Американское издание BuzzFeed и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовали данные о подозрительных операциях крупнейших международных банков, которые стали известны благодаря крупнейшей утечке информации из американской Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN). Это подразделение Минфина США, которое собирает и анализирует информацию о финансовых транзакциях, чтобы противодействовать финансированию терроризма и отмыванию денег. Из российских СМИ доступ к базе FinCEN получили партнеры ICIJ — издание «Важные истории».
Что утекло
Журналисты BuzzFeed News еще в 2017 году получили доступ более чем к 2100 секретных файлов FinCEN. Это ведомство получает данные о подозрительных транзакциях американских банков, а также зарубежных банков, у которых есть корсчета в кредитных организациях США (такие счета банк должен иметь для того, чтобы проводить транзакции в американской валюте). В FinCEN из банков стекается информация о так называемых SAR (suspicious activity reports) — отчетах о подозрительных транзакциях. Именно к ним и получили доступ журналисты. Речь идет об отчетах в том числе таких крупных банков, как JPMorgan Chase, Deutsche Bank, HSBC и др. Подозрительными банк может счесть транзакции, когда один из контрагентов зарегистрирован в офшорной зоне, находится в санкционных списках, упоминается в негативных публикациях в СМИ и т.д. Наличие отчета о подозрительных транзакциях необязательно означает, что транзакция была связана с отмыванием денег.
Чтобы проанализировать утечку, BuzzFeed обратился к ICIJ. В итоге над расследованием по мотивам этих документов работало более 400 репортеров почти из 90 стран, среди изданий партнеров — французская Le Monde, немецкая Sueddeutsche Zeitung, британская BBC, итальянская L’Espresso и многие другие.
BuzzFeed News не раскрывает имя источника, который предоставил изданию файлы, однако в январе 2020 года, как напоминают «Важные истории», бывшая высокопоставленная сотрудница FinCEN Натали Эдвардс признала вину в передаче данных журналистам. Сейчас она ожидает приговора суда.
Всего транзакции охватывают более 130 стран. Есть подозрительные транзакции и из России.
Российские сюжеты
Среди отчетов о подозрительных транзакциях FinCEN, которые оказались в распоряжении журналистов, — сведения о получении компанией Sandalwood Continental, связанной с виолончелистом Сергеем Ролдугиным, которого Владимир Путин называл своим другом, $830 000 от кипрской компании Dulston Ventures. В основании платежа говорится, что это плата за продление договора займа. Компания Dulston присутствует в списке аффилированных лиц нескольких российских компаний, входящих в «Севергрупп» Алексея Мордашова, указывают «Важные истории».
Еще одна связанная с Россией транзакция из отчетов FinCEN — получение советником президента России на общественных началах Валентином Юмашевым (зятем первого президента России Бориса Ельцина и экс-главой его администрации) $6 млн от компании Epion Holdings Limited с Британских Виргинских островов, принадлежащей Алишеру Усманову. Согласно отчетам FinCEN о подозрительных транзакциях, деньги перечислялись по соглашению об услугах в 2006-2008 годах. Усманов и Юмашев не ответили на вопросы издания, в пресс-службе Кремля указали, что вопрос относится к личной и коммерческой информации.
Документы FinCEN, как пишет BBC, показывают, что в 2012-2016 годах компания Advantage Alliance, которая с 2008 года имеет счет в банке Barclays, провела транзакций на $77,5 млн. Как утверждал в июле этого года Сенат США, Advantage Alliance — одна из компаний, участвовавшая в схеме, в рамках которой братья-миллиардеры Аркадий F 36 и Борис Ротенберги F 81 (с 2014 года фигуранты американского санкционного списка SDN) тайно покупали произведения искусства. В сенатском докладе говорится, что компания связана с Аркадием Ротенбергом. В 2016 году счет Advantage Alliance в банке Barclays был закрыт, однако данные FinCEN показывают, что счета других компаний, предположительно связанных с Ротенбергами, оставались открытыми до 2017 года. В частности, остался открытым счет компании Ayrton Development Limited, которую, согласно поступившему в FinCEN отчету Barclays, в банке сочли подконтрольной Аркадию Ротенбергу. Всего в попавших в распоряжение журналистов документах 26 отчетов о подозрительных транзакциях (включая те, которые были проведены через банк Ротенбергов — СМП Банк). Отчеты касаются 368 транзакций на сумму свыше $1 млрд.
