Компания "Салиса", по данным "Ъ", связанная с холдингом Игоря Зюзина, потребовала банкротства Волгоградского и Энгельсского трубного заводов. Аналитики ждут новых исков.
Заложенный по кредиту "Мечела" Волгоградский завод труб малого диаметра (ВЗТМД), входящий в группу "Эстар" Вадима Варшавского, вчера попросил признать себя банкротом, свидетельствуют данные картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда (ВАС). Но ВЗТМД опередило московское ООО "Салиса": 30 сентября оно подало аналогичные заявление к заводу и другому активу "Эстара" — Энгельсскому трубному заводу (ЭТЗ; также заложен "Мечелу"). Арбитражные суды Волгоградской и Саратовской областей соответственно приняли заявления, первое заседание по иску к ВЗТМД назначено на 22 октября, к ЭТЗ — на 2 ноября.
По данным СПАРК, созданная в апреле 2012 года "Салиса" занимается вложениями в ценные бумаги и принадлежит кипрской Storestco Ltd, а возглавляющий ее Вадим Касторнов входит в совет директоров ЭТЗ. Указанные в СПАРК контакты "Салисы" — это общий телефон "Мечела". Исходя из данных картотеки ВАС, "Салиса" участвовала и участвует в ряде споров компаний "Мечела" с компаниями "Эстара", выступая правопреемником структур холдинга Игоря Зюзина. Знакомый с ситуацией источник "Ъ", а также один из участников рынка сказали, что "Салиса" действительно связана с "Мечелом", хотя формальной аффилированности нет. В публичных документах холдинга эта связь не прослеживается, представитель "Мечела" отказался от комментариев. Вадим Варшавский вчера не ответил на вопросы "Ъ", ранее его представители говорили, что бизнесмен "не комментирует эту тему до конца года".
Дочерняя структура "Мечела" Skyblock Limited 27 сентября выиграла иск на $738,6 млн к шести компаниям "Эстара" — кипрской Cyberlink Limited, трейдинговой "ООО "Металлург-траст"", ОАО "Гурьевский металлургический завод", ОАО ВЗТМД, ОАО "Златоустовский металлургический завод" (ЗМЗ) и ЗАО "Металлург Ресурс", владеющему частью имущества ЗМЗ. Этот иск — следствие того, что "Эстар" не расплатился в июле с "Мечелом" по кредиту на $944,5 млн, выданному в ноябре 2011 года и обеспеченному залогом активов "Эстара". В консолидированной отчетности за 2012 год, опубликованной в апреле, "Мечел" указывал, что сумма долга "Эстара" на тот момент снизилась до $731 млн, но вероятность его возврата была признана нулевой, и холдинг сформировал под него резерв в размере $896,4 млн. По итогам 2012 года "Мечел" показал рекордный для российских металлургов убыток в размере $1,7 млрд, во многом обусловленный формированием этого резерва.
Олег Петропавловский из БКС полагает, что "Мечел" начал банкротство ЭТЗ и ВЗТМД, чтобы облегчить начавшиеся недавно переговоры с кредиторами об изменении ковенантов (см. вчерашний "Ъ"), ведь консолидация проблемных активов повлечет за собой увеличение долговой нагрузки холдинга. Аналитик добавляет, что для "Мечела", пошедшего на большие списания по итогам года, было бы неплохо вернуть хоть часть денег, поэтому холдингу, скорее всего, придется банкротить и другие активы "Эстара".
По словам руководителя судебно-арбитражной практики адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Сергея Ковалева, "Мечел" как мажоритарный кредитор получит возможность назначить своего конкурсного управляющего и контролировать процедуру продажи имущества заводов с торгов. Но быстро получить деньги у "Мечела" не получится, поскольку процедура банкротства может длиться годами, замечает юрист.
‟Мечел‟ обанкротит ненужное: компания не хочет брать активы ‟Эстара‟ на себя
Мечел решил не утяжелять свой баланс проблемными активами группы "Эстар", которые заложены ему по кредиту на $945 млн.