на сотрудников "Организатора перевозок".
В прениях гособвинитель была крайне благожелательна к фигуранту. Учла, что он добровольно выдал незаконно полученные три миллиона, раскаялся, дал показания на предполагаемых соучастников, то есть выполнил условия досудебного соглашения, характеризуется положительно и ранее не судим.
"Полагаю, должно быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности на государственной гражданской службе в течение трех лет", - сообщила она суду.
В последнем слове Игорь Маилов также попросил не лишать его свободы: "Я осознал, какой урон нанес обществу и причинил боль - близким. Не считаю себя опасным. Работать в органах государственной власти, решил для себя, никогда больше не буду. Выбрал путь частного бизнеса".
Судья Татьяна Трегулова предсказуемо признала покаявшегося экс-чиновника виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, повторила смягчающие обстоятельства (активная помощь следствию и возмещение ущерба) и приговорила его к лишению права занимать должности на госслужбе на три года, меру пресечения в виде подписки о невыезде отменила. Маилов внешне был доволен.
Дело бывшего директора "Организатора перевозок" также выделили в отдельное производство из основного, процесс над ним проходит в Кировском райсуде.
В УФСБ по Петербургу и Ленинградской области «Фонтанке» сообщили, что уголовное дело в отношении других фигурантов находится на стадии предварительного следствия. Бывший глава комитета по транспорту Станислав Попов сообщил «Фонтанке», что ничего не знает о следствии, а комментировать обвинении Маилова отказался. Глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин, в свою очередь, рассказал, что имел беседу с правоохранительными органами, а также подчеркнул, что в бытность работы в комитете курировал совсем другое направление – пассажирские перевозки, а не закупку оборудования. Отметим, что другое направление – выплату субсидий – курирует и действующий зампред Олег Матвеев.
Маилов сдал ФСБ всех
Московский райсуд вынес приговор бывшему первому зампреду комитета по транспорту Игорю Маилову.