«Корпорация развития Среднего Урала» и администрация Серова лишились десятков миллионов рублей из-за банкротства СК «Партнер» Максима Фишера. Компания почти одновременно с контрактом на строительство индустриального парка в Краснотурьинске получила кредит от «дочки» КРСУ, но заем не вернула, а достройку затянула. При этом ранее представители областной власти предостерегали КРСУ от сотрудничества с фирмами Фишера, которые на момент начала работ уже приближались к банкротству. Тем не менее, «СК «Партнер» продолжала получать контракты на строительство домов в рамках программ переселения из ветхого жилья и предоставления квартир детям-сиротам. В результате стройка была заморожена, а муниципалитет, как и КРСУ, пытается вернуть средства в ходе банкротства «Партнера» и лично Фишера. В корпорации же после скандала с подрядчиком и вовсе ушли от открытого выбора исполнителей контрактов через систему госзакупок и финансируют проекты, на которые выделяются средства из бюджета региона, через гражданские договоры.
АО «Корпорация развития Среднего Урала» (учреждена в 2010 году Министерством по управлению госимуществом Свердловской области) в рамках иска о банкротстве предпринимателя Максима Фишера потребовала с него 18 млн рублей. В настоящее время в дело входят и другие кредиторы, и общий объем требований может кратно вырасти.
Так, например, конкурсный управляющий ООО «СК «Партнер» Павел Кичеджи ходатайствовал о привлечении Фишера как собственника фирмы к субсидиарной ответственности на 230 млн рублей.
СК «Партнер» занималась строительством первого бизнес-инкубатора на территории индустриального парка «Богословский» в Краснотурьинске. Причем средства для собственной деятельности привлекала в рамках займа от УК «Богословский производственный бизнес-инкубатор», которая, как сообщала ранее «Правда УрФО», получила перед началом стройки заем от КРСУ более чем в 60 млн рублей.
В ходе конкурсного производства «СК «Партнер» от долга избавилась, перепродав его ООО «СК «Марк» (по данным «Контур.Фокус» учредитель и собственник компании Сергей Морозов значится учредителем более сотни фирм). Однако утвержденный график платежей, предусматривавший погашение долга еще в 2019 году, приобретатель долга не соблюдал. В рамках арбитражного иска КРСУ к СК «Марк» было заключено новое соглашение о погашении тела долга в 15,4 млн рублей до 2021 года.
В КРСУ, впрочем, отрицают бюджетное финансирование строительства бизнес-инкубатора, заявляя, что СК «Партнер» вел работы за собственный счет, а «требование на 18 млн рублей основано на неисполнении Фишером М.В. гражданско-правовых обязательств перед КРСУ». Суть обязательств Фишера представители корпорации не пояснили.
Примечательно, что длительных судебных разбирательств с попытками возврата бюджетных средств, вероятно, можно было избежать еще и при выборе подрядчика на строительство бизнес-инкубатора в индустриальном парке «Богословском». СК «Партнер» получило контракт на 52,7 млн на создание объекта в июле 2017 года, будучи единственным участником торгов. На тот момент в компании уже были проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам, о чем сообщала «Правда УрФО».
Иск о банкротстве фирмы был подан в ноябре того же года, а завершать работы по строительству инкубатора пришлось уже в 2018 году, хотя изначально предполагалось завершить в сентябре 2017 года. Исполнение собственных обязанностей по контракту КРСУ делегировало УК «Богословский производственный бизнес-инкубатор» и одновременно кредитовало свою «дочку» на 60 млн рублей.
При этом менеджеры КРСУ, вероятно, были уведомлены о скромных возможностях фирм Фишера для строительства объекта. В 2014 году одна из его компаний оказалась единственным претендентом на строительство водовода в Краснотурьинске за 700 млн рублей, а более солидные застройщики не были допущены к торгам уже на первом этапе. Продвижение фирмы на торгах источники издания связывали с протекцией отдельных чиновников администрации Краснотурьинска.
В результате в ситуацию пришлось вмешиваться лично Денису Паслеру, занимавшему на тот момент пост главы правительства Свердловской области.
От действий СК «Партнер» пострадали и жители Серова. В 2016 году компания взялась за строительство дома на 80 квартир, где планировалась предоставить квартиры в рамках программ переселения из ветхого жилья, а также обеспечения им детей-сирот. Однако стройка так и остановилась на этапе фундамента, а администрация Серова тщетно пытается вернуть почти 25 млн рублей, уплаченных компании в качестве аванса.
В результате проекты переселения были отложены. Как отмечает глава Управления капитального строительства Серова Андрей Рагозин, часть муниципальных средств была перенесена на возведение другого дома на 38 квартир, введенного в прошлом году. «После случая с этим домом администрация ушла от практики предоплаты. Теперь квартиры будут выкупаться в домах со стадией готовности от 70%», – пояснили в пресс-службе администрации муниципалитета.
Свои выводы из сотрудничества с СК «Партнер», вероятно, сделали и в КРСУ. Второй бизнес-инкубатор, на который из бюджета была направлена субсидия в 61 млн рублей, строится новым подрядчиком. Однако данных о наличии торгов по его выбору система госзакупок не приводит.
Как удалось узнать изданию, работы на объекте ведет ООО «ВКС Групп», зарегистрированное в 2015 году. Учредителем с 2018 года выступает Анна Козлова, гендиректором – Денис Ларихин. Он же является и директором фирмы «Анро», которая согласно отыгранным торгам получила контракты на поставку отопительного оборудования и его наладку в бизнес-инкубаторе «Богословского».
В «ВСК-Групп» «Правде УрФО» подтвердили, что компания строит второй бизнес-инкубатор в индустриальном парке, однако точные сроки завершения работ назвать не смогли, сообщив, что ответственный за проект сотрудник находится в отпуске.
По обновленным данным «Корпорации развития Среднего Урала», объект будет сдан в 4 квартале 2020 года. Отказ от привлечения через систему госзакупок исполнителя работ, на проведение которых субсидия выделена из областного бюджета, в КРСУ объяснили заключением гражданско-правового договора между подконтрольной АО УК «Промпарк «Богословский» и ООО «ВКС-Групп».
В отличие от системы госзакупок, позволяющей в открытом доступе отследить исполнение контракта, в случае с гражданским договором такая возможность отсутствует.
«Деятельность КРСУ похожа на двуликого Януса. Если в случае с первым бизнес-инкубатором корпорация еще хоть как-то пыталась «имитировать» действия в государственном интересе за госсчет, то во втором просто перестала скрываться и заключила контракт с нужной компанией. В первом случае КРСУ, вероятно, знала о проблемах подрядчика, но заключила с ним контракт в силу «властных» рекомендаций «уважаемых» людей. Во втором случае просто и «тупо» нужно было строить объекты, за которые менеджеры нашей свердловской «прокладки» отвечают головой», – заключает адвокат Иван Кадочников.
В КРСУ индустриальный парк «Богословский» и работающие в нем бизнес-инкубаторы считают основным активом общества. По данным корпорации, компании, готовые полностью занять площади второго бизнес-инкубатора в 1,5 тыс. кв. м якобы уже найдены.
Максим Фишер вылупился из бизнес-инкубатора
Конкурсный управляющий указал на долги СК «Партнер» в сотни миллионов рублей.