На прошлой неделе бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что готовит обращение к президенту в связи с преследованием коммунистов по политическим мотивам.
«Сейчас по поручению Геннадия Зюганова я готовлю перечень конкретных дел в отношении коммунистов, которые преследуются за свою политическую деятельность. Во время встречи с президентом Геннадий Андреевич будет на эту тему разговаривать», — заявил «Интерфаксу» глава юридической службы КПРФ, депутат Вадим Соловьев.
Соловьев, надо сказать, профильный специалист по вопросам парламентариев, имеющих непростые отношения с законом. Его позиция последовательная и четкая: наличие судимости — вовсе не повод ограничивать человека в его праве представлять избирателей в органах власти.
Например, в прошлом году именно Соловьев готовил обращение КПРФ в Конституционный суд, по итогам рассмотрения которого были существенно смягчены поправки в законодательство, без вариантов закрывавшие двери в парламент для людей, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь он же подготовил законопроект, в соответствии с которым не придется даже указывать данные о наличии судимости при подаче документов в ЦИК, если с момента вынесения приговора истекло более 10 или 15 лет (в зависимости от статьи).
В этих случаях еще можно было сказать, что коммунисты отстаивают права оппозиции как таковой.
Но ситуация со «списком Зюганова» принципиально иная. Тут речь идет о лоббировании интересов однопартийцев, причем разглядеть в их уголовном преследовании политическую подоплеку нелегко.
Например, недавно к пяти годам колонии общего режима был осужден Константин Ширшов. Суд согласился с государственным обвинением, которое квалифицировало как мошенничество действия депутата, пытавшегося продать предпринимателю Чернякову проходное место в федеральном списке на выборах 2011 года в Госдуму. То есть Ширшов наказан за то, что якобы ввел доверчивого Чернякова в заблуждение, а в действительности никакого мандата продать не мог. Но, как подробно рассказывала «Новая» (см. № 15 за 2013 год), по итогам спецоперации ФСБ, в ходе которой Ширшов был взят с поличным, можно предположить, что у него действительно была возможность включить Чернякова в список. А заодно — снять его с федерального розыска. Эти пикантные подробности позволяют иначе оценивать трогательную заботу КПРФ о депутатах с уголовным прошлым.
Ситуация с еще одним преследуемым коммунистом — Николаем Паршиным заставляет перефразировать классическое высказывание Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»: «То мандат, а то — дети». Паршин подозревается следствием в участии в мошеннической схеме, объектом которой стало здание Рахинской средней школы (Волгоградская область). Еще в 1998 году в результате техногенной аварии оно стало непригодным для обучения, и в 2008 году коробку из кирпича приватизировали всего за 250 тысяч рублей. Рахинские школьники до сих пор занимаются в помещениях бывшего детского сада.
Но недавно здание было выкуплено за бюджетные деньги, причем в 100 раз дороже приватизационной цены, за 25 миллионов рублей. Примечательно, что продавцом выступила фирма, подконтрольная местному депутату-коммунисту Сергею Чекункову, а ходатайство на имя губернатора о необходимости реализации этой сделки, по данным Следственного комитета, направил именно первый секретарь Сталинградского обкома КПРФ (то есть главный коммунист Волгограда), депутат Николай Паршин. Получается, по мнению Зюганова, лоббирование бизнес-интересов однопартийцев — это и есть политика?
«Мир — народам, фабрики — рабочим, земля — крестьянам, власть — Советам!» — главные тезисы ленинских декретов революционного периода 1917 года, взятые впоследствии за идеологию советского государства, а позже — по праву преемственности — оглашенные КПРФ уже в наши дни в качестве политического курса. Однако при нынешней модели капиталистической экономики стоит обратить внимание на другие ценности, логично не отраженные в коммунистической идеологии, — деньги.
Коммунистическая партия приспособилась к реалиям современного общества и, недолго думая, негласно дополнила «заветы Ильича» пятым тезисом: «Деньги — партии».
Вот только если практика отзыва мандатов из-за уголовного преследования по экономическим статьям станет регулярной, то у потенциальных соискателей места в Госдуме будет меньше мотивации для инвестиций в партийную кассу. Есть отчего бить тревогу.
Мошенники с партбилетом
Почему лидер КПРФ столь активно защищает интересы однопартийцев, имеющих проблемы с законом.