Миллиардера Фетисова обвиняют в мошенничестве на 555 миллионов
Следователи утверждают, что 11 новых владельцев «Моего Банка» расплатились за него активами самого банка. При чем здесь Глеб Фетисов?
Следственный Комитет России предъявил официальное обвинение бывшему владельцу «Моего Банка» Глебу Фетисову (состояние — $1,9 млрд, 55-е место в рейтинге богатейших бизнесменов Forbes-2013). Forbes ознакомился с постановлением СКР: в нем говорится, что Фетисов похитил у банка 555 млн рублей при участии 11 новых собственников банка, купивших его в ноябре 2013 года.
«Мой Банк» с активами 18 млрд рублей входил во вторую сотню российских банков. В конце ноября 2013 года Фетисов, решивший распродать все свои активы, чтобы заняться политикой, продал банк 11 физическим лицам. Вскоре после продажи банк перестал обслуживать вкладчиков. Банк России оценил дыру в банке в 10 млрд рублей и отозвал у него лицензию. Спустя месяц, 28 февраля 2014 года, Фетисова задержали в аэропорту по прилету из Франции. В тот же день суд вынес постановление о его аресте на два месяца в рамках расследования дела по статье 159 УК (мошенничество).
В постановлении о привлечении Фетисова в качестве обвиняемого следователи пишут, что он из корыстных побуждений совершил две взаимосвязанных сделки. В первой он якобы «заместил«» деньгами находившиеся на балансе банка акции телекоммуникационного холдинга Altimo. В ходе второй сделки часть этих денег поступила на счета новых бенефициаров банка в счет оплаты покупки банком у них неликвидных акций компании Spyker Cars N.V. по завышенной цене. Полученными деньгами в сумме $17 млн, как утверждает СКР, новые владельцы и рассчитались с Фетисовым. Как это стало возможно?
Акции холдинга Altimo Фетисов безвозмездно передал банку для его поддержки еще в 2009—2010 годах, тогда они были оценены примерно в 500 млн рублей. Холдинг, контролируемый «Альфа-Групп», владел акциями «Вымпелкома». Акции Altimo на балансе банка не переоценивались, говорит бывший топ-менеджер банка. С тех пор их стоимость выросла примерно в два раза до $38 млн.
В 2013 году Фетисов выкупил эти акции по номинальной стоимости, вместо ценных бумаг банк получил деньги. Акции Altimo были «похищены путем их продажи» — так описывает в обвинительном постановлении эту сделку следователь Роман Нестеров, известный расследованием дел в отношении политика Алексея Навального.
Как утверждает следователь, «продолжая осуществлять задуманное», Фетисов договорился о продаже банка с Игорем Антоновым, Михаилом Барановым, Геннадием Бесчастновым (Эстония), Алексейсом Бойко (Латвия), Ларисой Васильевой, Максимом Голодницким, Владимиром Малиным, Джанни Ливио Росси (Великобритания), Ринатом Сетдиковым, Викторией Урбанович и Валерием Шуватовым.
Одновременно, по мнению следствия, они договорились о покупке банком у новых собственников акций Spyker. Они выручили от $0,5 млн до $1,7 млн каждый, весь пакет «Мой Банк» выкупил за $17 млн. Однако рыночная стоимость пакета акций на середину сентября, до того как они были сняты с торгов, была всего $66 000. Бумаги о сделках банка с акциями Spyker подписывала председатель правления банка Кира Андрианова. Следователь считает, что ее ввел в заблуждение Фетисов, пообещавший одобрение сделок новыми владельцами, об их истинной стоимости она якобы не знала.
Договоры на брокерское обслуживание, в рамках которого проводились операции с акциями Spyker, банк заключил 12 ноября 2013 года. Сделка о продаже самого банка была заключена 19 ноября. Деньги от продажи Altimo в банк поступили двумя траншами 25 и 26 ноября и тут же ушли на оплату акций Spyker. Эти деньги покупатели банка не оставили себе, а перечислили Фетисову в счет оплаты «Моего Банка», пишет следователь Нестеров.
В результате связанных, по мнению следствия, финансовых операций «Мой Банк» сменил владельцев, при этом вместо акций Altimo на балансе «Моего Банка» оказался дутый актив — акции Spyker. Ущерб банку, причиненный Фетисовым, следствие оценило в 555 млн рублей ($17 млн).
Бывший зампред Банка России Ринат Сетдиков подтвердил: за долю в «Моем банке» он расплатился после получения денег от продажи акций Spyker. Однако он утверждает, что сделки не связаны между собой.
Адвокат Фетисова Александр Добровинский подтвердил получение обвинения. «Набор слов, который фигурирует в документе, непонятен», — сказал он и пообещал отреагировать на него позже. По его словам, позиция самого Фетисова не менялась: он считает, что обвинения носят надуманный характер и обусловлены политическими мотивами.
«Сделки с акциями Altimo и Spyker никак не связаны между собой. У Глеба Фетисова было право выкупить акции Altimo. За «Мой Банк» он получил живые деньги и не знает, откуда их взяли новые акционеры», — заявил пресс-секретарь Фетисова Игорь Пылаев. По его словам, сделку по продаже банка структурировал председатель совета директоров банка Михаил Миримский при участии покупателей и вопросы о выводе средств из банка следует задавать им. Бывший глава РФФИ Владимир Малин, ставший миноритарным акционером банка, пообещал прокомментировать выводы следствия и сделку с акциями Spyker позже.
Дыра размером около 8 млрд рублей существовала до продажи банка и не была секретом для новых собственников, говорил другой источник, близкий к бывшим акционерам. Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев говорил, что из банка исчезло 90% активов.
Пока что главный эпизод обвинения — хищение около полумиллиарда рублей. Однако представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что следствие проверит информацию о причастности Фетисова к «другим аналогичным преступлениям».
Пылаев говорит, что представители Фетисова еще в феврале сделали регулятору оферту, в рамках которой он берется погасить все обязательства банка в случае их реструктуризации на срок десять лет. Комментарий ЦБ получить не удалось, в АСВ сказали, что никаких предложений от Фетисова не получали.