Из документов следует, что разные американские банки в период с 1997 по 2017 год пометили как подозрительные 2275 транзакций на общую сумму $12,4 млрд, связанных с миллиардером Олегом Дерипаской F 41, пишет ICIJ. В частности, Bank of New York Mellon отметила как подозрительные 16 транзакций, совершенных в 2013-2015 годах с участием зарегистрированной на Британских Виргинских островах Mallow Capital Corp., структуры «Базового элемента» Дерипаски. Mallow Capital, в частности, в 2012-2013 годах перевела самой себе $420 млн через различные банки и структуры на Британских Виргинских островах. В некоторые транзакции, проводимые через Bank of New York Mellon, был вовлечен банк «Союз» (миноритарный пакет в банке принадлежал Дерипаске, сейчас банк своих акционеров не раскрывает). Дерипаска отрицает какую-либо связь с отмыванием денег и финансовыми преступлениями.
Есть в документах FinCEN и информация о транзакциях от российских государственных структур за рубеж. «Важные истории» пишут, что компания «Рособоронэкспорт», которая занимается продажей российской военной техники за рубеж и входит в госкорпорацию «Ростех», перечисляла деньги индонезийскому бизнесмену китайского происхождения Енг Дин Тжонгу (в Индонезии его зовут Суджито Нг). Транзакции осуществлялись через банк «Международный финансовый клуб» (МФК), доля в котором есть у супруги главы «Ростеха» Сергея Чемезова Екатерины Игнатовой. Компания Суджито Нг Trimarga Rekatama действовала, как писали местные СМИ, в интересах корпорации «Сухой» в Индонезии.
Информация об этом была опубликована вскоре после того, как в мае 2012 года самолет Sukhoi Superjet в ходе демонстрационного полета в Индонезии врезался в гору, в результате чего погибли 45 человек, находившихся на борту. «Рособоронэкспорт», согласно документам FinCEN, на которые ссылаются «Важные истории», в 2011-2012 годах платил Суджито, что вызывало вопросы у американского Bank of New York Mellon, который и отчитывался об этом американской финразведке. Например, в декабре 2011 года Суджито было переведено более $220 000, в январе 2012 года еще $51 000. В банке МФК утверждают, что «Рособоронэкспорт» и Суджито не были клиентами банка.
В отчетах о подозрительных транзакциях, как пишут «Важные истории», есть информация о платежах российского оператора связи МТС в адрес офшорной компании, близкой к Анару Махмудову, сыну экс-министра национальной безопасности Азербайджана Эльдара Махмудова. В 2015 году, по данным документов FinCEN, МТС перевела компании Caspian Telecommunication с Британских Виргинских островов $5,3 млн. В МТС «Важным историям» сообщили, что у компании не было и нет бизнеса в Азербайджане, а с Caspian Telecommunication у компании был заключен типовой договор об услугах международной связи, по которому осуществлялся двусторонний обмен голосовым трафиком на мобильные номера МТС в России, Армении, Азербайджане и на Украине. Именно с этим договором и были связаны платежи.
Еще один блок транзакций, которые были маркированы как подозрительные, — переводы в 2013-2014 годах от сингапурской RSC Trading в адрес Максима Воробьева — брата подмосковного губернатора Андрея Воробьева и сооснователя рыбодобывающей компании «Русская Аквакультура». RSC Trading экспортировала продукцию «Русской рыбопромышленной компании», в которой у Максима Воробьева была доля. Теперь RSC Trading (сейчас Pacific Rim Group) руководит кореец Рим Хосуп, который также возглавляет сингапурскую Amereus Group, владеющую сетью компаний в Сингапуре (через них Максим Воробьев инвестирует в американские компании), пишут «Важные истории» со ссылкой на данные американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. Представительница Воробьева заявила, что тот никак не связан с Pacific Rim Group.
