Систему бюджетной поддержки кино не ругал только ленивый. Доходит до смешного: пародийные разносы снятых на государственные деньги фильмов в интернете получают гораздо больше просмотров, чем сами картины. Но вялые оправдания Минкульта ничего не меняют: каждый год под шумок раздаётся 3–4 миллиарда. Причём осваивают их одни и те же люди.
1. Сколько бюджет тратит на кино?
Господдержка игрового «большого» кино идёт через Фонд кино. Ежегодно бюджет закачивает в него 3–4 млрд рублей. Львиную долю средств фонд раздаёт киношникам на безвозвратной основе, но часть – на возвратной, правда, без процентов. Вернувшиеся деньги считаются уже собственными средствами фонда – сейчас это примерно 1,5 млрд рублей. Таким образом, изначально бюджетные деньги распределяются в фонде на два кошелька. Вдобавок Минкульт напрямую финансирует авторское, анимационное и экспериментальное кино. Это ещё 3–4 млрд в год.
В начале 2019 года Фонд кино сообщил, что киношники не вернули ему 710 млн рублей. Позже Счётная палата провела аудит фонда за 2017–2019 годы. Из материалов проверок известно, что часто многомиллионные суммы уходили компаниям, зарегистрированным на Кипре, или российским фирмам со штатом в несколько человек. Однако последствий выводы аудиторов не имели – к тому времени Минкульт ввёл в руководство фонда своих людей, с которых трудно спрашивать за старые грехи.
2. Кому достаются деньги?
Основными потребителями денег являются люди, напрямую связанные с руководством фонда. Так, экспертный совет организации возглавляет Леонид Верещагин – гендиректор «Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова». И по какому-то совпадению ТРИТЭ частенько получает многомиллионную господдержку. На создание фильма «Движение вверх» (2017 год) из бюджета было выписано 400 млн рублей на безвозмездной основе. (67,8% от всех вложений в картину). Фильм «Тренер» (2018 год) получил 260 млн, «Огонь» (2020 год) – 330 миллионов.
Здесь сложно не вспомнить, что нынешний министр Ольга Любимова считается человеком, близким к Никите Михалкову. Её родители дружат с режиссёром, а сама она делала о нём фильм.
Ещё один «везунчик» – Фёдор Бондарчук. Он не только входит в совет при Фонде кино, но и является сооснователем «Арт Пикчерс Студии». Другой её бенефициар – Степан Михалков, сын Никиты Михалкова. Их компания получила в общей сложности из бюджета 1,6 млрд рублей только на безвозмездной основе. Такие щедрые вливания позволили компании снять 13 фильмов, которые собрали в прокате 3,36 млрд рублей. Последний пример – фильм «Вторжение» (2020 год), который не смог отбить вложенные 988 млн рублей. Впрочем, за счёт безвозмездного взноса Фонда кино в размере 400 млн проект может оказаться вполне себе прибыльным для его создателей.
3. Что чиновники хотят изменить?
В Минкульте любят кивать на опыт Франции, сумевшей сохранить свой кинематограф, несмотря на всю мощь Голливуда. Однако там, вместо того чтобы выдавать режиссёрам деньги, в цену билета ввели специальный налог. Средства поступают в Национальный фонд кинематографии, который затем выделяет дотации молодым режиссёрам и продюсерам. Это позволяет выпускать до 200 фильмов в год.
В 2017 году Минкульт РФ также выдвинул идею брать по 3% с каждого проданного в кинотеатре билета в Фонд кино. По оценке экс-министра культуры Владимира Мединского, это позволило бы собирать 1,5 млрд рублей в год. При Любимовой ведомство пытается продавить отмену ограничений бюджетного финансирования. До последнего времени Минкульт мог выдавать продюсерам не более 70% от сметы. Теперь же планируется финансировать некоторые фильмы полностью за счёт государства.
4. Но ведь цифры показывают, что наше кино популярно, разве нет?
В России работает автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах ЕАИС. Собранные ею данные говорят о том, что российские фильмы уверенно вытесняют с экранов импортные. А в десятке самых кассовых господствуют картины, получившие поддержку Фонда кино. Беда в том, что подавляющее большинство снятых с господдержкой картин оказываются убыточными. Яркий пример здесь – фильм «Союз спасения», который даёт новую интерпретацию истории декабристов. На него было потрачено 980 млн, 500 из которых выделило государство. В прокате же удалось собрать только 719 млн. Не менее половины этой суммы останется у владельцев кинотеатров, так что создатели картины останутся в минусе.
5. Что скрывает Минкульт?
После создания ЕАИС функционеры Минкульта любят говорить об открытости всех данных. «Наша Версия» отправила в Минкульт официальный запрос. Мы просили предоставить конкретные цифры господдержки по каждому фильму в 2018–2019 годах и, главное, информацию о невозвращённых субсидиях. Но ответа в установленный законом срок редакция так и не получила. Минкульт и здесь нарушает закон?
Знаковой для развития отечественного кинопроката можно считать историю киноцентра «Соловей» на Красной Пресне. В 2019 году он стал самым посещаемым кинотеатром страны, но, несмотря на это, был снесён. Минкульт во главе с Мединским на словах протестовал, но сделать ничего не смог. Впрочем, судьба здания была предрешена ещё в 90-е годы, возглавляемый Никитой Михалковым Союз кинематографистов продал акции киноцентра. Кому и за сколько – доподлинно неизвестно до сих пор. Но перекупщик явно смог хорошо наварить.
Минкульт не глядя отстегивает миллиарды Михалкову и Бондарчуку
Каждый год в России на производство кинофильмов раздаётся 3–4 миллиарда, причём осваивают их одни и те же люди.