Летом 2015 года банк Barclays в Нью-Йорке пометил как подозрительную транзакцию перевод $1 млн в адрес бывшего вице-мэра Москвы и куратора строительства «Москва-Сити» Иосифа Орджоникидзе за «консультации». Как сказано в документе FinCEN, деньги перевела компания BEM Global Corp Романа Фукса — брата известного девелопера Павла Фукса, который в начале 2000-х годов получил в «Москва-Сити» два участка под строительство. Сам Фукс объяснял, что взять участки его «уговорил» Орджоникидзе.
По данным FinCEN, в конце 2013-начале 2014 года связанная с Газпромбанком компания GPB Mineral Services (зарегистрированная в ОАЭ «дочка» Газпромбанка) и кипрская Antates Investments перевели более $6 млн компании TRP Management (Британские Виргинские острова). Та в свою очередь перевела $1,5 млн на личный счет заместителя предправления Газпромбанка Игоря Русанова. Перевод TRP Management сопровождался пояснением о «грядущем сотрудничестве в проектах в Африке и Латинской Америке». GPB Mineral Services — часть компании GPB Global Resources, в которой до 2019 года долей владел Газпромбанк и которая в свою очередь владела долей в совместном предприятии с венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA. Банк и Русанов ситуацию никак не прокомментировали.
Лидеры по подозрительным
Общий объем транзакций, информация о которых оказалась у журналистов, превышает $2 трлн. ICIJ опубликовала базу данных о части этих транзакций — на $35 млрд, которые проводились с 2000 по 2017 год. В базе отражены только те транзакции, по которым доступно достаточно сведений о банках-отправителях и банках-получателях. Это «иллюстрация того, как потенциально грязные деньги текут из страны в страну по всему миру через американские банки», пишет ICIJ. В этом «срезе» на Россию приходится 3810 подозрительных транзакций: получено было $7,3 млрд, отправлено — $3,5 млрд.
В числе лидеров по количеству подозрительных транзакций оказались Альфа-банк и Сбербанк (около 500 подозрительных транзакций на общую сумму свыше $400 млн у каждого), владивостокский банк «Приморье» из второй сотни российских банков по объему активов, который был вовлечен в 362 подозрительных транзакции на общую сумму более $205 млн, и Росбанк (323 операции). Последний при этом стал лидером по объему подозрительных транзакций — $4,8 млрд.
Самой крупной транзакцией, связанной с Россией, стал перевод из Amsterdam Trade Bank (нидерландской «дочки» Альфа-банка) в Росбанк $2,7 млрд в августе 2011 года. В тройку крупнейших транзакций также вошли перевод $303 млн из латвийского Expobank в банк «Союз» в апреле-мае 2013 года и перевод из Credit Suisse в «Еврофинанс Моснарбанк» $300 млн в октябре 2008 года. Лидером по проводкам подозрительных транзакций из России среди зарубежных банков стал Bank of New York Mellon, который был вовлечен в 2992 транзакции — отправил $2,76 млрд и принял $7,07 млрд.
След «зеркальных сделок»
В отчете FinCEN рассказывается о четырех россиянах, образовавших так называемую «московскую зеркальную сеть». В 2016 году Deutsche Bank оказался в центре скандала из-за «зеркальных сделок», с помощью которых через российский филиал банка из России вывели около $10 млрд. США и Великобритания позднее оштрафовали немецкий банк за то, что он не сумел предотвратить отмывание денег.
Как утверждается в документе FinCEN, четверо россиян через подконтрольные подставные фирмы и финансовые организации выводили из России «миллиарды долларов в год», получая за это «комиссию в размере до 5%». Согласно документу, они покупали бумаги крупных российских компаний за рубли, сразу переводили их в Европу и продавали за доллары, евро или фунты. Это позволяло обменивать крупные суммы в валюту без надзора регуляторов.
Двое из четырех россиян, названных в отчете, — это Алексей Куликов и Олег Белоусов, бывшие акционеры лишенного лицензии Промсбербанка, в совет директоров которого входил двоюродный брат Владимира Путина Игорь. Куликов в 2017 году был осужден по делу о хищении денег из банка («Росбалт» писал, что в этом году он вышел по УДО). Белоусова по тому же делу объявили в розыск. Куликов и Белоусов не ответили на запросы Buzzfeed.
Третий россиянин в документе — российский финансист Андрей Бабенко. Как пишет Buzzfeed, сейчас он живет в Израиле и занимается криптовалютами. Бабенко в общении с Buzzfeed причастность к «зеркальным сделкам» опроверг.
Четвертый россиянин из отчета — Андрей Горбатов из Москвы. Горбатов уже упоминался в расследовании The New Yorker в 2016 году как возможный владелец компаний-контрагентов Deutsche Bank по «зеркальным сделкам». Сам он заявил Buzzfeed, что непричастен к «зеркальным сделкам», назвав деятельность своей компании «на 100% законной».
Еще один россиян, который упоминается в документе, — это некий консультант по безопасности Игорь Маракин. Как пишет Buzzfeed, Маракин был директором или владельцем как минимум трех компаний, причастных к «зеркальным сделкам». Одна из них переводила деньги фирме Лазаря Шайбазяна, который попал под санкции США как один из предполагаемых лидеров преступной группировки «Братский круг». Шайбазян не ответил на запросы о комментарии.
Маракин также оказался совладельцем компании Financial Bridge, которую основал в 2012 году бизнесмен Александр Перепиличный — когда-то в России он, как писала «Новая газета», занимался в том числе легализацией денег бизнесменов и чиновников, а после бегства в Великобританию стал информатором по делу о хищениях из российского бюджета, которые разоблачил Сергей Магнитский. В ноябре 2012 года Перепиличный умер при загадочных обстоятельствах. Британское следствие признаков насильственной смерти не нашло. В 2017 году Buzzfeed опубликовал расследование, в котором говорилось, что американская разведка пришла к выводу, что он, скорее всего, был «убит по прямому приказу» президента России Владимира Путина «или близких ему людей».
Владельцы у Financial Bridge сменились всего за месяц до смерти Перепиличного, пишет Buzzfeed: о новых бенефициарах Financial Bridge проинформировала Danske Bank, в котором у нее были счета. Как пишет Buzzfeed, если бы после смерти Перепиличного банки действовали более решительно, возможно, один из крупнейших финансовых скандалов десятилетия можно было предотвратить.
Маракин не ответил на запрос. Deutsche Bank заявил, что после скандала сотрудничал с властями и «выделил значительные ресурсы» на пресечение отмывания денег. Danske Bank отказался от комментариев о Financial Bridge.
Побочный эффект
Обнародование данных финансовой разведки или раскрытие деталей SAR, согласно американскому закону 1970 года «О банковской тайне», карается штрафом до $250 000 и пятилетним тюремным сроком по каждому обвинению. По словам консультанта по финансовым преступлениям Гэвина Коулза, экс-сотрудника британского Национального агентства по борьбе с преступностью, утечка FinCEN станет огромным ударом и для правоохранителей, и для организаций, которые перед ними отчитываются. Как объяснил Коулз Thomson Reuters накануне публикации ICIJ (журналисты-расследователи анонсировали ее), в основе борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма лежит «доверие и конфиденциальность». «Сохранение секретности SAR имеет решающее значение для эффективного функционирования режима раскрытия информации». В противном случае, по словам Коулза, у банковских служащих, которые ответственны за отслеживание подозрительных транзакций, возникает стимул скрыть часть информации от регулирующих органов, не в последнюю очередь из-за проблем личной безопасности.
Миллиарды из виолончели: подозрительные переводы Ролдугина и Юмашева
Данные подразделения Минфина по борьбе с отмыванием денег содержат информацию о подозрительных переводах на общую сумму более 2 триллиона долларов. Среди них транзакции многих известных россиян.